МИРОВАЯ ЖУРНАЛИСТИКА СЕГОДНЯ: ВОПРОСЫ РЕПУТАЦИИ И ДОВЕРИЯ

11.04.2022

Просмотров: 2229

Журналистика всего мира сегодня переживает системный кризис и нарастающие репутационные риски. Некоторые издания становятся источниками дезинформации, фейковых вбросов, заказных оценочных материалов, используют язык вражды и ненависти. Все это приводит к глобальному дисбалансу доверия к СМИ. Компетенции, навыки, инструментарий и мировоззрение журналистов, формируемое в период обучения профессии, также требуют переосмысления. Эти и многие другие наболевшие вопросы стали предметом острого разговора на VI конференции КазНУ имени аль-Фараби «Модели обучения международной журналистике в целях устойчивого развития» (МTIJ). 

 

Ежегодно в апреле кафедра ЮНЕСКО по журналистике и коммуникации КазНУ собирает медиа-профессионалов со всего мира. В этом году, при поддержке Кластерного бюро ЮНЕСКО в Алматы, состоялась шестая встреча, объединившая более ста ученых и журналистов из США, Великобритании, Бельгии, Турции, Германии, России, Польши и других стран.

Участники отметили острую необходимость комплексного подхода к миссии и технике современной журналистики, выработке новых форм медиаобразования, обновленных стандартов этики и медийно-информационной грамотности как аудитории, так и самих журналистов. Доступ к достоверной информации, критические оценки, экспертный анализ, корректная интерпретация, миротворческое стремление СМИ к налаживанию диалога – все сегодня попадает под прицел политизированных стремлений пропагандистов и манипуляторов. Для возвращения к формату общественного института, журналистике необходима перезагрузка, переосмысление классических и создание новых форм защиты от вредоносного воздействия.

Открывая мероприятие и.о. проректора по научно-инновационной работе Казахского национального университета имени аль-Фараби Хайдар Сулейманович Тасибеков отметил, что в современном глобализирующемся образовательном контексте возрастает роль университетов «третьего поколения», способных реализовать устойчивые модели развития мира и прогресса. Поэтому, данная конференция призвана  объединить учёных, медиа-педагогов, журналистов-международников из разных стран для решения проблем развития, содействия устойчивости через высшее образование.

Безусловно, аналитическая журналистика способна привлечь внимание к самым насущным проблемам человечества, организовать общественный диалог и обсуждение, выявить тенденции и построить прогнозы, описывать возможные последствия. Реализация данной способности СМИ, несомненно, усложняется в современной цифровой среде, использующей слежку, взломы, сбор больших данных и искусственный интеллект. Все эти проблемы предстоит решать сообща: журналистам, международным организациям, НПО, медиа-преподавателям, школам журнализма по всему миру.

Не случайно заведующая кафедрой ЮНЕСКО по журналистике и коммуникации, профессор Назгуль Шынгысова назвала данную встречу «важнейшим объединительным контекстом, в котором академическое сообщество (более 50 вузов из 10 государств-участниц МTIJ) выражает поддержку и участие в многосторонних консультациях по вопросам медиа-образования и устойчивому развитию общества, высоко оценивает сотрудничество, обогащающее качество освещения ключевых проблем современности».

Большой интерес вызвали выступления журналистов и ученых из Великобритании, Бельгии, Турции, США, Германии, России, Польши. Президент медиахолдинга «Avrupa» (Лондон) Ватан Өз отметил важнейшую задачу современных медиа – предоставление достоверной информации: «Верификация, фактчекинг должны стать рабочими инструментами журналистов».

Собственный корреспондент телеканала Би-би-си в Нидерландах, Юсуф Өзкан добавил, что в эпоху глобализации медиа играют особую роль и несут повышенную ответственность, так как способны трансформировать все сферы жизни общества: «Поэтому журналисты должны не уставать учиться, овладевать высокими стандартами профессии».

Все участники сошлись во мнении, что в современных геополитических условиях крайне важно увидеть и описать проблемы медиа-дискурса, так как события, отобранные кем-то для освещения с определенных позиций, создают субъективную медиареальность, воспринимаемую аудиторией в качестве объективной картины мира. И это, несомненно, создает платформу для манипуляции, дезинформации и воздействия, а соответственно снижет уровень доверия к СМИ и репутацию медиа.

 

 

Елена Дудинова