21.11.2011 Исидро Агуильо руководитель исследовательской группы The Cybermetrics Lab провел международный семинар в КазНУ им. аль-Фараби

21.11.2011

Просмотров: 1143

У НАС В ГОСТЯХ - ГРАНДЫ МИРОВОГО РЕЙТИНГА

(Интервью с Исидро Агуильо, автором проекта Вебометрикс, руководителем исследовательской группы The Cybermetrics Lab (Лаборатория Киберметрикс) при Высшем совете научных исследований (CSIC) Испании Международного рейтингового агентства Webometrics Ranking of World Universities (г.Мадрид)

- Расскажите о себе, почему Ваша профессиональная деятельность связана с ранжированием веб-страниц мировых университетов.

Мое полное имя - Исидро Франческо Агуильо Каньо, я родился в Испании. Получил степень бакалавра в университете Комплутенсе и магистра по специальности «Информация и документация» в университете Карлоса III.

В течение 15 лет наша исследовательская группа Испанского Научного Исследовательского Института проводила количественный анализ влияния Интернета на и деятельность научных и академических учреждений и его роль в их взаимодействии. В 2004 году мы опубликовали рейтинг вебсайтов университетов на основе составных индикаторов, учитывающих наличие необходимой информации и их востребованность. Итоги ранжирования web-страниц университетов нами объявляется два раза в год - в середине января и июля, собирается информация о сайтах и проводится анализ, раз в полугодие публикуется результат на сайте нашей лаборатории. Я являюсь автором проекта Вебометрикс, руководителем исследовательской группы The Cybermetrics Lab (Лаборатория Киберметрикс) при Министерстве науки Испании.

- Какие университеты имеют право быть представлены в Вашем рейтинге, на основании каких индикаторов и что это дает университетам?

Как Вам известно, существуют несколько мировых рейтинговых агентств, которые ранжируют вузы. Например, если другие рейтинговые агентства рассматривают деятельность только лишь 500 -600 передовых университетов и в основном развитых стран, таких как США, Европы и составляют рейтинг на основе их научного потенциала, то рейтинг Вебометрикс способен анализировать веб-страницы 20000 университетов мира. Я думаю, это существенная разница. Мы охватываем все без исключения регионы планеты.

Главное требование для вхождения в рейтинг, то что университет должен иметь веб- домен (веб-сайт). Важно чтобы веб страница университета содержала важную и полезную информацию научного, образовательного и иного характера для студентов, преподавателей и жителей данной страны, а также чтобы информации имели высокое качество и социальную востребованность.

Вебометрикс имеет основные 4 индикатора, такие как: объем веб-страницы университета, наличие документов и файлов разного формата, присутствие научных и образовательных информаций, имеющих открытый доступ и количество внутренних и внешних ссылок. Эти индикаторы позволяют отразить деятельность университетов на основе имеющихся документов и оценить их влияние на сообщество.

Я считаю, что в первую очередь веб-сайт университета должен освещать три основные миссии его деятельности: образование, наука и передача инноваций. Веб-сайт университета дает возможность оказать помощь обществу, обеспечивая его качественной информацией, кроме того позволяет вузу быть более интернационализированным и способствует студентам, преподавателям и другим сотрудникам быть узнаваемыми не только в пределах региона и страны, но и за рубежом.

В современном мире для ученых вуза важнее всего иметь возможность быть источником новой и качественной информации. Простой пример: люди могут получить информацию с сайта университета о туризме Казахстана, социальных услугах в сфере медицины, музейного дела. Размещенные на сайте вуза рекомендации в этом плане будут считаться научно выверенными и наиболее достоверными для пользователей.

Наше отличие от аккредитационных агентств заключается в подходе. Рейтинговые агентства рассматривают обобщенные параметры, а аккредитационные – каждый параметр изучают более детально. Должен выразить также свое личное мнение, что процедура проведения рейтинг а должна быть бесплатной. Университеты должны получать аккредитацию отечественных и государственных организаций на бесплатной основе, во избежание манипуляций результатов. Ведь смысл аккредитации и ранжирования важен для государства, чтобы можно было контролировать качество оказываемых образовательных услуг и научно-исследовательской деятельности университетов.

- Кто несет ответственность за развитие сайта университета и наполнение его содержанием?

Развитием сайта университета должны заниматься не только программисты и назначенные ответственными за контент сотрудники, а весь коллектив университета.

ИТ- специалисты университета могут разработать программное обеспечение, но следует учитывать тот факт, что компьютерные программы обновляются и улучшаются очень часто и появляются новые программы международного стандарта, доступные и бесплатные. Особенно для решения узких задач лучше использовать международные стандартные программы, которые имеют большое количество пользователей. Они уже проверены временем и выбраны большим числом пользователей, то есть теперь можно внедрять на свое усмотрение адаптировать базовую функцию. Если возникнут какие-либо проблемы, всегда в данном случае есть возможность попросить помощь у других пользователей.

Главное достоинство сайта – это его содержание. Содержание сайта университета не должно ограничиваться только информациями, касающимися его деятельности. Информации должно быть как можно больше и разного характера, она может быть создана и студентами и профессорами. Очень важно, чтобы информации были высокого качества и имели научное обоснование, то есть должны создаваться профессионалами. Нельзя ограничиваться созданием информации только для вуза, региона, города и страны, информации должны быть на нескольких иностранных языках. Английский язык предпочтительнее, так как является языком науки и инноваций во всем мире и наиболее распространен в Интернете.

- Ваши впечатления о Международном семинаре в Казахском национальном университете им. аль-Фараби, на который Вы были приглашены в качестве основного докладчика?

О, я очень рад, что впервые попал в Казахстан по приглашению моего коллеги, первого проректора КазНУ имени аль-Фараби профессора М.Буркитбаева. Мне удалось увидеть прекрасный восточный город Алматы и читать лекции в одном из ведущих университетов вашей страны. С 21 по 22 ноября т. г. в Казахском национальном университете им. аль-Фараби состоялся Международный семинар по проблемам вовлечения казахстанских университетов в мировой рейтинговый процесс.

Я имел честь доложить результаты мирового ранжирования вузов и харктеризовать уровень вовлеченности вузов Казахстана. Мною были предложены темы для обсуждения: специфика Webometrics Ranking of World Universities; индикаторы присутствия вузов в виртуальном пространстве; Интернет-аудитория: дизайн и рейтинг вузовских сайтов, аудитория была очень заинтересованной, представители вузов со всего Казахстана задавали вопросы. Во время семинара состоялись живые дискуссии об имеющихся проблемных вопросах и эффективном внедрении мировой практики создания и улучшения университетских сайтов. В ходе семинара были обсуждены следующие вопросы: Описание Вебометрикс, методы и инструменты, Веб индикаторы; Прикладной Вебометрикс, позиционирование в поисковых сайтах, оптимизация веб содержания; Измерения посещаемости сайта, анализ веб посетителей, популярность и др. На конкретных примерах сайтов всего мира и конкретно КазНУ мы разобрали при помощи инструментария, используемого нашей лабораторией. Участники семинара убедились, как им образом производится ранжирование и что при этом учитывается. Я убежден, что мои консультации найдут непосредственное применение и будут способствовать качественному улучшению содержания университетских сайтов Казахстана.

Мы отметили основные недостатки в формировании сайтов вузов Казхастана. Содержание сайтов казахстанских университетов ориентировано в основном на пользователей, владеющих региональными языками и имеют очень мало страниц на английском языке. К сожалению, сайты не обновляются так часто, как хотелось бы. Зачастую страницы сайта университетов не имеют точных заголовков . Например, если дается информация о структуре университета, то не упоминается принадлежность самих этих структур конкретному университету. Робот, считывающий данную информацию, воспринимает ее содержание буквально, но не как сайта университета. Повторюсь, что следует максимально использовать все возможности Интерента, и в этой связи университеты через свои веб -страницы должны делать свой полезный вклад в развитие общества. Университеты могут и должны освещать как можно шире, пропагандировать исторические, культурные и природные ценности своей нации, страны, региона и города. И это самым качественным образом должно отражаться на сайте университета. Ведь обыватель уверен и вправе думать, что информация, размещенная на сайте университета, является научно выверенной и подготовлена ведущими специалистами в данной области. Университетские специалисты также могут готовить информации для Wikipedia.

- Вы упоминали о наличии базы данных, содержащей образовательные и научные материалы на сайте университета, давайте уточним, какая все же информации должна на нем содержаться?

Ваша база данных должна содержать научную информацию, образовательные вспомогательные материалы.

Я исхожу из принципа: ваш сайт - ваше главное достоинство. Как ученый, знаю, что невозможно опубликовать все труды ученых в высоко -рейтинговых журналах и иметь свои труды в мировых научных базах данных таких как Scopus, Web of Knowledge.

Даже если вы будете опубликованы, то очень коротко - о результатах своего эксперимента и теоретические выводы. Ваш сайт, напротив, дает возможность опубликовать свои труды независимо от качества содержания. Это могут себе позволить и молодые ученые, PhD студенты, магистранты. Тому же, они получат отклики от тех, кто работает по той же теме в другой части земли. Когда люди ищут научные труды, то в основном они используют Google Scholar в качестве поисковика. И здесь ваша работа будет замечена и оценена.

Американские университеты, для сравнения, предоставляют пользователям большие образовательные и научные информации, причем в открытом доступе. Хочу объяснить, почему Массачусетский Технологический Институт занимает первое место в нашем рейтинге. Это учебное заведение имеет на своем сайте очень много образовательных, основных и вспомогательных материалов в виде силлабусов на каждое занятие в Word, Pdf, PPT форматах. А также, на сайтах американских университетов вы можете найти видео-курсы известных профессоров и общественных деятелей. Я понимаю, что имеется внутренний барьер у некоторых казахстанских ученых, что их труд может быть подвергнут плагиату и использован другими. Но есть и другая сторона – вы размещаете высококачественный материал и этим как бы устанавливаете высокую планку научных изысканий, которая послужит сигналом для интеллектуального прорыва других пользователей.

- Спасибо. Позвольте отвлечь Вас от цели поездки и задать вопрос, что Вам больше всего понравилось в Казахстане?

Да-да, вопрос очень кстати… Я очень благодарен организаторам семинара, что они нашли время ознакомить меня с казахской культурой, я с удовольствием посетил Государственный исторический музей, музей народных инструментов, высокогорный каток Медео. Особенно меня поразило гостеприимство и блюда национальной кухни , которая отражает традиции многонационального Казахстана. Я счастлив буду воспользоваться возможностью поздравить всех казахстанцев с праздником – 20-летия Независимости. Я обрел много друзей среди студентов и сотрудников КазНУ, был в музее университета и восхищен университетским кампусом, который растет день ото дня. Все это благодаря поддержке со стороны государства и вашего Президента.