Открытые лекции

 

МООК по дисциплине социология

Социология / МООК КазНУ им.аль-Фараби (kaznu.kz)

О курсе

Предмет социологии позволяет теоретически осмыслить, описать и систематизировать социальное положение общества, собрать данные с практической точки зрения.Общество состоит из сложной системы социальных связей и отношений. Такие связи могут основываться на взаимном партнерстве, сотрудничестве и приводить к созиданию или трудностям под влиянием противоречий и конфликтных ситуаций. Цель социологии-объяснить закономерности формирования различных социальных связей и показать эффективные пути разрешения споров. Характер формирования социальных связей и отношений определяется ценностями людей, отношениями к жизни, культурой, психологией, и то, как они формируются, в определенной степени зависит от социальной ситуации. Поэтому, изучая социологию, мы можем понять себя, среду, в которой мы живем, различные группы, их социальную психологию, культуру, к каким действиям мы готовы в различных ситуациях.

Структура курса

1 неделя. Социологическая наука, ее объект и предмет.

2 недели. Историческое становление и развитие социологической науки.

3 недели. Виды и методы социологического исследования

4 недели. Социология социальной структуры общества.

5 недель. Социология личности

6 недель. Социология семьи

7 недель. Социология девиантного поведения.

8 недель. Религия, культура и общество.

9 недель. Социология этноса и нации.

10 недель. Образование и социальное неравенство.

11 неделя. Роль Масс-медиа и информационных технологий в обществе.

12 недель. Экономика, глобализация и труд.

13 неделя. Влияние здоровья и медицины на здоровый образ жизни.

14 недель. Население, урбанизация и общественные движения.

15 недель. Направления и перспективы социальных изменений.

Академическая презентация курса

Цель курса

Формирование способности к овладению основами систематизированных знаний о теории и практике социологии путем анализа теорий, методов социальной сферы, особенностей проведения социологических исследований.

Ожидаемые результаты обучения

1-РО. Формирование умения организовывать исследования и свободно применять методы сбора первичных данных на основе выявления особенностей исследования социологической науки;

2-РО. Обосновать место и особенности социализации личности и семьи путем обобщения результатов, касающихся социальной структуры общества;

3-РО. Показать значение социальных институтов в их регулировании, развитии общественного сознания в результате анализа условий формирования девиации;

4-РО. Выявить неравенства в условиях глобализации и сделать социологический вывод о влиянии информационного общества на их формирование;

5-РО. Оценка их влияния на качественные показатели социального здоровья населения на основе анализа модернизационных изменений в обществе, процесса урбанизации.

Индикаторы достижения РО

1.1 ДИ – определение содержания и сущности базовых социологических категорий;

1.2 Интерпретация ДИ-социологических теорий;

1.3 ДИ-описание возможностей видов социологических исследований, методов сбора информации;

2.1 ДИ - систематизация классовой, профессиональной, региональной, демографической структуры общества;

2.2. ДИ - характеристика особенностей социализации личности;

2.3. ДИ - убедиться в роли и значении семьи как социального института;

3.1 Выделение ДИ-девиантных форм поведения;

3.2 ДИ - определение роли религии и культуры в формировании сотрудничества в обществе;

3.3 ДИ - дифференциация изменений ЭТНОСОЦИАЛЬНОСТИ в гражданском обществе;

4.1 ДИ - определение влияния знаний на социальное неравенство;

4.2 Оценка возможностей ДИ-масс-медиа;

4.3 ДИ - к концепциям глобализации;

5.1 ДИ - подготовка критериев физического и психического здоровья населения;

5.2 Формулировка достижений и проблем процесса ДИ – урбанизации;

5.3 ДИ-обсуждение модернизационных и инновационных изменений.

Информационные ресурсы

1. Джордж Ритцер, Джеффри Степницкий. Әлеуметтану теориясы. Астана. «Ұлттық аударма бюросы» ҚҚ. 2018. -856 б.
2. Әбсаттаров Р. Әлеуметтану: өзекті мәселелер.Алматы «Карасай» баспасы, 2013. 406 с.
4. Әбдікерова Г.О. Әлеуметтану. Оқу құралы. Алматы. Қазақ университеті. 2011.192.б.
3. Садырова М.С. Әлеуметтану: өзекті мәселелер. Алматы, Эверо. 2014.
4. Масионис Дж. Социология.СПб.: Питер. 2014
5. Смелзер Н. Социология. М. 2016.
6. Эльмира Отар. Особенности городского среднего класса Казахстана». – Астана, 2018.
7. Иванов Д.В. Актуальная социология и глэм-наука // Sociology of Science and Technology. - 2014. - Volume 5. - No. 2. - C.137-150.

Классификатор направлений подготовки кадров с высшим и послевузовским образованием

6В01 Педагогические науки

6В02 Искусство и гуманитарные науки

6В03 Социальные науки, журналистика и информация

6В04 Бизнес, управление и право

6В05 Естественные науки, математика и статистика

6В06 Информационно-коммуникационные технологии

6В07 Инженерная, обрабатывающая и строительная отрасли6b08 сельское хозяйство и биоресурсы

6В09 Ветеринария

6В10 Здравоохранение

6B11 Обслуживание

6В12 Национальная безопасность и военное дело

Авторы курса

Абдикерова Гулнапис Орынбасарқызы

Профессор

 

        Профессор кафедры социологии и социальной работы факультета философии и политологии Казахского национального университета имени аль-Фараби, выпускник философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова 1990 года.Занимается социологией личности, политической социологией и социальной антропологией, проектированием и моделированием социальных процессов, социализацией личности в условиях модернизации общества, изучением сущности модернизационных изменений в условиях глобализации. Автор более 200 научных трудов, более 20 учебников, учебных пособий и словарей.В 2018 году по национальной программе» Рухани жаңғыру «был проведен семинар " Новое гуманитарное образование. 100 новых учебников на казахском языке", Перевод с английского на казахский язык Джордж Ритцер, в качестве переводчика в Книгу Джеффри Степницкого «Sociological Theory» (теория социологии). Также в рамках этой программы в 2020 году Мари Конноли стала научным редактором переведенной с английского книги Луиза Хармса, Джейн Майдмент «Social work contexts and practice» (основы и практика социальной работы).МОН РК " интеграция системы высшего образования и работодателей как важнейшее условие профессиональной мобильности выпускников учебных заведений» (2015-2017гг.), участник более 20 проектов Министерства культуры и информации РК, Министерства образования и науки РК, общественных фондов г. Алматы.Обладатель почетных знаков 75, 80 лет КНУ им. Аль-Фараби. Почетный работник образования РК (2011), обладатель гранта Министерства образования и науки РК «Лучший преподаватель вуза» (2011).e-mail: a.gulnapis@mail.ru

Садырова Мәнсия Сапарғали қызы

Доктор социологических наук, профессор

 

       Доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и социальной работы Казахского национального университета имени аль-Фараби. Докторскую диссертацию защитил в 1998 году на тему» социально-профессиональная мобильность интеллигенции Казахстана". Автор более 200 научных трудов по социологии, в том числе 5 монографий, 12 учебных пособий, 3 социологических словарей. Участвовал в 10-томном сборнике «антология мировой социологии". Обладатель гранта МОН РК «Лучший преподаватель " 2006 года. Читает лекции на двух языках. Вносит значительный вклад в развитие социологии на казахском языке как учебной дисциплины и науки. В 2004 году награжден нагрудным знаком» За вклад в развитие науки РК". Подготовлено 8 докторов наук, 4 кандидата наук, 2 доктора PhD.Имеет опыт деятельности по изучению социально-профессиональной мобильности интеллигенции, молодежи, социальной стратификации казахстанского общества, мотивационной структуры социальных групп, проблем социологии образования. » Культурное наследие «(2007-2009 гг.), Грант МОН РК» языковая социализация молодежи «(2006-2009 гг.), грант Министерства культуры РК» роль миграции различных национальностей в формировании демографической ситуации Казахстана «(2008 г.), Проект» актуальные вопросы социологии и политологии " Грант КазНПУ им. Абая (2010 г.); » Научная казна", проект Академии наук (2012-2014г. г.). Участник Гранта МОН РК» интеграция системы высшего образования и работодателей как важнейшее условие профессиональной мобильности выпускников вузов «(2015-2017г.г.); Гранта МОН РК» профессиональный потенциал молодежи в контексте формирования интеллектуальной нации в РК: региональное социологическое исследование " (2015-2017 г. г.)-руководитель проекта.msadirova58@gmail.com