В генеральном рейтинге лучших вузов Казахстана-2011 КазНУ занял первое место в категории многопрофильных вузов

15.07.2011

Просмотров: 3301

Независимое казахстанское агентство по обеспечению качества в образовании (НКАОКО) опубликовало в общенациональной газете «Казахстанская правда» (№220-221, 15.07.2011 г.) итоги рейтинга лучших вузов Казахстана за 2011 год. Казахский национальный университет им. аль-Фараби в генеральном рейтинге занял первое место в категории «многопрофильные высшие учебные заведения».

По словам научного руководителя агентства Шолпан Калановой, рейтинг сформирован «на основе анализа академических показателей, оценки экспертов и опроса работодателей». Число вузов, представивших свои данные в этом году, значительно расширилось. «Если в 2010 году только 67 из них представили свои данные, остальную информацию мы получили из Министерства образования и науки, а также открытых источников, то в этот раз опросник агентства заполнили уже 84 вуза. Тем не менее, агентство своими исследованиями охватило все 134 гражданских вуза Казахстана», - сообщила она.

Методика расчета генерального институционального рейтинга НКАОКО базируется на трех составляющих: первая анкета – это оценка качества академических ресурсов вуза, которой присвоено 60% и эти данные представляют вузы. Вторая анкета – экспертная оценка качества деятельности вузов (10% - это результат опроса около 200 экспертов), третья анкета – социологический опрос работодателей и государственных органов (30%). Результаты этих трех частей суммировались и определялись интегральные суммы, в соответствии с которыми были получены рейтинговые места для каждой группы вузов, всего 6 категорий групп – многопрофильные вузы, технические, гуманитарно-экономические, педагогические, медицинские и вузы искусства.

Методология рейтинга одобрена Международной группой экспертов по рейтингу (IREG-3) и соответствует стандартам, которые заложены в Берлинских принципах в обеспечении прозрачности, релевантности и валидности индикаторов. В настоящее время только по первой анкете, в которой оцениваются академические ресурсы вуза, НКАОКО использует 6 индикаторов и 32 критерия. Индикатор 1 представляет качественный состав контингента студентов и состоит из 7 критериев. К примеру, 1-й критерий – доля студентов, обучающихся на дневной форме, 2-й – обучающиеся на основе образовательного заказа. «Это очень важный критерий, показывающий, какие вузы, при наличии у них гранта, предпочитают студенты. Он действительно отражает уровень привлекательности вуза», - подчеркивает Ш. Каланова. Индикатор 2 демонстрирует результаты учебных достижений студентов, 3 – дает информацию о качественном составе преподавателей вуза, 4 – отражает научно-исследовательский и инновационный потенциал вуза, является важным показателем его работы, 5 – показывает уровень международного сотрудничества, 6 – это уровень информационного обеспечения вуза, связанный с наличием сайта. «Данный индикатор относительно новый для наших вузов, мы его ввели в прошлом году, что связано с актуальностью использования Интернета», - поясняет научный руководитель агентства. Кроме того, качество и разработка сайтов учебных заведений находится под контролем МОН РК. В плане мероприятий по реализации Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы прописан пункт по требованиям к сайту вузов.

Результаты рейтинга были рассмотрены и утверждены Экспертным советом по рейтингам, созданным при агентстве, в который входят депутаты Парламента РК, представители НЭП «Атамекен», МОН РК, общественных организаций. В генеральном рейтинге лучших вузов Казахстана представлено 62 вуза страны.

По мнению первого проректора КазНУ Мухамбеткали Буркитбаева, «рейтинг – это мощный инструмент для измерения состояния университетов, их управления и повышения конкурентоспособности». Участие вузов в рейтингах является важной задачей, которой университет уделяет большое внимание. Так, 7-8 июля на базе КазНУ прошел международный семинар «Интернационализация вузов Казахстана и международные рейтинги университетов». В мероприятии приняли участие вице-министр образования и науки Мурат Орунханов, президент Обсерватории по Академическим рейтингам и передовому опыту профессор Ян Садлак, глава исследовательского центра QS - Бен Соутер, представители Британского Совета, Национального офиса Темпус в Казахстане, 25 вузов республики.

Главной его целью являлся анализ и обобщение мирового опыта интернационализации образования, повышение квалификации и профессиональной подготовки специалистов в области международных связей. Особое внимание на семинаре было уделено месту вузов Казахстана и СНГ в международных рейтингах, проблемам и перспективам, сопутствующим разработке и участию в рейтингах. Тематика семинара охватывала методологические, научные, технологические, кадровые и организационные вопросы формирования определенного рейтингового статуса конкретного университета.

Пресс-служба КазНУ