Высшее образование Казахстана в условиях глобализации

19.06.2009

Просмотров: 3445

12 июня 2009 г. в Казахском национальном университете им. аль-Фараби - крупнейшем учебно-методическом центре Казахстана состоялось очередное заседание секции гуманитарных и естественнонаучных специальностей Республиканского учебно-методического совета высшего и послевузовского образования Министерства образования и науки Республики Казахстан. В заседании приняли участие 17 проректоров, а так же другие представители ведущих государственных вузов Казахстана.

Тематика заседания: «Образовательные программы вузов зарубежных стран - участниц Болонского процесса: специфика и проблемы идентификации в Казахстане». Участники совещания имели возможность не только услышать мнение авторитетных казахстанских специалистов, но и познакомиться с особенностями организации обучения, структурой и содержанием образовательных программ зарубежных университетов, поскольку в заседании приняли участие профессор Лундского университета Галаев Игорь (Швеция) и профессор Университета Стивенса Брайд Вашингтон (США).

Участниками этого представительного республиканского форума было отмечено, что вхождение в мировое образовательное пространство и возможность подписания Болонской декларации позволит казахстанским ВУЗам повысить качество образования за счет повышения мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала, укрепления связей и сотрудничества с вузами Европы, реализацию совместных образовательных программ. Основным критерием качества подготовки специалистов должны стать высокий профессионализм и компетентность, обеспечивающие конкурентоспособность выпускников и их востребованность на рынке труда.

Для решения этой задачи становится особо актуальной разработка образовательных программ подготовки кадров качественно нового уровня, сопоставимых с программами лучших университетов мира. Сделав сравнительный анализ образовательных программ ведущих зарубежных вузов и вузов Казахстана, исследовав их структуру, содержание и преимущества, адаптировав этот опыт к социально-экономическим реалиям Казахстана, можно значительно продвинуться в достижении высокого результата в повышении конкурентоспособности казахстанского высшего образования. При этом нам необходимо развивать и совершенствовать национальную компоненту, связанную с воспитанием специалистов, преданных своей стране, с высоким чувством ответственности и гражданского долга, способных внести весомый вклад в развитие науки, экономики и культуры суверенного Казахстана.

Выступавшими были внесены следующие предложения:

  1. Обобщить имеющийся в вузах - членах секции РУМС опыт совместной разработки и идентификации образовательных программ.
  2. Рекомендовать вузам при разработке образовательных программ включать в каталог элективных курсов наиболее значимые дисциплины из аналогичных программам зарубежных вузов.
  3. Обеспечить преемственность образовательных программ «колледж-вуз» как в содержательной части, так и в части измерения объема учебной нагрузки (внедрение кредитной системы обучения в колледжах).
  4. При разработке образовательных программ учитывать запросы рынка труда Казахстана, основных потребителей образовательных услуг и социальный заказ общества.
  5. Разработать альтернативные «ГОСО РК Высшее образование. Основные положения», учитывающие требования Болонского процесса, и выйти с предложением в МОН РК об их рассмотрении.

Также был рассмотрен вопрос о рекомендации 102 учебников и учебных пособий, разработанных преподавателями двадцати семи Вузов Казахстана и прошедших экспертизу в КазНУ им. аль-Фараби, к межвузовскому использованию и присвоении им грифа секции РУМС и МОН РК.

Многими выступавшими была отмечена особая роль КазНУ им. аль-Фараби в разработке новых форм и методов обучения, обобщении и распространении инновационного педагогического опыта. Благодаря высокому кадровому потенциалу учебно-методические комиссии и подсекции университета создали солидную научно- и учебно-методическую базу, способствующую успешной реализации ВУЗами страны образовательных программ по естественно- научным и гуманитарным специальностям.