Доклад ректора КазНУ им. аль-Фараби "Роль университетского образования в развитии страны"

01.09.2008

Просмотров: 4252

Жумагулов Б.Т.

Ректор Казахского национального

университетаимени аль-Фараби

____________________________

Актоваялекция в КазНУ

Алматы, сентябрь 2008 года

 

РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РАЗВИТИИ СТРАНЫ

 

Уважаемые коллеги, друзья!

Прежде всего, хочу поздравить всех студентов, профессоров и преподавателей Казахского национального университета имени аль-Фараби с началом нового учебного года!

Мы с Вами живем в очень интересное и захватывающее время. Наш Казахстан интенсивно развивается, реализует стратегию Главы государства Нурсултана Абишевича Назарбаева.

На этом пути за недолгий по историческим меркам срок – 16 лет – страна стала качественно иной, кардинально поменяла политическую систему, экономику, социальную сферу, завоевала высокий авторитет в мире.

И сегодня динамичные изменения идут практически во всех сферах нашей жизни – Вы это прекрасно видите.

 

Меняется и сфера высшего образования, к которой у Нурсултана Абишевича внимание особое – ведь именно здесь готовятся кадры для будущего Казахстана.

Совсем недавно сделан очередной важный шаг – ректоры национальных университетов и академий стали назначаться непосредственно Президентом страны. Это существенно подняло статус национальных университетов, повысило их возможности и ответственность.

 

Почему столь большое внимание на высшем государственном уровне уделяется ведущим университетам?

В чем их особая миссия в развитии страны и отличия от других вузов? Каким должен стать наш Университет, чтобы удовлетворять современным требованиям, чего мы ждем от студентов и преподавателей?

Именно такие вопросы мне хотелось бы затронуть на нашей сегодняшней встрече. Надеюсь, это будет интересно всем присутствующим.

* * *


Уважаемые коллеги!

В 21-й век мир вступил с идеей «новой экономики» – экономики, основанной на знаниях.

Сегодня цивилизованному миру стало совершенно понятно, что дальнейший экономический рост и конкурентоспособность любого государства определяются производством знаний и носителями этих знаний – «мозговой элитой» страны.

Именно в этом аспекте лежат основные и принципиальные отличия классических университетов, к которым относится и наш КазНУ имени аль-Фараби, от остальных вузов.

Давайте проанализируем, из каких составляющих складывается особая миссия университетов.

Таких составляющих, на мой взгляд, можно привести, как минимум, пять.

 

Первая из них – то, что университеты являются не просто учебными заведениями, а настоящими центрами развития страны и общества.

Они создают, сохраняют и передают знания, жизненно важные для экономики, политики и социальной сферы.

Можно сказать, что у них два вида продукции – новые знания и квалифицированные кадры. Именно созданием новых знаний и развитием науки университеты в первую очередь отличаются от других вузов, а эти вузы в основном сосредоточены только на подготовке специалистов.

 

Давайте посмотрим, что есть у Казахского национального университета для того, чтобы соответствовать таким требованиям, чтобы быть, как сказал Нурсултан Абишевич, «законодателями моды» для всех вузов страны?

Прежде всего, у нас имеется весомый человеческий и интеллектуальный потенциал, который формируется уже в течение 75 лет.

Это, прежде всего, авторитетные научные школы и кафедры, многие из которых завоевали международное признание. Эти школы имеют огромный опыт, многолетние традиции исследований, выверенные научные приоритеты.

Таким потенциалом не обладает никакой другой вуз Казахстана.

 

Юбилей мы будем отмечать в следующем году, и это очень ответственная задача для всех нас.

Уже с этого года мы начинаем большой комплекс мероприятий, посвященных юбилею – международных конференций, встреч с общественностью, ведущими учеными мира, публикаций и других мероприятий.

Ведь КазНУ волей истории является лицом системы высшего образования Казахстана, здесь наиболее отчетливо видны перемены, которые произошли в ходе реализации стратегического курса Главы государства Н.А.Назарбаева.

Мы должны продемонстрировать стране и всему миру успехи в развитии высшего образования и науки Казахстана и то, что лидером здесь является наш Университет, готовящий будущую элиту страны.

 

В этой связи хотелось бы вспомнить слова президента Гарвардского университета, у которого нефтяной магнат Джон Рокфеллер как-то спросил, что необходимо иметь, чтобы создать элитный университет.

Ответ был краток: 200 лет и 50 миллионов долларов.

Но это было в конце 19-го века, с тех пор темп жизни существенно возрос, время спрессовано, как минимум, в два раза.

Поэтому думаю, можно уверенно говорить, что как по «возрасту», так и по финансовым вложениям со дня основания наш Университет приближается к мировым элитным вузам.

 

Именно в КазНУ, по сути, сосредоточена интеллектуальная элита Казахстана – а это один из главных факторов для решения самых ответственных задач.

Здесь работают около 2 тысяч преподавателей, из них более 1000 докторов и кандидатов наук, свыше 50 докторов PhD.

Университет обладает уникальным в Казахстане учебным комплексом, или, как говорят, кампусом – Казгуградом. В нем на площади около 80 гектаров сосредоточены учебные корпуса, общежития и другие объекты инфраструктуры.

Идет строительство второй очереди Казгуграда – Фундаментальной библиотеки, учебных корпусов, общежитий, Дворца спорта.

Уже сегодня мы открываем два общежития, реконструированных по самым современным европейским требованиям.

Наш кампус по своим масштабам и структуре уже сопоставим с аналогичными кампусами ведущих зарубежных университетов, и его дальнейшее развитие является приоритетной задачей.

 

Недавно у нас побывал главный архитектор и декан факультета Йельского университета США Роберт Штерн.

В отношении нашего кампуса он сказал: «Ваш кампус расположен на самом райском месте у подножия гор Алатау, имеет солидную инфраструктуру. Если приложить еще немного усилий, то он войдет в число лучших университетских кампусов мира».

Это, конечно, было приятно слышать, но думаю, он абсолютно прав.

 

В области науки наш университет является бесспорным лидером среди всех вузов Казахстана.

По имеющимся оценкам, в том числе зарубежным, на долю КазНУ имени аль-Фараби приходится более 50% научно-исследовательских работ в вузах республики.

У нас ежегодно выполняется около 300 научно-технических проектов, более 60 работ ведется по международным грантам. Действуют НИИ, научные центры и Научно-технологический парк.

В числе первых из 15 Национальных лабораторий открытого типа, создаваемых в Казахстане по инициативе Главы государства, одна уже создана в КазНУ – по нанотехнологиям. Здесь наш Университет занимает лидирующие позиции, и эти позиции мы будем отстаивать и наращивать.

 

Для того, чтобы успешно решать новые задачи, нами разработана принципиально новая Стратегия развития Казахского национального университета имени аль-Фараби на 2009 – 2011 годы в свете поручений Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева.

Эту Стратегию три недели назад я доложил Главе государства, и теперь по ней мы будем двигаться дальше.

Положения Стратегии большинство из Вас знает, они рассматривались на расширенном заседании Ученого Совета.

 

Из того, что уже сделано и будет делаться в сфере науки, отмечу принципиальные изменения, которые предлагается внести в систему финансирования исследований.

Здесь мы ставим цель, чтобы КазНУ стал головной организацией по ряду государственных научно-технических программ, прежде всего фундаментальных.

Для этого проводится очень большая работа на всех уровнях государственного управления.

 

На августовской встрече Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев поддержал многие наши начинания, в том числе и в укреплении научного потенциала.

Самым принципиальным решением стало продвижение вопроса о поэтапном переносе центра тяжести фундаментальных исследований в наш Университет.

Могу четко сказать, что здесь мы не ставим задачу кардинального реформирования системы управления научной сферой. Но в тех направлениях, где у нас есть авторитетные научные школы, КазНУ должен стать головной организацией, привлекающей к выполнению программ не только свой потенциал, но и ряд других НИИ, входящих в структуру Министерства образования и науки.

Здесь уже наметилось реальное продвижение, Правительству и Министерству поручено решить данный вопрос.

Для повышения уровня исследований мы будем серьезно стимулировать публикацию их результатов и цитируемость в ведущих зарубежных изданиях, что важно и для международного рейтинга Университета.

Мною уже подписано положение о премировании профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников за такие публикации, и думаю, что это будет действенным стимулом.

Так что у КазНУ есть необходимый потенциал, чтобы выполнять данную часть миссии, о которой я говорил – производство знаний и развитие науки, и этому развитию дан системный «толчок».

 

Теперь остановлюсь на второй составляющей миссии университетов – на том, что они готовят кадры особой профессиональной квалификации, которые становятся интеллектуальной элитой страны практически во всех сферах деятельности.

Вы знаете, что в ведущих западных странах основу политической элиты составляют выпускники таких вузов, как Гарвардский, Оксфордский, Кембриджский, Йельский и другие крупнейшие и старейшие университеты этих стран. Эти же вузы достойно представлены своими выпускниками и в верхушке топ-менеджеров ведущих корпораций.

Если перейти на нашу действительность, то думаю, все Вы знаете, что и в казахстанской политической и экономической элите большинство ведущих управленцев и специалистов представлено выпускниками КазНУ, среди которых – министры и депутаты, главы крупнейших корпораций, банков и предприятий, и мы по достоинству гордимся ими.

 

Напрашивается вопрос: почему именно выпускники классических вузов оказываются на верхних этажах управления?

Дело в том, что в отличие от множества других вузов студенты классических университетов получают знания одновременно с активным участием в научных исследованиях.

Тем самым они на практике осваивают современные процессы и технологии получения новых знаний, учатся ориентироваться и находить решения проблем там, где эти решения еще не найдены.

Особенностью классического университетского образования являются также широта и междисциплинарность подготовки.

Здесь студенты не замыкаются в рамках узкой специализации, учатся видеть и находить решения на стыке дисциплин, что очень важно для их будущей деятельности.

Именно такие качества отличают выпускников ведущих университетов от остальной массы специалистов и продвигают их в интеллектуальную элиту.

Кроме того, данные качества обеспечивают эффективную способность выпускников к постоянному поиску знаний, тому, что называется «учиться всю жизнь». А это одно из главных требований успешной карьеры в современных динамично изменяющихся условиях.

К этому нужно добавить и фактор известности вуза, корпоративной поддержки карьеры специалиста со стороны его выпускников, уже завоевавших авторитет в данной фирме или отрасли. Это немаловажный фактор.

 

Каково у нас состояние подготовки таких специалистов и как она будет развиваться?

Вы знаете, что у нас самый мощный в стране студенческий корпус – обучается более 16 тысяч студентов, в том числе 714 иностранных. Обучение идет на 14 факультетах и 102 кафедрах по 183 специальностям современной структуры: бакалавр, магистр, PhD.

В этом году впервые на постсоветском пространстве мы выпустили 59 докторов PhD.

КазНУ первым в Казахстане внедрил подготовку докторантов PhD с двойным руководством – нашими и зарубежными профессорами.

Мы успешно справились с этой сложной задачей, привлекли к руководству докторантами профессоров известных зарубежных вузов. И эту практику будем расширять.

В Казахстане наш Университет является основной базой для подготовки PhD благодаря высокому научному потенциалу, и одно из требований сегодня и на будущее – обязательное участие докторантов PhD в программах научных исследований и разработок.

Вместе с тем мы ставим и задачу резко поднять активность научной работы профессорско-преподавательского состава.

Буквально каждый преподаватель должен быть продуктивным ученым – это жесткое требование мы будем последовательно продвигать.

 

Одной из главнейших задач, поставленных Президентом страны, является международное признание дипломов КазНУ и достойное вхождение Университета в ведущие мировые рейтинги вузов.

Сегодня, по данным зарубежных источников, Казахский национальный университет является лидером среди всех вузов Казахстана по числу специальностей, дипломы которых признаются за рубежом, то есть являются международно конвертируемыми.

Но и здесь требуется большая работа – нам нужно не «относительное» лидерство, а абсолютное.

И мы уже начали продвижение в данном направлении.

В частности, сейчас завершаем международную аккредитацию для десяти образовательных программ.

Но на этом останавливаться не будем.

Уже в ближайшее время необходимо подготовить к международной аккредитации как минимум 25-30 программ.

Это станет реальным шагом в направлении международного признания дипломов КазНУ, а значит, и реальной конкурентоспособности наших выпускников на мировом рынке труда, в иностранных и совместных компаниях.

Нам необходимо добиваться и коренного совершенствования кредитной системы обучения, которая признана во всем мире. На такую систему мы переходим уже с 2002 года, но во многом формально.

С этого года мы резко усиливаем требования по полноте освоения кредитной технологии.

Уже с сегодняшнего дня создается институт эдвайзеров и офис-регистраторов. Причем создается не формально, а на основе детально отработанной методологии, соответствующей кредитной системе обучения, для обеспечения работы преподавателей и студентов в новом режиме осуществляется подключение Интранет.

Задача, которую нужно решить в течение предстоящих двух лет – обеспечить реальную вариативность подготовки, индивидуальные траектории, чтобы максимально удовлетворять запросам студентов и требованиям рынка.

Здесь возникают очень непростые вопросы.

Главный из них в том, что должна резко возрасти доля выборных курсов, при этом у каждого студента будет свой индивидуальный набор пройденных дисциплин.

Понятно, что в такой ситуации теряют прежний смысл такие основополагающие понятия, как учебный план с его жестко закрепленными дисциплинами, классификатор специальностей, а также и действующие госстандарты, которые базируются на принципе массовой подготовки специалистов по каждой специальности.

Фактически это означает переход от массовой подготовки к производству «штучного товара» – уникальных по спектру знаний специалистов.

Полагаю, Вы согласитесь, что здесь нужна еще очень большая концептуальная, методическая и нормативная работа,  активное взаимодействие с государственными органами.

 

Да наверно, и преподавательский корпус будет на первых порах испытывать серьезные трудности – ведь теперь не преподаватель идет к студенту со своими заготовками, а студент идет к преподавателю, если данная дисциплина его интересует в плане будущей работы.

Значит, преподаватель должен будет готовить действительно востребованный курс, причем не только на сегодняшний день, но и на перспективу, и достойно преподать его с использованием новейших технологий обучения.

Нельзя забывать и о дистанционном обучении, за которым, по-видимому, достаточно серьезное будущее.

Поэтому полное внедрение кредитной технологии требует глубокого понимания ее всеми нами, каждым профессором и преподавателем.

По сути, данная технология в корне меняет сложившийся менталитет, всю систему подготовки кадров, и к этому мы должны быть готовы.

Все эти вопросы необходимо решать, и достаточно быстро, чтобы обеспечить востребованность наших выпускников и их конкурентоспособность. Надеюсь на Ваше понимание и поддержку в этом сложном деле.

Это важно и для получения международной аккредитации, а значит и конвертируемости дипломов.

При этом, как элитный университет, мы должны ставить задачу не массовой, а индивидуальной подготовки студентов с высочайшим ее качеством.

В этом году мы сократили прием в Университет на 1000 человек, и это было непросто.

Возможно, со следующего года пойдем еще на некоторое количественное сокращение приема.

Но при этом акцент будем ставить на увеличение численности магистратуры и докторантуры PhD, и, безусловно, на резкое повышение качества подготовки.

 

Еще один важный аспект – обеспечить высокий статус  преподавателей ведущего вуза страны.

Хочу отметить, что с 1 июля для аппарата управления и сотрудников, а с 1 сентября для профессорско-преподавательского состава мы, как и обещали, повысили заработную плату.

Это мы сделали из внутренних резервов, и в результате заработная плата выросла в среднем на 30%, а по отдельным категориям – до 100%. Годовой фонд заработной платы при этом увеличился почти на 500 миллионов тенге.

 

И в дальнейшем вопросы повышения оплаты труда будут стоять в центре внимания руководства Университета.

При этом мы будем ориентироваться на введение дифференцированная стимулирующая система оплаты труда в зависимости от вклада каждого в нашу общую работу.

К настоящему времени здесь очень много вопросов, и дело это очень непростое, но его необходимо четко обосновать и внедрить в практику.

Проведение этой работы поручаю финансовым и учебным службам Университета.

 

Один из возможных источников будущего увеличения оплаты труда – повышение стоимости грантов. Оно необходимо не только для повышения зарплаты ППС, но и для достойного содержания кампуса, приглашения зарубежных профессоров и решения многих других задач.

И в этом вопросе «лед тронулся».

Мы наконец нашли понимание в Правительстве и Министерстве, и думаю, что со следующего года стоимость грантов для КазНУ существенно возрастет.

Более того, наша инициатива благоприятно отразится и на других национальных университетах Казахстана – для них « с нашей подачи» теперь тоже рассматривается вопрос повышения стоимости грантов.

 

Второй источник – развитие научных исследований.

Сегодня мы выполняем научные работы на 800 миллионов тенге ежегодно, но это далеко не предел.

Полагаю, что новые подходы к организации исследований, разработка и продвижение Университетом целевых научных программ позволит существенно увеличить финансирование науки. А это благотворно скажется и на образовательном процессе, и на благосостоянии преподавателей, которые, еще раз подчеркну, должны быть активными исследователями.

 

Третья составляющая миссии университетов – в том, что они занимаются не только образовательной и научной деятельностью, но и реально работают в инновационной сфере.

Думаю, Вам хорошо известен феномен «Силиконовой долины» в Калифорнии, США. Он стал символом «взрывного» развития высоких технологий, в особенности электроники, информатики, биотехнологий, и внес огромный вклад в укрепление лидерства США в данных сферах.

Но «чудо» не произошло само собой – решающую роль сыграли университеты Стэнфорда и Беркли, ставшие поставщиками новейших научных результатов, технологических инноваций и кадров.

К инновационному процессу они привлекли самых известных ученых США и всего мира, и результат – налицо.

И все другие крупнейшие университеты мира активно участвуют в инновационном процессе.

Кроме того, данная деятельность является одним из важнейших источников финансирования университетов и привлечения в эту сферу частного капитала. В мировой практике это общепринято, но у нас пока еще не развито.

Здесь можно привести показательный пример Южной Кореи. Там бюджет самого престижного университета – он так и называется: Университет Кореи – составляет порядка 1 миллиарда долларов в год.

Так вот, значительную часть этого бюджета составляют взносы таких индустриальных корпораций, как Самсунг, Хёндай и LG. Это показывает четкую заинтересованность частного капитала в результатах работы крупнейшего вуза страны – в квалифицированных кадрах, научных результатах и технологических разработках.

У нас в этом отношении продвижение пока слабое.

Поэтому перед всеми факультетами, НИИ, технопарком поставлена задача в корне пересмотреть работу в данном направлении, перейти к активному взаимодействию с Институтами развития и бизнесом, заинтересованным в наших разработках. Думаю, в ближайшем будущем мы уже почувствуем первые результаты данной работы.

 

Четвертая составляющая миссии – глобальный масштаб активности университетов.

Они не только интегрированы в мировую образовательную систему, но и являются важнейшей составной частью мирового научно-технологического пространства.

Сегодня общеизвестно, что подавляющая часть научных открытий сделана и делается именно в университетах при мощной международной кооперации.

Важным аспектом здесь является академическая мобильность – активный международный обмен студентами и преподавателями, который стал «визитной карточкой» ведущих университетов мира.

Вы знаете, что международное сотрудничество КазНУ развивалось и развивается успешно.

Но сегодня мы ставим более масштабные задачи.

Во-первых, обеспечить не эпизодический, а системный обмен преподавателями с ведущими зарубежными вузами, причем так, чтобы наши профессора, побывавшие за рубежом, эффективно передавали приобретенный опыт другим преподавателям Университета.

Во-вторых, будем интенсифицировать обмен студентами, для чего создаем специальные группы с усиленной языковой подготовкой по английскому, а затем, возможно, и по другим языкам.

 

В плане дальнейшей перспективы хочу предложить на Ваше обсуждение и размышление еще одну идею – из числа наиболее одаренных студентов с хорошей языковой подготовкой формировать специальную группу, где студенты будут особенно интенсивно привлекаться к научной работе, в том числе и по зарубежным научным грантам, ездить на научные стажировки за рубеж.

Нечто аналогичное есть в Университете Южной Кореи, где появился новый проект под названием «Звездный путь», призванный ни много ни мало – готовить будущих лауреатов Нобелевской премии.

Для нас, наверно, такая постановка задачи пока не по силам, но обеспечить прорыв в доведении наших исследований до мирового уровня мы, думаю, сможем.

Давайте вместе подумаем, как реализовать такую идею.

 

Наконец, пятая составляющая миссии – то, что студенты в университетах воспринимаются не только как будущие специалисты, а как уже сегодняшние ключевые партнеры академического сообщества.

Анализ работы зарубежных вузов показывает, что студентами выполняется значительная часть исследований и разработок, которые затем воплощаются в практику, в том числе и в фирмах, куда приходят работать выпускники.

В свою очередь, университеты делают все, чтобы обеспечить своим будущим выпускникам максимально эффективные возможности трудоустройства. Для этого, в частности, служат гибкие и индивидуализированные маршруты обучения, о которых я уже говорил.

 

Думаю, все присутствующие согласятся, что очень важным является и поддержание постоянной «обратной связи» университета со своими студентами и выпускниками.

На уровне обучающихся она проявляется как активная роль студенческого самоуправления, его участие в оценке содержания и качества обучения, в организации досуга.

На уровне выпускников – это постоянное поддержание связи, их помощь в установлении действенных контактов университета с организациями и фирмами, в которых они работают, помощь в трудоустройстве и карьерном продвижении другим выпускникам родного вуза.

Все это создает неповторимую атмосферу особой общности преподавателей, студентов и выпускников – так называемый «корпоративный дух», которым славятся все крупнейшие университеты мира.

Это дух взаимной ответственности личности и университета, гордости за свою «альма матер», всемерного поддержания и продвижения позитивного имиджа вуза в городе, стране и на мировой арене.

 

В прежние годы такая атмосфера в КазГУ была, и мы ее должны возродить. Для этого в Плане мероприятий по реализации Стратегии предусмотрена целая система мер.

 

Уже приняты необходимые решения для резкого усиления роли студенческого самоуправления.

У нас теперь создан Комитет молодежных организаций, объединяющий широкий спектр органов студенческого самоуправления – Студенческий Сенат, Профсоюз студентов «Сұңқар», Высший студенческий совет в общежитиях и Отряд правопорядка.

Начата работа по открытию Студенческого офиса со своей социально-психологической службой.

Уверен, что за непосредственным участием студентов в управлении нашим общим Университетом – большое будущее, и руководство вуза будет делать все необходимое для его развития.

 

Будет резко активизирована и работа Ассоциации выпускников КазНУ не только в масштабе всего Университета, но и по каждому факультету.

 

В ближайшее время мы сформируем Совет Попечителей КазНУ, куда войдут крупные государственные и общественные деятели, представители бизнеса, СМИ, науки и культуры.

Думаю, что этот Совет, работу которого мы будем выстраивать по образцу крупнейших вузов мира, сможет многое сделать для развития нашего Университета, его поддержки государством, бизнесом и гражданским обществом.

 

Ну и, естественно, для возрождения корпоративного духа КазНУ нужно системное повышение ответственности за наше общее дело со стороны каждого преподавателя и каждого студента.

И думаю, что недалеко то время, когда слова «профессор КазНУ» или «студент КазНУ» будут произноситься с особой гордостью и уважением, цениться выше многих научных званий и наград.

* * *

Уважаемые друзья и коллеги!

Можно, конечно, сформулировать и другие характеристики особой миссии университетского образования и Казахского национального университета в развитии страны.

Сегодня были обозначены только те из них, которые мне представляются принципиально важными.

Полагаю, что всем нам нужно будет задуматься, как эффективно выполнять миссию нашего Университета, чтобы внести достойный вклад в реализацию стратегического курса Главы государства Н.А.Назарбаева и в развитие нашей молодой страны – Республики Казахстан.

Огромных Вам успехов на этом пути!

Если есть вопросы – готов на них ответить.

Прошу также высказывать свое мнение, вносить предложения – сегодня есть хорошая возможность их обсудить.

Спасибо за внимание.