"Казахстанская правда" общенациональная ежедневная газета

09.01.2013

Просмотров: 2144

Концептуальность и прагматизм
Дата:05.01.2013
Сегодня казахстанцы, вникая в содержание нового Послания Нурсултана Назарбаева, единодушно делают вывод о его принципиальном отличии от всех предыдущих стратегических документов, адресованных народу.

Прежде всего обращает на себя внимание масштабность Послания: не только представлен подробный отчет о достижениях в экономической, политической и социальной сферах двадцатилетнего развития Казахстана, оценке его сегодняшнего состояния как успешно состоявшегося в мировом сообществе государства, но и определены новые горизонты развития, вплоть до 2050 года.

Ученым, да и простым гражданам, еще предстоит более подробное ознакомление с положениями представленного народу документа. Тем не менее хотелось бы, под первым впечатлением от знакомства с Посланием, высказаться о такой его составляющей, как оценка состояния сферы высшего образования.

В Послании делается акцент на том, что «знания и профессиональные навыки – ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров». По справедливому мнению Нурсултана Назарбаева, профессио­нально-техническое и высшее образование должно ориентироваться в первую очередь на максимальное удовлетворение текущих и перспективных потребностей национальной экономики в специалистах, ибо это во многом решит проблему занятости населения.

Президент говорит о необходимости создания сети государственно-частного партнерства для развития системы высшего и среднего образования, для чего, соответственно, требуется создать ориентированные на предпринимательство учебные программы, образовательные курсы и институты. В этом плане, по мнению Главы государства, мы должны уже в 2013 году принять меры по полноценной кооперации науки и бизнеса, в связи с чем Правительству поручено выявить меж­отраслевые сектора, где возможен трансферт технологий, создание на них спроса со стороны крупных недропользователей и нацкомпаний.

Ряд высказанных в Послании предложений уже находит реальное воплощение в деятельности руководства Министерства образования и науки РК и национальных вузов. Так, в озвученном Президентом документе делается акцент на том, что высшие учебные заведения не должны ограничиваться образовательными функциями. Им необходимо создавать и развивать прикладные и научно-исследовательские подразделения. Вузы, которым мы гарантировали академическую автономию, как сказал Президент, должны активно развивать свою научно-исследовательскую деятельность.

Эта задача уже сегодня воплощается в Назарбаев Университете, Казахском национальном университете им. Аль-Фараби, Евразийском нацио­нальном университете им. Л. Гумилева и других национальных вузах. В частности, в КазНУ еще два года назад было принято решение о транс­формации вуза в исследовательский университет, что на концептуальном уровне изменило его цели, задачи, приоритеты будущего развития в новых экономических условиях. В вузе проведена реструктуризация всей управленческой и организационной инфраструктуры, введена система рейтинговой оценки деятельности всех подразделений и каждого члена коллектива с учетом расширения в ней научной составляющей. Это решение не замедлило дать свои позитивные результаты: по итогам оценки ведущего европейского рейтингового агентства QS, КазНУ им. Аль-Фараби в текущем году переместился на 200позиций вверх, заняв 390-е место среди 700 ведущих вузов. И это не предел в нашем продвижении в мировом образовательном пространстве.

Все это подтверждает вывод Президента страны о том, что мы вполне можем активно участвовать в масштабных международных научно-исследовательских проектах. Это даст нам возможность интегрировать усилия наших ученых с зарубежным научно-исследовательским сообществом по стратегическим инновационным направлениям. Наша цель – стать частью глобальной технологической революции.

Очень актуально звучат строки Послания, где говорится о необходимости избавиться от устаревших либо невостребованных научных и образовательных дисциплин, одновременно усилив востребованные и перспективные направления. А также о том, что мы должны интенсивно внедрять инновационные методы, решения и инструменты в отечественную систему образования, включая дистанционное обучение и обучение в режиме онлайн.

Реализация данных постулатов в ведущем вузе Казахстана подтверждает актуальность сделанных Президентом заявлений, дает направления для выработки новых приоритетных направлений. Можно смело сказать, что определение в Послании новых путей развития высшего образования даст новый толчок к его совершенствованию в целях решения задач, стоящих перед страной в экономической, политической и социальной сферах.

Каримжан ШАКИРОВ,

декан факультета международных отношений Казахского национального университета им. Аль-Фараби