Магистратура
Название:
Педагогика и психология (РУДН)
Факультет:
Философии и политологии
Квалификация:
- Научно-педагогическое направление - магистр педагогических наук
- Модель выпускника
-
Обязательные
дисциплины
-
Элективные
дисциплины
- Практики
По завершении данной образовательной программы ожидается, что магистранты будут способны:
1. анализировать и креативно использовать историко-философское знание развития науки, принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания;
2. оперировать понятийным аппаратом социально-педагогической методологии, применять концепции, методологогические подходы, принципы и методы в социальной педагогике и самопознании, планировать и организовать исследования в области социальной педагогики и самопознания;
3. проектировать общие и индивидуальные программы профилактики, социально-педагогической реабилитации и развития личности, находящихся в сложных жизненных ситуациях, осуществлять и анализировать социально-педагогическую деятельность по консультированию, содействию патронатному воспитанию, опеке и попечительству;
4. проводить диагностику, экспертизу и коррекцию психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;
5. Планировать и проводить программы тренинга кросс-культурной коммуникации и использовать профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды;
6. анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению;
7. проектировать и реализовывать педагогический процесс в вузе на основе знаний дидактики и теории воспитания высшей школы в условиях кредитной системы обучения, осуществлять поиск новых подходов и методов для эффективного решения профессиональных задач в области обучения и воспитания;
8. проектировать, анализировать и оценивать образовательные программы вузов, структурировать содержание социальной педагогики и самопознания при преподавании в школах, колледжах и вузах;
9. проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги по акмеологии и развитию жизненных навыков, социальных компетенций и эмоциональной устойчивости и др.;
10. анализировать и корректировать процессы социализации и личностного развития детей и учащейся молодежи, составлять и конструировать программы социального сопровождения, коррекции/поддержки и развития учащихся с девиантным поведением, участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности учащегося, развитии социально-педагогических инициатив и проектов, инициировать социальное взаимодействие с социальными организациями по поддержке личности;
11. практиковать диагностические исследования важных социально-педагогических характеристик личности и коллектива; использовать социально-педагогические механизмы управления групповыми явлениями и процессами, системно оценивать деятельность социальных служб организаций образования и совершенствовать их;
12. выстраивать собственную программу дальнейшего обучения и научно-исследовательской деятельности, критически оценивать и синтезировать научно-педагогическую информацию; коммуницировать в международном сообществе, демонстрировать и дискутировать свои научные достижения.
-
Психология управления
- Количество кредитов: 3
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Формирование знаний об основных понятиях психологии управления для практического применения наиболее важных аспектов управления в профессиональном взаимодействии. Основные принципы психологии управления, личность в управленческом взаимодействии, управление поведением личности, современные идеи, психология управления групповыми явлениями, мотивация и практическая рефлексия.
-
Организация и планирование научных исследований (англ.)
- Количество кредитов: 5
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины – формирование научно-исследовательской культуры будущего специалиста, изучение теоретико-методологических принципов организации научно-исследовательской деятельности в условиях развития науки и общества. Дисциплина направлена на формирование способности проводить самостоятельное научное исследование с использованием методов и приемов анализа, информационных научных ресурсов.
-
Диагностика и психометрия в образовании
- Количество кредитов: 5
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины: сформировать способность применения диагностической компетентности в практической деятельности, базовых принципов современной диагностики и психометрии, методических подходов к решению диагностических и психометрических задач.
В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности:
- анализировать и сравнивать диагностические данные, оценивать, преполагать и рекомендовать диагностические и психометрические методы на основе передовых научных достижений, многообразия, специфики в контексте научной и практической деятельности специалиста (в психологии образования, здравоохранения, организационной психологии, психологии труда и т.п.);
- определять основные этапы диагностического исследования, этапы обработки результатов; профессионально-этические нормы работы профессионального диагноста;
- применять конкретные техники нейролингвистического программирования;
- проектировать диагностическую деятельность педагога-психолога;
- сравнивать диагностические данные;
- оценивать, преполагать и рекомендовать диагностические и психометрические методы на основе передовых научных достижений, многообразия, специфики в контексте научной и практической деятельности специалиста (в психологии образования, здравоохранения, организационной психологии, психологии труда и т.п.).
При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты:
- становление и развитие диагностики как области гуманитарных наук и образовательной практики;
- теоретические основы диагностической деятельности педагога-психолога;
- научные и практические основ диагностики и психометрии в образовании, методологические подходы к экспериментальной деятельности,
- многообразие диагностических методов и психометрических процедур, история их создания и практика использования;
- психодиагностическая процедура и нормативные требования к ней, психодиагностические средства и методы психолого-педагогической диагностики;
- теоретико-методологические и этические принципы диагностической деятельности при решении профессиональных научных и практических задач.
-
Иностранный язык (профессиональный)
- Количество кредитов: 5
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель – приобретение и совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования, с целью общения в межкультурной, профессиональной и научной среде. Магистрант должен уметь интегрировать новую информацию, понимать организацию языков, взаимодействовать в социуме, отстаивать свою точку зрения.
-
История и философия науки
- Количество кредитов: 3
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель: формирование углубленного представления о современной философии как системе научного знания, включающего мировоззренческие проблемы в их рационально-теоретическом осмыслении. Основные аспекты дисциплины включают вопросы эволюции и развития научного мышления, исторические моменты, вклад ученых и научных школ в формирование науки, этические и социальные аспекты научной деятельности.
-
Культурно-исторический и деятельностный подходы в психологии и образовании
- Количество кредитов: 5
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины: сформировать у магистрантов способность применения культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании, ведущих к научному осмыслению и пониманию ценностно-смысловых основ профессиональной деятельности преподавателя высшей школы.
В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности:
- интерпретировать основные направления реализации деятельностного подхода в современной психологии и в условиях современного образования;
- описывать основные положения историко-психологических теорий и концепций;
- проектировать образовательную, педагогическую, исследовательскую деятельность с учетом культурно-исторического и деятельностного подхода;
- анализировать и оценивать перспективы развития культурно-исторической и деятельностной теории развития личности. - проводить анализ образовательных, воспитательных, исследовательских ситуаций на основе культурно-исторической и деятельностной психологии;
- анализировать образовательную практику с позиций культурно-исторического и деятельностного подхода.
При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты:
- культурно-историческая концепция развития личности;
- методологическое значение учения о высших психических функциях для построения теории личности;
определение содержания категорий «деятельность», «сознание», «личность» в контексте систематизации знаний о психологии деятельности;
рассмотрение теоретических положений современной психологии развития личности;
- общие психологические закономерности, научно-методологические принципы, методы, основные понятия и категории психологии деятельности и культурно-исторической теории;
- методологические положения культурно-исторической концепции и психологии деятельности.
-
Педагогика высшей школы
- Количество кредитов: 5
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель: предоставить педагогические теории и практические стратегии для эффективного преподавания в высшем образовании, развития критического мышления и академических успехов. В курсе изучаются методы обучения, разработка учебных программ, методы оценки и стратегии управления аудиторией, которые готовят преподавателей к созданию инклюзивной и стимулирующей среды обучения.
-
Психология в вузе
- Количество кредитов: 5
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины: сформировать способность оценивать психологические закономерности и феномены, возникающие в педагогической и научно-исследовательской деятельности, применять психологические знания для принятия эффективных решений в сфере профессиональной и научно-педагогической деятельности.
В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности:
• овладеть современной научной информацией об основах психологической науки и практики, необходимой для повышения эффективности научно-педагогической деятельности;
• оценивать психологические закономерности и феномены, возникающие в педагогической и научно-исследовательской деятельности;
• критически анализировать жизненные и профессиональные ситуации с точки зрения психологии, видеть взаимосвязь между поведением и результатами обучения, ресурсы и возможности развития;
• использовать психологическую информацию о себе и других и формулировать обоснованные суждения;
• применять психологические знания для принятия эффективных решений в сфере профессиональной и научно-педагогической деятельности;
• осуществлять успешные коммуникативные стратегии для решения профессиональных, исследовательских и профессиональных задач
При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты:
- теоретико-методологические основы психологии как науки
- психологические теории обучения и воспитания;
- методологический анализ проблемы личности в психологии, концепции личности в различных направлениях психологии;
- культурно-исторический подход к изучению личности.
- психологические особенности восприятия и понимания людьми друг друга;
- методологический анализ психологии конфликта в процессе обучения.
-
Психотерапия и психокоррекция в образовании
- Количество кредитов: 5
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины: сформировать/развивать способность выявления и предупреждения нарушений психологического и психического здоровья методами психотерапии и психокоррекции, а также проектировочную компетентность по разработке соответствующих проектов и программ профилактики психологического и психического здоровья обучающихся.
В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности:
- анализировать основные теоретические подходы и техники психологического воздействия, которые реализуются в таких направлениях психологической помощи как психологическое консультирование, психотерапия и психокоррекция;
- применять на практике принципы построения коррекционной программы и ее реализации;
- применять методы воздействия, используемые психологами в практической работе при консультировании;
- применять методы психокоррекции и психотерапии на основе системы знаний по основам психотерапии и психокоррекции в образовании;
- оказывать психокоррекционную и психотерапевтическую помощь;
- оценивать эффективность психокоррекционной и психотерапевтической помощи.
При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты:
- основные положения оказания психологической помощи;
- основные теоретические подходы и техники психологического воздействия, которые реализуются в таких направлениях психологической помощи как психологическое консультирование, психотерапия и психокоррекция;
- принципы построения коррекционной программы и ее реализациия;
- методы воздействия, используемые психологами в практической работе при консультировании;
- оказание психокоррекционной и психотерапевтической помощи;
- рекомендации по психологической консультации и составлению коррекционной программы.
Приведены данные за 2021-2024 гг.
-
Теории лидерства в образовании
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины: сформировать способность системного лидерского мышления будущих менеджеров образования и функциональную компетентность в области применения процедур гуманистического направления в управлении персоналом образовательного учреждения.
В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности:
- развивать и совершенствовать лидерские качества как менеджер;
- руководить людьми на основе принципов лидерства в организациях образования;
- принимать решения, анализировать и управлять конфликтами и стрессами, формировать команду, эффективно осуществлять коммуникацию;
- оценивать лидерский потенциал учащихся и др.;
- владеет практическим инструментарием психологии лидерства и управления в образовании;
- подбирать методический инструментарий развития лидерских качеств в воспитательно-образовательном процессе, адекватный поставленным задачам;
При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты:
• лидерство как социально-психологический процесс, формальное и неформальное лидерство, руководство и лидерство как взаимодействующие социальные феномены, позитивное и негативное лидерство, эффективное лидерство, понятия «власть» и «харизма» и др., аспекты влияния лидеров на окружение.
• концепции, принципы, требования и функции лидерства в образовании;
• воздействие глобализации на систему управления организацией и специфику реализации лидерства в глобальной среде;
- специфические для стран национальные особенности практики лидерства в образовании и конвертирование их в конкурентные преимущества организации.
-
Арт-технологии в образовании
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины: сформировать способность осуществлять подбор и применение необходимых арт-технологий в соответствии с индивидуальными возможностями обучающегося, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи.
В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности:
- критически оценивать ситуации для применения арт-технологий в образовании;
- анализировать теоретико-методологические подходы различных школ психологического консультирования, использующих методы арт-терапии;
- применять арт-технологии в образовательной деятельности;
- использовать арт-терапевтические технологии и психотерапевтические методики в профессиональной деятельности;
- выявлять особенности и факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии;
- эффективно использовать базовые методы арт-терапии, выстраивать и поддерживать психотерапевтический контакт, осуществлять систематическое наблюдение, применять целенаправленное активное и эмпатическое слушание;
- оказывать эмоциональную поддержку человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации.
При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты:
- понятия арт-технологии и арт-терапии;
- исторические предпосылки применения арт-методов в учебном процессе;
- кoнцепции aрт-терапии кaк oснoвa рaзрaбoтки aрт-методов в образовании;
- виды арт-терапии;
- арт-терапевтические технологии и методики;
- арт-технологии в обучении и формировании интеллектуальных навыков;
- арт-технологии в воспитании и развитии жизненных навыков;
- досуговая театрализация как арт-педагогический метод с элементами драма-терапии.
-
Методика преподавания педагогических дисциплин в ВУЗе
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины - сформировать у магистрантов методические компетенции проектирования и организации образовательного процесса по педагогичеким дисциплинам, вызвать интерес к проблемам методики преподавания педагогики, стремление к непрерывному самосовершенствованию в качестве преподавателя педагогических дисциплин в вузе.
В ходе изучения курса сформировать у студентов способности:
- анализировать и оценивать учебники и учебные программы по педагогическим дисциплинам разных поколений, отечественного и зарубежного опыта, проектировать занятия и содержание педагогических дисциплин в вузе на основе методической компетенции;
- проводить анализ и рефлексию занятий и его совершенствование; проводить анализ занятий дистанционного обучения;
- проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения педагогическим дисциплинам; применять Action Research в методической деятельности;
- применять инновационные и дистанционные методы обучения для преподавания педагогических дисциплин;
- разрабатывать методические модели, методики, технологий и приемы обучения, и использование их в образовательных заведениях различного типа.
При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты:
- методическая культура и компетенция преподавателя;
- методические особенности преподавания курса педагогики, педагогики высшей школы;
- методические особенности преподавания курса этнопедагогики;
- методические особенности курса социальная педагогика;
- методические особенности преподавания элективных педагогических курсов, применение Action Research.
-
Актуальные проблемы психолого-педагогического консультирования
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины: сформировать способность критического и системного анализа проблем в консультировании как виде профессиональной деятельности и как в особой технологии психологической помощи человеку; проведение психодиагностики и психолого-педагогического консультирования на основе международных и казахстанских нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность служб и центров сопровождения развития ребенка.
В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности:
- применять этические нормы и правила в деятельности, соблюдать условия консультативного контакта;
- формулировать цели и задачи консультирования, определять пути построения консультативного процесса с клиентами;
- разрабатывать программы психолого-педагогического консультирования;
- сравнивать методики диагностики для анализа и консультирования клиента;
- владеть теоретическими основами и современными принципами психолого-педагогического консультирования;
- анализировать и взаимодействовать с клиентом на основе глубинного слушания;
- оценивать свою консультативную позицию в профессиональной деятельности, проводить супервизию консультативной деятельности.
При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты:
- теоретические основы психолого-педагогического консультирования;
- подходы и пути исследования и консультирования личности,
- международные и казахстанские нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность служб и центров сопровождения развития ребенка;
- формы психолого-педагогической консультирования и моделирования образовательных и педагогических ситуаций.
-
Андрагогика и технологии обучения взрослых
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины: сформировать способность проектирования и реализации образовательных технологий взрослых с учетом современных основ андрогогики.
В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности:
- анализировать, сравнивать, оценивать и предлагать методы и технологии обучения взрослых на основе теории;
- оценивать педагогические ситуации и проводить исследования по адрогогике;
- классифицировать методы и технологии обучения взрослых на основе теории;
- применять и проектировать образовательные технологии взрослых на основе теории андрогогики
При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты:
- теоретические основы андрогогики;
- современные методы и технологии в процессе образования взрослых;
- методы диагностирования эффективности организации процесса образования взрослых.
- проектирование дальнейшего образовательного маршрута в системе непрерывного образования и профессиональной карьеры.
-
Методика преподавания психологических дисциплин в ВУЗе
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины: сформировать методические способности в проектировании и преподавании психологических курсов в колледжах и вузах, применения комплекс теоретических знаний в области дидактики, психологии и методологии педагогической деятельности
В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности:
- сравнивать методический опыт (отечественного и зарубежного) преподавания психологических дисциплин;
- осуществлять психологическое взаимодействие при проведении занятия;
- проектировать педагогический процесс с учетом психологических особенностей на основе осмысленного психологического мировоззрения;
- составлять схему анализа лекций по психолого-педагогическим дисциплинам, в том числе дистанционного обучения;
- реализовывать продуктивное взаимодействие с обучающимися в учебном процессе вуза;
- планировать и организовывать различные виды занятий с учетом целей образования и специфики актуальной подПри изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты:
методическая культура и компетенция преподавателя;
- теоретические и методические основы преподавания психологических дисциплин в высшей школе;
- стратегии инновационного обучения гуманитарным дисциплинам, психологические теории учения, учебной деятельности, развивающего обучения и др.
- приемы проведения всех форм занятий (лекций, семинаров, практических и лабораторных занятий) с использованием активных и интерактивных методов обучения, в том числе дистанционного обучения;
- управленческая деятельность преподавателя психологических дисциплин в вузе.
готовленности обучающихся.
Приведены данные за 2021-2024 гг.
-
Педагогическая
- Тип контроля: Защита практики
- Описание: Цель дисциплины: формирование способности осуществлять педагогическую деятельность в вузах, проектировать образовательный процесс и проводить отдельные виды учебных занятий с использованием инновационных образовательных технологий.
-
Исследовательская
- Тип контроля: Защита практики
- Описание: Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.
Приведены данные за 2021-2024 гг.