8D05203 – Гидрология

Название ОП

8D05203 – Гидрология

Область образования

8D05 Естественные науки, математика и статистика

Направление подготовки

8D052 Окружающая среда

Группа образовательных программ

8D05 Естественные науки, математика и статистика

цель

Цель образовательной программы - подготовка кадров высшей квалификации, способных к инновационной деятельности в области гидрологической науки, образовании, практики на основе углубленного изучения теоретических и методологических основ гидрологической науки, а также системного использования знания и методологии смежных научных областей и цифровых технологий.

Реализация образовательной программы направлена на формирование личности специалиста, способного:

- создавать новое концептуальное знание, развивающее науку;

- аргументированно презентовать его специалистам в условиях научных дискуссий, в том числе и международных, на рабочем языке научного мероприятия,

- успешно осуществлять научно-исследовательскую, управленческую и экспертную деятельность в приоритетных областях гидрологической науки и практики.

Язык обучения

Казахский, русский, английский

Объем кредитов

180 академических кредитов

Присуждаемая академическая степень

Доктор философии PhD по образовательной программе «8D05203 – Гидрология»

Результаты обучения

По завершении данной образовательной программы ожидается, что докторанты будут способны:

1. проводить педагогическую деятельность по основным образовательным программам высшего образования, обучать и подготовить студентов различным дисциплинам в области гидрологической науки, науки о Земле и смежных дисциплин в форме проведения аудиторных занятий, лабораторных исследований, на полевой практике с использованием информационных технологии;

2. проводить сбор, обработку, анализ и систематизацию гидрологической базы данных, а также научно-технической информации по теме исследования, выбирать и обосновывать методики и средства по выпуску гидрологической продукции;

3. планировать и разрабатывать программы проведения научных исследований и технических разработок в области гидрологии, гидрологических процессов, подготовить заданий для проведения полевых исследовательских, изыскательных и научных работ с использованием современных компьютерных и ГИС-технологий;

4. устанавливать научные связи с зарубежными партнерами для осуществления совместных исследований, результаты которых публиковать в высоко рейтинговых журналах; применять современные методы научных исследований в области гидрометеорологии.

5. проводить научную и гидрологическую экспертизу проектов для решения научно-технических и инженерных задач предприятий природно-хозяйственных и водохозяйственных комплексов;

6. применять математические и численные методы к моделированию гидрологических процессов, владеть методами геоинформационного моделирования с применением данных дистанционного зондирования Земли и цифровой модели рельефа (поверхности);

7. оценивать, рекомендовать полученные результаты исследований на основе гидрологических, гидравлических и математических моделей гидрологических процессов, явлений и объектов для рационального и устойчивого использования водных ресурсов страны.

8. обосновывать и объяснять причины региональных проявлений в современных изменениях опасных гидрологических явлений таких как наводнения, половодья, меженный сток, поверхностных вод в регионах с целью предупреждения их в будущем;

9. рассчитывать, анализировать современное перспективное (прогноз) состояния водных ресурсов, режима и качества вод природных водоемов, как источника водоснабжения отраслей экономики, населения страны.

10. создавать, разрабатывать методики для организации и проведения экспериментов, предлагать новые методы и средства управления водными ресурсами в интересах оптимизации сценариев водообеспечения природно-хозяйственных систем, анализировать тенденции по динамике изменений гидрохимического состава вод рек.

11. контролировать оперативное поступление гидрологической информации и совместно принимает меры по решению возникших опасных гидрологических явлении и рисковых ситуации в целом.

12. демонстрировать умение работать в команде, отличатся личностными и лидерскими качествами необходимыми для участия в работе казахстанских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач, проводить качественно-количественный анализ состояния гидрологического режима водных объектов.

Для поступающих

https://welcome.kaznu.kz/ru/education_programs/doctorate/speciality/1665

Академическая деятельность

Академическая деятельность ОП осуществляется:

- в рамках существующих нормативных документов и методических рекомендаций в сфере высшего образования в области гидрологической науки;

- в результате реализации нормативных документов, регламентирующих учебно-методический процесс в университете;

- обобщением и распространением новых нормативно-правовых актов, касающихся методической работы;

- текущим и перспективным планированием учебно-методической работы университета; согласованием учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД) кафедры на соответствие нормативно-правовым актам, рабочего учебного плана и образовательной программе;

- мониторингом обеспечения учебного процесса учебно-методическими материалами, документальным оформлением результатов;

- разработкой учебно-методических материалов; разработкой и реализацией рабочего учебного плана.

Научная деятельность

Для реализации образовательной программы на факультете имеются лаборатории:

- учебно-лабораторный гидрологический центр, в состав которого входят: учебная лаборатория гидрометрии, центр архивации гидрологической информации; кабинет ГИС-технологии;

- лаборатории НИИ Проблем Экологии;

- Центр дистанционного обучения.

Научные направления кафедры метеорологии и гидрологии:

- влияния урбанизированных территорий на элементы гидрологического режима;

- моделирование гидрологических процессов, гидрологическое картирование в среде ГИС;

- космический мониторинг водных объектов;

- оценка и прогноз количественных характеристик опасностей наводнений и паводков;

- управление водными ресурсами.

Международная деятельность

Академическая мобильность докторантов осуществляется в рамках межвузовских договоров/соглашений или совместных проектов: трехстороннего соглашения/договора обучающегося, отправляющего и принимающего вуза для внутренней академической мобильности и приглашения для внешней академической мобильности. Докторанты проходят научные стажировки в ведущих и престижных зарубежных вузах: Университет Линкольна (Великобритания), Университет Аберистуита (Уэльс), Университет Рединга (Англия), Марбургский университет (Германия), Грайфсвальдский университет (Германия), Кильский университет (Германия), Технический университет Валенсии (Испания), Университет Париж-1 Пантеон-Сорбонна (Франция), Университет Оулу (Финляндия), Университет науки и технологии Иордании (Иордания), Российский государственный гидрометеорологический университет (Россия), Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (Россия).

Преподаватели образовательной программы проходят стажировки, образовательные курсы за рубежом для обмена опытом, получения новых компетенций, улучшения образовательных навыков.

Обеспечение качества (Аккредитация, рейтинг, работа с работодателями)

Международная аккредитация, национальная аккредитация

Данная образовательная программа прошла международную аккредитацию агентства «ACQUIN», срок действия аккредитации до 30 сентября 2023 г. По итогам рейтинга образовательных программ среди вузов РК НААР и НКАОКА занимает первые места.

Работодателями являются:

– подразделения РГП «Казгидромет»;

– подразделения ГУ «Казселезащита»;

– Институт Географии МОН РК,

– Министерство энергетики;

– Комитет по водным ресурсам МСХ РК;

– ПК «Институт Казгипроводхоз»,

– академические и научно-исследовательские институты, связанные с изучением гидросферы и водных ресурсов поверхностных вод и с ее взаимодействием с океаном;

– организации, учреждения и предприятия, связанные с изменением водных ресурсов и их трансформации;

– проектные, изыскательские, исследовательские институты, бюро, фирмы и т.п. различных форм собственности, зависящие в своей деятельности от состояния водных объектов;

– органы охраны природы и управления природопользованием;

– учреждения высшего образования.