Республиканская ежедневная "Юридическая газета"

24.04.2013

Просмотров: 2146

Модернизация юридического образования

Главой государства выдвинута масштабная идея Общества Всеобщего труда, в основе которой - реальный производительный труд.
Президент подчеркнул необходимость стимулирования и поощрения хорошего труда и профессионализма, призывал вернуться к утраченной в коллективах системе показателей труда, выполнения плана, соревнований. Сегодня все эти установки находят реализацию в нашем университете. Это: индикативное планирование, рейтинговая система оплаты, материальное и моральное стимулирование производительного труда.


«Модернизация системы образования в Казахстане целесообразна по трем главным направлениям: оптимизация образовательных учреждений, модернизация учебно-воспитательного процесса, повышение эффективности и доступности образовательных услуг», - считает Президент РК. В данном контексте можно сказать, что проведенная в Казахском национальном университете имени аль-Фараби оптимизация факультетов и кафедр, приносит сегодня положительные результаты. На примере кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики можно сказать, что «укрупнение» кафедры сказалось и на улучшении качественного уровня профессорско-преподавательского состава кафедры, и на повышении производительности труда. Сегодня на кафедре работают пять док­торов, шестнадцать кандидатов и двенадцать магистров юридических наук. Кафедра, образованная в результате слияния трех кафедр, две из которых числились в аутсайдерах предыдущих рейтингов, сейчас занимает 4 место в общеуниверситетском рейтинге.
Изменив форму, мы меняем и внутреннее содержание - учебно-воспитательный процесс. Коллектив кафедры находится в постоянном поиске эффективных методов и моделей обучения с тем, чтобы в меньших временных рамках подать больший объем учебного материала, повысить уровень его восприятия, сформировать конкретные навыки и ускорить процесс адаптации студента в профессии.
Чтобы иметь ясное представление, чему и как учить современного студента, надо постараться понять его социальные и профессиональные ориентиры. Нынешнему поколению студентов, быстро освоившему новейшие информационные технологии, свойственен динамичный стиль жизни, прагматичный подход к происходящим процессам и явлениям, ярко выраженный индивидуализм. Динамичная, технически оснащенная жизнь современного студента, клиповое мышление требуют создания в рамках учебного процесса принципиально новых организационных и действующих моделей обучения. Процесс обучения переносится в другую плоскость: студенты получают знания, работая над групповыми и индивидуальными научными проектами, консультируя в общественных приемных, участвуя в учебных судебных процессах, реальных выездных судебных заседаниях, расследуя учебные уголовные дела. Отдельные занятия переносятся в БСЭ, исправительную или воспитательную колонию, т.е. применяются различные формы и виды интерактивного обучения.
Президент говорит о доступнос­ти образовательных услуг, о важности дуального профессионального образования и необходимости современных центров прикладных квалификаций. Кафедра совместно с Институтом повышения квалификации университета организует и проводит семинары-тренинги, обучающие курсы, курсы повышения квалификации для практических работников.
Кроме того, разработаны новые образовательные программы в магистратуру: «Судебно-экспертная деятельность», «Уголовно-исполнительная деятельность», «Правовое обеспечение безопасности информационного пространства». Магистерская программа «Судебно-экспертная деятельность» на междисциплинарной комплексной основе предназначена для подготовки экспертов-химиков, экспертов-биологов, экспертов-физиков и др. специалистов, дефицит которых испытывают региональные экспертные учреждения. Магистерская программа «Уголовно-исполнительная деятельность» также на междисциплинарной основе направлена на подготовку специалис­тов для уголовно-исполнительной системы, в том числе пенитенциарных педагогов, и психологов.
«Предстоит на порядок повысить информационную составляющую жизни казахстанского общества, расширить возможности интернет-технологий», - пишет Президент. В связи с этим своевременной представляется образовательная программа «Правовое обеспечение безопасности информационного пространства», направленная на подготовку специалистов совместно с физико-техническим и механико-математичес­ким факультетами.
Социальный инфантилизм, неумение адаптироваться во взрослой жизни ведут к тому, что часть молодежи легко становится «добычей» религиозных сект, экстремистов, наркоманствующих и криминальных групп - считает Президент РК. Для коллектива кафедры это означает, что волонтерская работа со студентами в детских домах и спецучреждениях для несовершеннолетних, правовоспитательная работа с учащимися школ Алматы, научно-исследовательская работа студентов в созданном на базе кафедры Центре научных исследований проблем борьбы с преступ­ностью несовершеннолетних, будет активизирована. Работа в данном направлении способствует достижению нескольких целей. Во-первых, правовой всеобуч и правовое воспитание несовершеннолетних, которые выполняют студенты-юрис­ты, во-вторых, обучая других, студенты учатся сами, приобретают правовые знания и опыт работы, в-третьих, учатся милосердию и преодолевают инфантилизм.
«В фокусе моего внимания - забота о каждом казахстанце», - подчеркивает Н. Назарбаев. Забота о каждом члене коллектива, от студента до академика, корпоративная солидарность, социальная поддержка талантливой и способной молодежи являются нормой в университете. Яркий пример - инициатива ректора университета по привлечению спонсоров и меценатов и учреждении именных стипендий для отличников учебы из социально уязвимых слоев населения, которая была единодушно поддержана коллективом университета. Кафедра не осталась в стороне и в числе первых поддержала стипендиями десятки отличников учебы, которые теперь с гордостью называют себя Айтиевскими, Баймурзинскими, Халиковскими, Каиржановскими стипендиатами.
Еще один тренд современности, который красной нитью проходит через нашу жизнь - полиязычность. В университете не первый год ведется активная работа по созданию групп, обучающихся на иностранном языке, количество специальностей, дисциплин, преподаваемых на английском языке, возрастает. Созданы условия для преподавателей, желающих обучаться иностранному языку. 80 процентов преподавателей нашей кафедры посещают групповые занятия по английскому языку на рабочем месте.
В целом вся деятельность нашего коллектива подчинена одной цели - трансформации в национальный исследовательский университет.
Р. ДЖАНСАРАЕВА,
зав. кафедрой уголовного права, уголовного процесса и криминалистики юридического факультета
КазНУ им. аль-Фараби, д. ю. н.,
Ш. МАЛИКОВА,
зам. зав. кафедрой
по учебно-методической
и воспитательной работе, к.ю.н.,
А. БАЙСАЛОВ,
зам. зав. кафедрой
по научно-инновационной
деятельности
и международным связям, к.ю.н.