ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

30.05.2018

Просмотров: 3375

 

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АЛЬ-ФАРАБИ

Утверждена на заседании

Научно-методического совета университета

Протокол, №____ «___»____2018 г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

По специальности 6D072100 - Химическая технология органических веществ

Алматы, 2018 г.

 

Координатор      


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литвиненко Ю.А. 

 

Разработчики

 

Турмуханова М.Ж,

 

Корулькин Д.Ю.

 

Сейтимова Г.А.

 

ПАСПОРТ

                                             ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ            

ДОКТОРАНТУРЫ

по специальности 6D072100 - Химическая технология органических веществ

Уровень образования 7 

по направлению подготовки научное и педагогическое  

Присваиваемая степень доктор философии (PhD) по специальности

6D072100 - Химическая технология органических веществ

1. Общая характеристика образовательной программы

1.1 Цель и миссия ОП

Миссия:Формированиекадровогопотенциала–высококвалифицированныхспециалистовконкурентоспособныхнаотечественномимеждународномрынкетруда в соответствии с их запросами и перспективами развития страны и региона

Цель образовательной программы по специальности «6D072100 - Химическая технология органических веществ» -обеспечить подготовку конкурентоспособных специалистов, обладающих достаточным знанием, способных усваивать новые объекты знания, а также генерировать новые знания в областихимии и химической технологии органических веществ и материалов синтетического и природного происхождения, решать вопросы совершенствования технологии органических веществ и полимеров в соответствии с современными мировыми тенденциями; формулировать производственные задачи на профессиональном языке и решать их с помощью современных технологий; имеющих активную гражданскую позицию, основанную на идеях мира, добра и справедливости

1.2 Основные показатели ОП

 

Тип ОП: докторантураPhD 

Сроки ОП: 3 года 

Формы обучения: очная

Теоретическое обучение: 15 кредитов

1.3                                Краткая характеристика ОП.

 

Настоящая программа по специальности «6D072100 - Химическая технология органических веществ» составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми зарубежными вузами. Образовательная программа построена по модульному принципу на основе компетентностного подхода.

Предусмотрены следующие направления подготовки по специальности:

  1. 6D072101Химическая технология синтетических органических веществ
  2. 6D072101 Химическая технология природных соединений

3, 6D072101 Химическая технология полимерных материалов

2.Квалификационные требования в формате результатов обучения 

2.1              Ожидаемые результаты обучения по  

 

По завершении данной программы ожидается, что студенты будут способны:

  1. продемонстрировать фундаментальную научную подготовку по специальности 6D072100 - Химическая технология органических веществ
  2. интерпретироватьрезультаты экспериментальных методов;
  3. найти способ выражения для оригинального развития и применения идей в контексте научных исследований; критически анализировать существующие концепции, теории и подходы к анализу процессов и явлений; интегрировать знания, полученные в рамках разных дисциплин для решения исследовательских задач в новых незнакомых условиях;  
  4. оценивать суждения и принимать решения на основе неполной или ограниченной информации в области технологической задачи.      
  5. разрабатывать   методологию научных исследований; в области научной и научно-педагогической деятельности в высших учебных заведениях и обеспечения постоянного обновления знаний, расширения профессиональных навыков и умений. 
  6. анализировать и решать современные научные и практические проблемы, организовывать и вести научно-исследовательскую и инновационную деятельность по избранной научной специальности;
  7. использовать полученные знания для оригинального развития и применения идей в контексте научных исследований; 
  8. демонстрировать умениепроводить информационно-аналитическую и информационно-библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;  
  9. критическиоценивать существующие концепции, теории и подходы к анализу процессов и явлений; интегрировать знания, полученные в рамках разных дисциплин для решения исследовательских задач в новых незнакомых условиях; путем интеграции знаний выносить суждения и принимать решения на основе неполной или ограниченной информации;  

10.  применятьсовременные тенденции развития химии и химической технологии углеводородного сырья;современные подходы, стратегий и методов молекулярного моделирования новых синтетических лекарственных веществ и органических соединений с заданными свойствами; взаимосвязи «структура – свойство» органических веществ; 

11.  давать оценку и творчески подходить к решению новых проблем и ситуаций; обобщать результаты научно-исследовательской и аналитической работы в виде диссертации, научной статьи, отчета, аналитической записки и др.;

12.  принимать решения и аргументировать их при решении той или иной проблемы в технологической области.

2.2              Ожидаемые результаты по каждому модулю ОП 

Модуль "Комплексная переработка углеводородного сырья" 

 

По успешному завершению данного модуля студенты должны быть способны:

  1. формировать системное понимание теоретических и экспериментальных аспектов изучения методологии и методов исследования в области комплексной переработки углеводородного сырья;
  2. создавать, разрабатывать и адаптировать к определенному региону инновационные проекты в области нефтепереработки;
  3. интерпретировать результаты исследования в области комплексной переработки углеводородного сырья;
  4. обобщать результаты экспериментальных данных и объяснять причины возникновения тех или иных погрешностей технологического процесса переработки;
  5. анализировать и оцениватьсуществующие технологии переработки углеводородного сырья;
  6. дифференцировать методологию и приемы переработки углеводородного сырья в зависимости от природы и состава;
  7. генерировать новые идеи и приемы для повышения эффективности процесса переработки углеводородного сырья;

8. рекомендовать разработку оригинальных методологий и методов исследований, расширяющих сферу традиционных, доминирующих направлений и концепций в области глубокой переработки углеводородного сырья.

Модуль "Современные тенденции в химии полимерных материалов" 

По успешному завершению данного модуля студенты должны быть способны:

  1. воспроизводить теоретические и экспериментальные аспекты методологии и методов исследования в области химии и технологии полимерных материалов и композиций;
  2. выбирать и адаптировать к определенному региону инновационные проекты в области создания полимерных материалов промышленногоназначения;
  3. интерпретировать новые идеи и тенденции в сфере создания новых полимерных материалови композиций с широким спектром практически полезных свойств;
  4. использовать полученные знания для проведения диалога в области химии и технологии органических веществ и полимерных материалов с равным по статусу научным сообществом;
  5. сопоставлять в рамках академических и профессиональных компетенций технологическое развитие химии полимеров на уровне мировых стандартов;
  6. выявлять сходства и различия в технологии создания полимерных материалов в зависимости от сферы их использования;
  7. генерировать идеи путем разработки оригинальных методологий и методов создания инновационных полимерных форм, расширяющих сферу существующих направлений и концепций.
  8. Обсуждать и сопоставлять существующие технологии получения полимерных материалов и выбрать наиболее эффективный путь создания полимерных материалов с заданными свойствами.

Модуль "Химия и биологические функции органических веществ»

По успешному завершению данного модуля студенты должны быть способны:

  1. воспроизводить понимание теоретических и экспериментальных аспектов изучения современных тенденций в исследованиях функций органических веществ различной модификации в биологических объектах;
  2. обсудить и адаптировать к определенному региону инновационные проекты в области создания органических материалов, способных оказать целевое воздействие на биорецепторы;
  3. оценить новые синтонные подходы к созданию новых биологически активных веществ и композиций для целенаправленного и успешного воздействия на биообъекты;
  4. адаптировать к определенной сфере деятельности инновационные разработки в области создания биологически активных органических веществ, существенно улучшающих их физиологически активные свойства;
  5. содействовать разработке практически полезных органических веществ и материалов на уровне мировых стандартов и обсудить результаты с равным по статусу научным сообществом;
  6. сопоставлять структуру органического вещества с его воздействием на биомишени и развивать технологическую схему целенаправленного синтеза биологически активных веществ
  7. аргументировать выбор оригинальных методологий и методов создания инновационных форм органических материалов, расширяющих сферу существующих направлений и концепций в области химической технологии биоактивных органических веществ и материалов.
  8. обосновать использование оптимальной с его точки зрения технологии получения биологически активного соединения и обсудить коллективно правоту своего выбора.

Модуль "Инновационные методы анализа органических веществ" 

По успешному завершению данного модуля студенты должны быть способны:

  1. проанализировать теоретические и экспериментальные аспекты современных методов анализа органических веществ и материалов;
  2. аргументировать выбор методологии и метода анализа практически полезного органического соединения;
  3. практиковать использование оптимального метода анализа, позволяющего наиболее полно охарактеризовать исследуемое органического вещества;
  4. интерпретировать результаты анализа и обсудить их с равным по статусу научным сообществом;
  5. оценить новые идеи и тенденции в сфере создания новых методов идентификации органических веществ;
  6. оценивать методы контроля в технологической схеме производства органических веществ и материалов;
  7. содействовать в рамках академических и профессиональных компетенций развитию методов контроля качества продукции;
  8. генерировать новые подходы и применять широкий спектр навыков в области анализа практически полезных органических веществ и материалов.

Модуль "Структурно-ориентированный дизайн биологически активных органических соединений" 

По успешному завершению данного модуля студенты должны быть способны:

  1. продемонстрировать системному понимание теоретических и экспериментальных аспектов изучения современных методов создания биологически активных органических соединений и контролю качества, отвечающего требованиям современных методов стандартизации, сертификации и валидации;
  2. аргументировать выбор метода создания структуры, потенциально обладающей биологической активностью;
  3. адаптировать к определенной сфере деятельности инновационные разработки в области создания биологически активных веществ и материалов, отвечающих мировым стандартам по качеству;
  4. сопоставлять известные и инновационные методы молекулярного дизайна биологически активных органических субстанций и композиций;
  5. оценивать новые идеи и тенденции в сфере создания новых методов конструирования органических объектов с заданными свойствами;
  6. аргументировать выбор метода получения синтетических лекарственных средств и пестицидов и вести равноценный диалог в области создания и производства с
  7. обсудить и отстоять собственную точку зрения в области дизайна практически полезного органического соединения в диалоге с равным по статусу научным сообществом;
  8. применять широкий спектр навыков в сфере дизайна новых биологически активных органических веществ и материалов, исходя из анализа новейших достижений исследования закономерности «структура – биологическая активность».

"Модуль профессиональной практики" 

По успешному завершению данного модуля студенты должны быть способны:

  1. систематизировать и анализировать полученный в ходе практики материал;
  2. провести эксперименты и обсудить их результаты в педагогическом сообществе
  3. оценивать новейшие достижения в области химических исследований и химической технологии. 
  4. использовать теоретические знания и экспериментальные навыки для самостоятельного планирования и проведения эксперимента, анализа и оформления полученных результатов; 
  5. использовать интерактивные формы обучения;
  6. составлять и сопоставлять ежедневный план работы по теме диссертации;
  7. приобретать и совершенствовать экспериментальные и инструментальные навыки;
  8. анализировать результаты эксперимента, представить результаты исследовательской работы в форме отчета и защищать результаты исследовательской работы в научном сообществе.

 

2.3 Матрица формирования компетенций по модулям образовательной программы  

 

Название модуля

Результаты обучения по программе 

А1

А2

А3

В1

В2

В3

В4

В5

С1

С2

С3

D

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Комплексная переработка углеводородного сырья  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современные тенденции в химии полимерных материалов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Химия и биологические функции органических веществ  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инновационные методы анализа органических веществ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структурно-ориентированный дизайн биологически активных органических соединений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль профессиональной практики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научно-исследовательская работа докторанта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Анализ и потребности рынка труда в выпускниках данной ОП 

Для будущего трудоустройства выпускников программы ключевыми работодателями по специальности 6D072100 - Химическая технология органических веществ являются:

1. высшие учебные заведения, в которых ведется преподавание химии;

2. научно-исследовательские институты и лаборатории;

3. нефтедобывающая отрасль;

4. нефтеперерабатывающая отрасль;

5. производство пластмассовых изделий;

6. предприятия и компании фармацевтической, пищевой, косметологической отраслях;

7. предприятия, ведущие деятельность в области производства красителей, пигментов и лакокрасочных изделий;

8. предприятия, ведущие деятельность в области органических удобрений и пестицидов;

9. контролирующие органы (криминалистические лаборатории, таможенный контроль;

10. органы, осуществляющие сертификацию и контроль качества пищевых продуктов, лекарственных средств и др.).

Образовательная программа является актуальной для конкретной сферы занятости******

1.Химическая промышленность

2. Фармацевтическая промышленность

3. Высшие учебные заведения

4. Научно-исследовательские институты и подразделения.

4. Сферы профессиональной деятельности выпускника ОП

4.1 Планируемые сферы профессиональной деятельности выпускника.

 

Подготовка кадров по специальности 6D072100 - Химическая технология органических веществ проводится для следующих направлений профессиональной деятельности:

образовательная;

научная;

здравоохранение

органы гос.управления;

промышленность,

строительство;

сельское хозяйство;

4.2 Виды профессиональной деятельности, к которым преимущественно готовится выпускник ОП.

 

По специальности 6D072100 - Химическая технология органических веществ следующие виды профессиональной деятельности:

Преподаватель;

НС;

СНС

Технолог;

Руководитель или специалист в области физико-химического контроля органических веществ и материалов.

химического и химико-технологического профиля,

Руководитель подразделения в научно-производственных центрах, научно-исследовательских институтах, Государственного органа управления предприятиями и негосударственного сектора.

Руководитель подразделения в структурах Департамента по профилю: химическая, нефтехимическая, нефтеперерабатывающая, нефтедобывающая, фармацевтическая, пищевая промышленность, органы, осуществляющие контроль за качеством органических веществ и материалов,

Смежными видами профессиональной деятельности по специальности 6D072100 - Химическая технология органических веществ являются: Медико-биологическое дело; Химическая защита растений; Пищевая промышленность.

5.Описание преимуществ и особенностей ОП с точки зрения позиционирования на рынке образовательных услуг

Образовательная программа по специальности 6D072100 - Химическая технология органических веществ прошла международную аккредитацию агентства ASSIN.

По итогам рейтинга НААР образовательная программа занимает 1 место.

     Для реализации образовательной программы на факультете имеются лаборатории:

 

Базы практик: Дочернее государственное предприятие «Центр физико-химических методов исследования и анализа»,   Дочернее государственное предприятие «Научно-исследовательский институт новых технологий и материалов»

 

Кадровый потенциал: 5 докторов химических наук, профессоров; 2 доктора химических наук, доцента; 2 доктора философии PhD.

 

Академическая мобильность: Ростокский университет, Германия; Shanghai Institute of Materia Medica, Chinsese Academy of Science (CAS); China, Shanghai, Xinjiang technical institute of physics and chemistry, CAS, China, Urumqi; Миссиссипский университет, CША; Университет Постдама, Германия; Университет Карачи, Пакистан; Университет Пурду, США; Университет Рединга, Великобритания; Университет Ходжатеппе, Турция; Университет Малайя, Малайзия.

 

Научные школы или научные направления кафедры, (научные проекты): технология органического синтеза; технология химии природных соединений; технология коллоидной химии и химии высокомолекулярных соединений; катализ в нефтехимии. На кафедре выполняются 2 Международных проекта: Изучение биологически активных компонентов лекарственных растений Казахстана (Китайская академия наук); Developing radiation technology for manufacturing hydrogel wound dressings with antimicrobial activity (Royal Academy of Engeneering (RAEng), University of Reading) и 7 проектов грантового финансирования МОН РК: «Новые направления синтеза биологически и поверхностно-активных гетероатомных циклических структур на основе продуктов глубокой переработки углеводородного сырья», «Разработка и практическая реализация технологии опытно-промышленного производства новых экологически безопасных безсольвентных акрилатных красок с улучшенными характеристиками», «Разработка технологии получения новых мукоадгезивных лекарственных форм на основе гидрофильных полимеров и их смесей», «Разработка универсальных, экономически эффективных методов селективного выделения промышленно значимых классов биологически активных веществ из растений Казахстана», «Разработка технологии направленного синтеза новых азот- и фосфорсодержащих биологически активных веществ на основе природных оксиантрахинонов», «Разработка радиационно-химической технологии получения полимерных гидрогелей для дражирования семян с защитно-стимулирующими составами», «Технология получения интенсификаторов фиторемедиационной технологии очистки почв от стойких органических и неорганических загрязнителей и радионуклидов».

 

Сопоставление с аналогичными программами зарубежных вузов: Обучение по специальности «Химическая технология органических веществ» осуществляется в вузах 3 стран: в Республике Казахстан (23 вуза), в Российской Федерации (28 вузов) и в Республике Беларусь (2 вуза – специальность – «Химическая технология органических веществ, материалов и изделий»). Созвучная, со специальностью 6D072100, но кардинально отличающаяся по профилю подготовки, специальность «Chemical Engineering» присутствует в образовательных программах 124 вузов top 200, рейтинга QS. По указанной специальности, зарубежные вузы готовят инженерно-технический персонал для создания, обслуживания и разработки математического программного обеспечения для промышленного оборудования химических заводов, а сама специальность по профилю подготовки относится к физико-техническим. Базовые дисциплины специальности «Chemical Engineering», повторяющиеся в большинстве вузов, входящих в top 200, рейтинга QS: «Numerical Methods in Chemical Engineering» (Числовые методы в химическом инжиниринге), «Chemical Engineering Thermodynamics» (Термодинамика химического инжиниринга), «Analysis of Transport Phenomena» (Анализ явлений переноса) и «Chemical Reactor Engineering» (Разработка химических реакторов), также описывают общие физические закономерности работы приборов и аппаратов химических заводов, их создания, либо математического программного обеспечения этого промышленного оборудования. Из казахстанских, российских и белорусских вузов, осуществляющих обучение по специальности «Химическая технология органических веществ» («Химическая технология органических веществ, материалов и изделий» - в Республике Беларусь), в рейтинг QS, входят 7 университетов: Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Томский политехнический университет, Санкт-Петербургский государственный технологический университет, Казахский национальный технический университет имени К.И. Сатпаева, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Южно-Казахстанский государственный университет имени М. Ауэзова и Казахстанско-Британский технический университет. Согласно рейтингу QS, Казахский национальный университет им. аль-Фараби осуществляет наиболее качественную подготовку специалистов, превосходя по этому показателю следующий вуз в рейтинге - Томский политехнический университет, на 150 мест. Остальные вузы трех стран, осуществляющие подготовку докторантов по специальности 6D072100, либо ниже КазНУ им. аль-Фараби в рейтинге QS от 165 до 415 мест (Санкт-Петербургский государственный технологический университет; Казахский национальный технический университет имени К.И. Сатпаева; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина; Южно-Казахстанский государственный университет имени М. Ауэзова; Казахстанско-Британский технический университет), либо вообще не входят по качеству осуществляемых ими образовательных программ в академический рейтинг QS.

6. Требования к абитуриенту

 

По Правилам приема

1. В докторантуру принимаются:

- лица, имеющие академическую степень «магистр»;

- лица, имеющие ученую степень кандидата наук.

2. Претенденты в докторантуру должны свободно владеть английским языком. Уровень владения иностранного языка может быть подтвержден сертификатом или иными документами, выданными отечественными или международными образовательными организациями.

3. Поступающие в докторантуру сдают вступительные экзамены:

- по английскому языку;

- по специальной дисциплине.

4. Вступительный экзамен по иностранному языку (английский,) сдается по технологии стандартизированного тестирования.

5. Экзамен по специальной дисциплине в объеме действующих программ, установленных для выпускников магистратуры, проводится предметными комиссиями, состав которых утверждается ректором университета. 

 

Родственные специальности для поступления в докторантуру являются: Биология, Технология пищевых продуктов