XXXIX научно-методическая конференция профессорско-преподавательского состава КазНУ им. аль-Фараби

16.02.2009

Просмотров: 3206

28 января 2009 года состоялись 39 научно-методическая конференция ППС КазНУ им.аль-Фараби "Совершенствование качества высшего образования в свете Болонского процесса: реалии, проблемы и перспективы" и форум "Лучший преподаватель КазНУ". Подробнее о конференции и форуме можно прочитать http://www.kaznu.kz/ru/3/news/one/298/ и http://www.kaznu.kz/ru/3/news/one/300/

Фотогалерея

ИТОГИ

XXXIX НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА КАЗНУ ИМ. АЛЬ – ФАРАБИ «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА: РЕАЛИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

В условиях глобализации образования все большее значение приобретает уровень развития интеллектуальных ресурсов страны, а качество образования становится одним из ведущих инструментов не только внутренней политики, но и значимым фактором международного престижа страны. Одним из примеров формирования новой системы высшего образования является Болонский процесс, который предлагает новую модель использования международного опыта, основанного на учете собственной специфики и особенностей зарубежной образовательной системы. Для более эффективного осуществления этой задачи необходимо дальнейшее изучение опыта зарубежных стран, расширение международного сотрудничества в аспекте углубления фундаментальных научных исследований и их активного внедрения в учебно-образовательный процесс. Об этом свидетельствует проведенная XXXIX научно-методическая конференция профессорско-преподавательского состава университета.

Основная цель конференции - повышение качества высшего образования через соответствие принципам Болонского процесса и определение эффективных путей интеграции КазНУ им.аль-Фараби в мировое образовательное пространство.

В работе конференции приняли участие 1403 преподавателя, с докладами выступили 159 преподавателей КазНУ, а также зарубежные гости: глава Кластерного бюро и Представителя ЮНЕСКО по Казахстану, Кыргызстану, Таджикистану и Узбекистану Тарья Виртанен, Alex Danilovich - Ph.D., ассоциированный профессор университета Южного Иллинойса (США), Yang Min Jong - профессор Пусанского университета (Южная Корея).

В ходе работы на пленарном, секционных заседаниях обсуждались актуальные проблемы:

- совершенствование учебного процесса бакалавриата-магистратуры-докторантуры в свете Болонского процесса;

- инновационные методы и средства оценки качества образования через соответствие принципам Болонского процесса;

- аккредитация образовательных организаций и образовательных программ как фактор интеграции в мировое образовательное пространство.

Участники конференции, отмечая важность ежегодных научно-методических конференций, внесли ряд предложений, которые можно сгруппировать следующим образом:

  • по реализации основных принципов Болонского процесса: автономии и академической свободы вузов, повышения мобильности преподавателей и студентов, обеспечение сопоставимости образовательных программ и конвертируемости дипломов и пр.
  • по дальнейшему совершенствованию методической работы в условиях кредитной системы обучения;
  • по повышению у студентов мотивации на получение качественного образования, ответственности за результат обучения, развитие навыков самообучения и самоконтроля, стимулирование научно-исследовательской деятельности;
  • по совершенствованию содержания образования;
  • по внедрению активных и инновационных методов обучения;
  • по выработке предложений по повышению эффективности контроля качества обучения, по использованию управления качеством образования на разных уровнях;
  • по обмену опытом подготовки конкурентоспособных специалистов.

На конференции был позитивно оценен опыт преподавателей КазНУ по совершенствованию качества многоуровневого образования бакалавриата-магистратуры-докторантуры в свете Болонского процесса и внедрения кредитной системы обучения в КазНУ им.аль-Фараби. Вместе с тем, участниками конференции были выявлены проблемы, связанные с развитием системы ИНТРАНЕТ: дальнейшего совершенствования и оптимизации процедур контроля и внешней оценки, необходимость направленной работы по формированию нового мышления преподавателей и повышению квалификации ППС.

С учетом предложений, которые были представлены участниками секций конференции, разработаны следующие рекомендации:

- обеспечить повышение качества учебного процесса на факультетах путем активизации внедрения интерактивного обучения, инновационных методов и форм обучения, что существенно меняет образовательную стратегию студента, способствуя самостоятельному конструированию образовательной программы каждым студентом;

- использовать в качестве одного из важных инструментов повышения качества образования формирование активной мотивации у студента учиться эффективно и ответственно относиться к конструированию своей образовательной стратегии с ориентацией на свою будущую профессиональную карьеру;

- рекомендовать методическому отделу Департамента по академическим вопросам и Департаменту по учебно-методической работе организовать проведение мастер-классов, обучающих тренингов среди преподавателей путем приглашения модераторов обучающих курсов из числа наиболее опытных зарубежных преподавателей и преподавателей КазНУ, а также организацию стажировок за рубеж по повышению квалификации ППС для освоения новых образовательных технологий;

- Департаменту по академическим вопросам для повышения качества образования необходимо организовать разработку и внедрение медиаобразовательных программ для ППС и студентов бакалавриата, магистратуры, докторантуры;

- Департаменту учебно-методической работы с целью успешной реализации принципов Болонского процесса и установления соответствия образовательных программ КазНУ международным требованиям:

    1. провести детальный анализ ГОСО и классификатора специальностей, разработать единый научно-методологический подход по идентификации ГОСО РК и образовательных программ ведущих зарубежных вузов;
    2. в месячный срок разработать методические рекомендации по идентификации ГОСО и образовательных программ зарубежных стран и график ее реализации;

- с целью создания эффективной и качественной образовательной модели рекомендуется создать социологическую группу, которая должна проводить мониторинг соответствия качества подготовки специалиста конъюнктурному спросу рынка, направлениям и задачам производства;

- Департаменту международного сотрудничества совместно с департаментом учебно-методической работы разработать механизм включения КазНУ им.аль-Фараби в экспериментальную программу двудипломного образования МОН РК.

- Департаменту международного сотрудничества провести ревизию международных соглашений с зарубежными вузами для организации сотрудничества в совместной подготовке высококвалифицированных специалистов (до конца учебногогода).

- Департаменту по академическим вопросам и департаменту по науке и инновационной деятельности разработать научно-обоснованную концепцию и механизм интеграции в учебный процесс результатов научной деятельности, активизации привлечения студентов к научной деятельности.

- Департаменту по воспитательной работе и развитию языков разработать концепцию воспитательной работы со студентами в условиях кредитной системы обучения, предполагающей индивидуализацию образовательного процесса.

- Деканам факультетов назначить ответственных за новое учебное оборудование и провести обучающие семинары с ППС по его использованию в учебном процессе.

В заключении участники конференции выразили благодарность оргкомитету конференции за хорошую организацию работы конференции.