Ящик командирский КЯ-83

 

Ящик командирский КЯ-83 предназначен для обучения стрельбе без расхода боеприпасов из стрелкового оружия и гранатометов. Ящик командирский рассчитан на установку в учебных классах, стрельбищах и стрелковых огневых городках при следующих условиях эксплуатации: ­ повышенная температура +50°С пониженная температура ­30°С относительная влажность воздуха при температуре +20°С 95%.

Ящик командирский КЯ-83 представляет собой комплект учебных приборов и приспособлений, уложенных в ящик, который имеет следующие габаритные размеры и массу: длина – 410 мм; ширина­ 210 мм; высота­160 мм; масса ­ 7,5 кг. Номинальное напряжение питания 4,5 В.

9-1.jpg

В комплект КЯ-83 входят:

- ортоскоп к оптическим прицелам;

- фиксатор прицеливания;

- четыре боковых стекла;

- отвес мушки;

- указка магнитная с экраном и имитатором стрельбы;

- линейка стрелковая с показной мушкой и двумя держателями магнитными;

- линейка гранатометная;

- четыре  вкладыша к ортоскопу к оптическим прицелом.;

- шесть сеток оптических прицелов;

- фонарь карманный светосигнальный со светофильтром;

- секундомер;

- отвертка и ЗИП;

- ящик.

Устройство и принцип работы

Линейка стрелковая предназначена для изучения правил стрельбы и обучения прицеливанию из стрелкового оружия. Она имеет основание, мушку, набор сеток оптических прицелов, держатель магнитный и контрольную линейку.

9-2.jpg

Основание линейки выполнено из металла. На одной его стороне изложены правила выбора прицела и точки прицеливания при стрельбе из стрелкового оружия по различным целям; полевые правила определения поправок на ветер и движение цели; правила стрельбы по воздушным целям. На другой стороне основания нанесены контуры целей в определенном соотношении с прицельными приспособлениями на дальностях от 100 до 600 м.

Мушка служит для показа и объяснения: правильного положения мушки в прорези прицельной планки, прицеливания по различным целям, видимого соотношения размеров прицельного приспособления и цели на различных расстояниях, ошибок, допускаемых при прицеливании, выноса точки прицеливания на ветер и на движение цели, правил корректирования огня. Мушка состоит из основания с прорезью прицельной планки и вилкой для соединения с держателем, подвижной мушки и зажимной гайки.

Набор сеток оптических приделов предназначен для обучения прицеливанию с помощью ночных прицелов, оптического прицела снайперской винтовки СВД и оптического прицела для крупнокалиберного пулемета Владимирова и пулемета Калашникова (КПВТ и ПКТ), установленных на БТР. Каждая сетка имеет прозрачный круг со шкалой прицела и вилку для соединения с держателем магнитным.

Держатель магнитный предназначен для удержания прицельного приспособления (мушки, сетки прицела) на металлическом основании. Он имеет корпус, зажимной винт и постоянный магнит.

Контрольная линейка служит для определения правильности выноса точки прицеливания с учетом поправок на ветер и на движение цели. Она состоит из прозрачной линейки с делениями (каждое деление равно одной фигуре цели) и двух зажимных винтов для закрепления.

Применяя мушку для показа правильного положения мушки в прорези прицельной планки, надо взять прибор в руки, ослабить зажимную гайку, установить ровную мушку и закрепить гайку. Затем ровную мушку показать обучаемым. После показа предложить обучаемым самим установить ровную мушку. Для показа правильного прицеливания по различным целям руководитель присоединяет мушку к держателю и помещает ее на основании линейки в определенном положении по отношению к той или иной цели. После показа предлагает обучаемым самим показать прицеливание по цели.

При показе видимых соотношений размеров прицельного приспособления и целей мушка последовательно помещается на основании линейки у той или иной цели, расположенной на определенной дальности. При этом требуется, чтобы обучаемые запомнили эти соотношения.

Для показа ошибок, выявленных на тренировках или при стрельбе, с помощью прибора демонстрируется правильное положение мушки оружия при прицеливании, а затем показывается ошибка (мушка мелкая, крупная и т. п.), допущенная обучаемым.

При показе выноса точки прицеливания на ветер и на движение цели руководитель устанавливает на основании линейки мушку с необходимым упреждением по отношению к цели. После показа обучаемым указывается дальность до цели, направление и сила ветра (скорость и направление движения цели) и предлагается определить величину и направление выноса точки прицеливания (упреждения), демонстрируя решение задачи с помощью прибора.

Для контроля правильности выноса точки прицеливания надо освободить два зажимных винта контрольной линейки и установить ее в положение для контроля на той стороне, где расположены цели.

Линейка гранатометная с сетками прицелов предназначена для обучения правилам стрельбы и показа результатов решения огневых задач из ручного противотанкового и станкового гранатометов и орудия БМП. Она имеет основание, контрольную линейку, сетки оптических прицелом (ручного противотанкового гранатомета РПГ­7, станкового гранатомета СПГ­9 и боевой машины пехоты) и держатель магнитный.

9-3.jpg

Основание линейки металлическое. На одной его стороне изложены правила стрельбы из гранатомета РПГ­7, а на другой­ нанесены контуры танка, наблюдаемого на дальностях от 200 до 500 м при стрельбе из РПГ­7 (цифры в числителе) и на дальностях от 400 до 1000 м при стрельбе из СНГ­9 и орудия БМП (цифры в знаменателе), в определенном соотношении с делениями сеток оптических прицелов по боковому направлению.

Обучение стрельбе с использованием линейки гранатомётной обычно проводится в таком же порядке, как и на линейке стрелковой: ­ при обучении правильному прицеливанию руководитель располагает сетку оптического прицела необходимого вида оружия на основании линейки, совмещает деление сетки прицел с серединой или нижним обрезом цели, объясняет и показывает обучаемым, каким делением сетки необходимо прицеливаться по цели на дальности 200, 300, 400 м и т. д. Например, при обучении правильному прицеливанию из РПГ­7 по танку на 200 м руководитель совмещает деление 2 с целью на 200 м, на 300 м ­ деление 3 с целью на 300 м и т. д.

Обучение, правильному прицеливанию из РПГ­7 с открытым прицелом проводится с использованием показной мушки в порядке, указанном для линейки стрелковой;

при показе видимых соотношений размеров сетки оптического прицела и целей руководитель последовательно совмещает дальномерную шкалу сетки прицела с целью на основании линейки, показывает и объясняет правила определения дальностей до танка по дальномерной шкале сетки оптического прицела. После этого тренирует обучаемых в определении дальности до танка с использованием оптического прицела гранатомета (БМП); ­

при обучении выносу точки прицеливания на боковой ветер и на фланговое (косое) движение цели руководитель вначале показывает на линейке и объясняет обучаемым правила выноса точки прицеливания на боковой ветер (фланговое или косое движение цели). Затем он тренирует обучаемых в умении выносить точку прицеливания на определенное количество фигур и делений сетки прицела.

После того как обучаемые приобретут навыки в выносе точки прицеливания в фигурах и делениях сетки прицела, руководитель переходит к обучению выносу точки прицеливания в комплексе с решением огневых задач. Для этого он сообщает обучаемым условия стрельбы (направление и скорость ветра, температуру воздуха), показывает цели, требует решить огневую задачу и произнести прицеливание на линейке гранатометной. При этом он особое внимание уделяет правильному определению дальности до цели и величины суммарной боковой поправки на боковой ветер. Руководите перед решением огневой задачи сообщает обучаемым цель, направление и скорости ее движения и дальность до цели.

Правильность выноса точки прицеливания в фигурах цели руководитель проверяет с помощью контрольной линейки, как указано для линейки стрелковой.

Применение линейки на занятиях позволяет объяснить и показать корректирование огня из стрелкового оружия изменением точки прицеливания как по высоте, так и по направлению. Обучение при этом проводится примерно так же, как и при показе выноса точки прицеливания.

Порядок работы при обучении прицеливанию с использованием ночных и оптических прицелов аналогичен указанному выше.

Боковое стекло на магнитном основании служит для проверки правильности прицеливания на действительные расстояния из автоматов и ручных пулеметов.

9-4.jpg

Боковое стекло на магнитном основании:

а ­- общий вид прибора, установленного на автомате;

б ­- схема прохождения лучей в боковом стекле

Прибор состоит из корпуса, внутри которого размещено цветное стекло (под углом 45° к линии прицеливания), и магнитного основания. Магнитное основание имеет постоянный магнит для надежного удержания бокового стекла на крышке ствольной коробки.

Для подготовки прибора к работе необходимо поставить его основанием на крышку ствольной коробки (за прорезью прицельной планки, перед глазом стрелка).

При обучении стрельбе руководитель указывает обучаемому цель и точку прицеливания, а сам располагается с левой стороны от него и ведет наблюдение через боковое стекло за прорезью прицельной планки (целика) и мушкой. Затем, изменяя положение головы, определяет положение ровной мушки, после чего проверяет направление линии прицеливания.

Прибор дает по высоте прямые показания, а по боковому направлению ­ обратные.

Ортоскоп к оптическим прицелам предназначен для проверки правильности прицеливания при обучении стрельбе из оружия с оптическим и электронно-­оптическим прицелами.

9-5.jpg

Ортоскоп к оптическим прицелам:

1 ­ переходной наглазник; 2 ­ полупрозрачное поворотное зеркало; 3 ­ выступ оправы поворотного зеркала; 4 ­ переходной кронштейн; 5­ держатель; 6­ винт; 7 ­ линза окуляра; 8 ­окуляр; 9 ­ основание подвижной литы; 10 ­ отражающее зеркало; 11­ корпус

Он состоит из корпуса 11, внутри которого имеется оптическая система, состоящая из полупрозрачного поворотного зеркала 2, основания 9 подвижной линзы, отражающего зеркала 10, линзы 7 окуляра.

На корпусе ортоскопа имеется держатель 5 с винтом 6 для крепления прибора к окулярной части прицелов.

За держателем располагается окно для обучаемого и переходной наглазник 1. В передней части ортоскопа находится окуляр 8 для руководителя занятия, в средней части ­ основание 9 подвижной линзы для регулировки резкости изображения, наблюдаемого через окуляр.

Полупрозрачное поворотное зеркало 2 допускает небольшой поворот, необходимый для регулировки положения сетки оптического прицела в поле зрения ортоскопа. Для поворота зеркала снизу имеется выступ 3 оправы поворотного зеркала.

Для подготовки ортоскопа к работе необходимо: ­ снять с окулярной части ночного прицела резиновый наглазник и надеть его на окуляр 8 ортоскопа; ­ держателем 5 вставить ортоскоп в окулярную часть ночного прицела и закрепить его винтом 6.

Включить ночной прицел и, наблюдая в окуляр 8 ортоскопа, перемещением основания 9 подвижной линзы отрегулировать резкость изображения. Если изображение сетки сместилось, то, перемещая выступ 3 оправы поворотного зеркала, добиться расположения ее в центре поля зрения.

Для поворота зеркала необходимо предварительно ослабить винт, расположенный рядом с выступом оправы зеркала.

При обучении правильности прицеливания из снайперской винтовки СВД необходимо переходной кронштейн 4 с переходным наглазником 1 переставить перпендикулярно корпусу. При установке прибора на ночной прицел, а также на оптические прицелы гранатометов применяются вкладыши с соответствующими надписями на них.

9-6.jpg

Указка магнитная с экраном (дневная и ночная) предназначена для проверки правильности и однообразия прицеливания на сокращенные расстояния днем и ночью.

9-7.jpg

Прибор состоит из экрана, указки с постоянным магнитом и съемного имитатора вспышек выстрелов. Металлический экран имеет четыре пластины, под которые вставляется чистый лист бумаги.

Указка магнитная с экраном (ночная) Отметки карандашом контрольных точек и точек прицеливания можно делать и без бумаги ­ непосредственно на белую краску экрана. В этом случае после окончания работы все точки стираются.

Для установки экрана в рабочее положение имеются две стойки, а на крышке командирского ящика ­ два отверстия с зажимными винтами. Указка имеет ручку и прикрепленную к ней цель (мишень) размером 2,5x2,5 см с отверстием для отметок карандашом. На ручке размещен постоянный магнит, который обеспечивает свободное перемещение указки по экрану и надежное ее удерживание в нужном положении. На конце ручки имеются три отверстия диаметром 3, 5 и 10 мм ­ для оценки однообразия прицеливания днем и три отверстия диаметром 6, 10 и 20 мм ­ для оценки однообразия прицеливания ночью.

Для подготовки прибора к работе необходимо установить прицельный станок с закрепленным на нем оружием, в 10 м от прицельного станка установить экран на крышке командирского ящика и закрепить зажимными винтами.

Показчик (солдат, находящийся у экрана) располагает мишень указки в какой ­либо части экрана, а руководитель занятия наводит оружие в цель (в мишень на указке), закрепляет станок и подает команду «Отмечай»; показчик через отверстие мишени отмечает карандашом точку на экране. Эта отметка принимается за контрольную точку и обозначается буквой К. После этого указка смещается.

Обучаемый, уяснив точку прицеливания и не сбивая положения оружия, добивается совмещения ровной мушки с точкой прицеливания на цели, подавая показчику команды на передвижение указки на экране.

По команде «Отмечай» показчик делает отметку. Наводка производится три раза. После этого руководитель производит оценку однообразия (кучности) прицеливания. Результаты однообразия прицеливания оцениваются «отлично» ­ если все три отметки вместились в круг диаметром 3 мм; «хорошо»­ в круг диаметром 5 мм; «удовлетворительно» ­ в круг диаметром 10 мм.

Положительная оценка за правильность (меткость) прицеливания выводится в том случае, если средняя точка попадания, определенная по трем отметкам обучаемого, удалена от контрольной точки не более чем на 5 мм.

Следует помнить, что экран дает обратные показания по сравнению с действительной стрельбой. Поэтому перед разбором результатов прицеливания обучаемого руководитель должен отделить экран и повернуть его на 180°.

Для проверки правильности и однообразия прицеливания в ночных условиях используется съемный имитатор вспышек выстрелов, который состоит из лампочки, закрытой кожухом, батарейки от  карманного фонаря, штепсельного разъема, вилки, выключателя и провода.

9-8.jpg

Имитатор стрельбы:

1 - держатель; 2 - вилка; 3 - выключатель; 4 - кожух; 5 - электролампа (3,5В)

Кожух имеет отверстие для прохода света и пластину для крепления его на указке. Батарейка закрепляется на крышке командирского ящика. Для подготовки указки к работе ночью нужно присоединить кожух с лампочкой к ручке указки и подключить вилку к штепсельному разъему на крышке командирского ящика. Показчик левой рукой с помощью выключателя имитирует вспышки выстрелов, а правой рукой одновременно удерживает указку или передвигает ее в нужном направлении и делает отметки. Применение указки ночью аналогично методике применения ее днем.

Оценка за однообразие прицеливания выводится: «отлично» ­ если все три отметки вмещаются в круг диаметром 6 мм; «хорошо» ­ в круг диаметром 10 мм; «удовлетворительно» ­ в круг диаметром 20 мм.

Положительная оценка за правильность прицеливания выводится в том случае, если средняя точка попадания, определенная по трем отметкам обучаемого, удалена от контрольной точки не более чем на 10 мм.

Фиксатор прицеливания предназначен для проверки правильности и однообразия прицеливания на расстоянии действительного выстрела.

9-9.jpg

Он состоит из корпуса, механизма перемещения линзы, расположенного внутри корпуса, и иглы­ отмечателя. Корпус имеет крышку, отверстие для линзы, стержень и прижимные винты для крепления прибора к дульной части ствола оружия, экран и дверку для крепления бумажной ленты.

На оси дверки имеется укалыватель, которым руководитель наносит контрольную точку. На крышке находится рычаг перемещения линзы и фиксатор для установки ее в исходное положение. Внутри корпуса помещен механизм перемещения линзы и игла-­отмечатель для фиксирования на бумаге результатов прицеливания обучаемого.

Для подготовки фиксатора прицеливания к работе необходимо:

открыть дверку, вставить под нее бумажную ленту длиной 30-­40 мм и закрыть дверку;

приоткрыть крышку, ввести конец рычага перемещения линзы в отверстие пластинки механизма перемещения линзы и закрыть крышку;

вставить стержень прибора в дульную часть ствола оружия и закрепить прижимными винтами прибор на оружии (следует иметь в виду, что пластинка, к которой крепится стержень, может перемещаться по вертикали в зависимости от высоты мушки оружия);

установить прицельный станок на прочное основание так, чтобы он не смещался в процессе обучения; установить автомат или ручной пулемет (без магазина) средней частью на прицельный станок и закрепить оружие в станке;

установить линзу с иглой­-отмечателем в исходное (среднее) положение, для чего поднять рычаг перемещения линзы вверх, правой рукой оттянуть и повернуть головку фиксатора, опустить рычаг вниз, затем, не трогая рычага, повернуть головку фиксатора;

навести оружие в цель, удаленную от прицельного станка на 150 м и более;

нанести укалывателем контрольную точку на бумажную ленту.

9-10.jpg

Если нанесенная укалывателем контрольная точка при правильной установке линзы не совмещается с наколом иглы-­отмечателя, следует ослабить винты, крепящие пластинку (в отверстии которой находится стержень иглы-­отмечателя), и ее перемещением совместить острие иглы­отмечателя с контрольной точкой, после чего закрепить винты.

Если при перемещении линзы последняя имеет ограниченное движение, конец стержня фиксатора надо несколько приподнять.

Для обучения правильности и однообразию прицеливания с помощью прибора руководителю необходимо расположиться у дульной части ствола оружия (справа от прибора), взяться пальцами правой руки за рычаг перемещения линзы и произвольным движением рычага изменить положение линзы.

Обучаемый располагается у прицельного станка так же, как при работе с указкой магнитной.

Не трогая оружия, он устанавливает свой глаз в положение, при котором видит розную мушку, затем подает команду «переместить» цель (изменить положение линзы) так, чтобы ровная мушка совместилась с точкой прицеливания. При этом направление «перемещения» цели соответствует направлению перемещения рычага, например, по команде «Правее» рычаг надо подать вправо. При совмещении ровной мушки с точкой прицеливания обучаемый подает команду «Отмечай». Работающий у прибора нажимает пальцем правой руки на кнопку иглы­отмечателя для нанесения отметки на бумажной ленте. Таким образом производятся три накола; после каждого накола положение линзы сбивается рычагом.

Когда будут сделаны три отметки наколов, руководитель открывает дверку, вытягивает бумажную ленту на величину рамки, закрывает дверку и отрывает кусок ленты с результатами прицеливания, затем дает оценку обучаемому за однообразие (кучность) прицеливания и за правильность (меткость) прицеливания.

Оценка за однообразие прицеливания выводится: «отлично» ­ если все три отметки вместились в круг диаметром 3 мм; «хорошо» ­ в круг диаметром 5 мм; «удовлетворительно»­ в круг диаметром 10 м.м.

Положительная оценка за правильность прицеливания выводится в том случае, если средняя точка, определенная по трем отметкам, удалена от контрольной точки не более чем на 5 мм.

Результаты накола на бумажной ленте дают прямые показания.

Отвес мушки предназначен для контроля горизонтального положения прицельной планки при прицеливании. Он состоит из цанги и самоустанавливающейся мушки.

 9-11.jpg

Отвес мушки посредством цанги устанавливается на предохранитель мушки стрелкового оружия. Регулировка установки отвеса мушки относительно мушки оружия производится: в вертикальном положении - с помощью боковых винтов, в горизонтальном положении - подгибанием лепес­тков цанги.

Уход за приборами командирского ящика и их сбережение.

Все приборы командирского ящика по окончании занятия необходи­мо протереть мягкой сухой ветошью (фланелью), уложить их и закрепить в ящике на своих местах.

Не разрешается закрывать крышку ящика с неправильно уложенными приборами и переносить ящик, с незакрепленными приборами, касаться пальцами поверхности линз и зеркал, протирать оптические части приборов жесткой ветошью или применять для их чистки какие-либо реактивы.

Хранить командирские ящики в сухих отапливаемых помещениях и вдали от отопительных приборов.

Необходимо запомнить следующее: на занятии использовать только исправные приборы и наглядные пособия и выбирать те из них, которые в наибольшей степени соответствуют отрабатываемым учебным вопросам. Помимо существующих табельных учебных стрелковых приборов, поступающих на снабжение войск, в подразделениях могут изготавливаться своими силами и другие приборы и приспособления, которые способствуют луч­шему восприятию излагаемого материала обучаемыми.