Паспорт образовательной программы

1. Общая характеристика образовательной программы 

Регистрационный номер

 

Код и классификация области образования

7M04 Бизнес, управление и право

 

Код и классификация направлений подготовки

7М042 Право

 

Наименование образовательной программы

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ

 

Наличие приложения к лицензии на направление подготовки кадров

№ АБ 0137355

1.1 Цель ОП 

Подготовка квалифицированных кадров для судебно-экспертной деятельности РК. Образовательная программа cоставлена в соответствии с квалификационными требованиями по криминалистическим экспертизам «Судебная трасологическая экспертиза»; «Судебная баллистическая экспертиза» или «Техническая экспертиза документов», «Почерковедческая экспертиза»;

Программа направлена на формирование профессиограммы специалиста, способного:

-         проводить самостоятельно судебно-экспертное исследование по видам   экспертиз «Судебная трасологическая экспертиза»; «Судебная баллистическая экспертиза»

-         давать оценку результатам своих собственных исследований и определять значимость их в системе доказательственных материалов;

-         интегрировать достижения   естественно-технических наук в методики экспертных исследований,   проходить апробации и внедрять в экспертную практику;

-         самостоятельно осуществлять научные исследования теоретического и прикладного характера для развития данной области экспертологии;

-         выстраивать собственную программу         дальнейшего   обучения и научно-исследовательской деятельности

1.2 Основные показатели ОП  

Тип ОП: магистратура

Сроки ОП: 2 года

Формы обучения: очная

Трудоемкость: академических кредитов 120

Присуждаемая степень:   магистр по образовательной программе                                                 7М042 _ _ - КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ            

Вид ОП: 

Новая ОП

1.3 Описание преимуществ и отличительные особенности ОП с точки зрения позиционирования на рынке образовательных услуг  

Образовательная программа по специальности СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА СРЕДСТВ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ не имеет аналогов, впервые вносится в реестр образовательных программ Республики Казахстан.

Для реализации образовательной программы на факультете имеются следующие лаборатории и научные центры:

1. Центр проблем борьбы с преступностью

2. Центр судебной экспертизы   при кафедре уголовного права, уголовного процесса и криминалистики.

Кадровый потенциал: Профессорско-преподавательский состав в количестве 90 человек сосредоточен на четырех кафедрах. В составе ППС академик НАН РК, д.ю.н., профессор Сартаев С.С., известные ученые д.ю.н., профессора – 20 человек; к.ю.н., ассоциированные профессора – 48 человек; доктора PhD по специальности «Юриспруденция» - 14 человек.  

Процесс обучения осуществляется на трех языках, с применением новейших методик.

Активное участие в подготовке магистрантов принимают представители работодателей: ЦСЭ МЮ РК, МВД.

Магистранты принимают активное участие в выполнении НИР, финансируемых МОиН Республики Казахстан, по следующим направлениям: проблемы , уголовное право и криминалистика; предпринимательское право и интеллектуальное право; гражданское право, процессуальное право, адвокатура и нотариат. Также магистранты принимают участие в выполнении научных проектов, финансируемых из иных источников, в организации научно-практических конференций и теоретических семинаров, подготовке и опубликовании монографий, научных статей и докладов. В ходе подготовки диссертационных исследований магистранты выезжают за рубеж для работы в научных библиотеках ведущих зарубежных научных центров и вузов.

Базами практик образовательной программы по специальности «КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ» являются:

- Центр судебной экспертизы МЮ РК, ее филиалы;

- Криминалистические лаборатории правоохранительных органов Республики Казахстан;

- Центр судебной экспертизы при кафедре уголовного права, уголовного процесса и криминалистики.

Академическая мобильность Ежегодно обучающиеся магистранты по специальности 7M04 Бизнес, управление и право 7М042 Право, «7М042 _ _ - Криминалистические экспертизы» имеют возможность выезжать на научные стажировки в ведущие вузы мира в течение трех месяцев. Имеются договора о взаимном сотрудничестве по подготовке магистрантов с университетами Российской Федерации, Китая, Южной Кореи, США, Франции, Германии, Великобритании, Польши. Научными консультантами докторантов являются ведущие ученые РК и стран дальнего зарубежья. Зарубежные научные консультанты приезжают в КазНУ им. аль-Фараби на консультацию и ведение учебных занятий в течение семестра.

2. Квалификационные требования в формате результатов обучения 

2.1 Ожидаемые результаты обучения ОП  

 

описать систему нормативно-правовых актов, регулирующих экспертную деятельность в РК;

разъяснить сущность и задачи экспертной деятельности в РК, его функции, принципы, организацию системы экспертных учреждений, института частных экспертов; обосновать отличительные черты судебной   криминалистической экспертизы как   одну из форм применения специальных знаний и как источник доказательств;

объяснить основания назначения и проведения судебной   криминалистической экспертизы,

обосновать права и обязанности судебного эксперта при проведении судебной экспертизы;

обосновать структуру экспертного заключения и его доказательственное значение;

 

объяснить методологию исследования объектов трасологии, судебной баллистики (технического исследования документов, почерковедения) как интеграцию знаний из разных областей науки, техники; демонстрировать понимание закономерностей отражения информации о правонарушении в объектах материального мира - в трасологических следах, на компонентах огнестрельного оружия, в реквизитах бланков документов, в рукописных записях, подписях, выполненных в документах-вещественных доказательствах;

раскрыть закономерности свойств объектов трасологии, судебной баллистики (технического исследования документов, почерковедения);

объяснить особенности методологии решения вопросов об индивидуальном тождестве объектов трасологии, судебной баллистики (технического исследования документов, почерковедения);

объяснить возможности инструментальных методов;

 

демонстрировать научно-методические основы исследования трасологических следов, объектов судебно-баллистической экспертизы;

объяснить психо-физиологические основы формирования письменно-двигательных навыков, классификацию признаков почерка, научно-методические основы исследования почерка;

демонстрировать технологии изготовления бланков документов и иных реквизитов;

демонстрировать методики исследования объектов трасологической экспертизы;

демонстрировать методики исследования объектов судебно-баллистической экспертизы; демонстрировать методики исследования объектов судебно-технической экспертизы документов;

демонстрировать методики исследования объектов судебно-почерковедческой экспертизы;

 

систематизировать нормативно-правовые акты в соответствии с принципами организации и функциями, задачами экспертной деятельности в РК;

продемонстрировать правовые и процессуальные гарантии достоверности, научной обоснованности и т.д. производства судебных экспертиз;

показать классификацию судебных экспертиз и выделить процессуальные особенности комплексных, повторных и иных экспертиз;

анализировать постановления, определения и классифицировать фактические, процессуальные основания назначения трасологической экспертизы, судебно- баллистической экспертизы, (технической экспертизы документов, почерковедческой экспертизы);

дать оценку правам и обязанностям судебного эксперта при проведении трасологической экспертизы, судебно- баллистической экспертизы, (технической экспертизы документов, почерковедческой экспертизы);

написать заключение эксперта при решении задачи идентификации по папиллрным узорам и др.

 

составить совокупность методов исследования объектов трасологии, судебной баллистики (технического исследования документов, почерковедения);

выделить общенаучные методы и показать для решения, каких вопросов они применяются;

обобщить методы, заимствованные из естественно-технических наук, и составить перечень необходимых технико-криминалистических средств;

сравнить методологию решения идентификационных вопросов с методологией решения неидентификационных вопросов, показать их различие;

продемонстрировать применение светового микроскопа, бинокулярного микроскопа, сравнительного микроскопа, прибора оптического наложения;

 

провести эксперименты по отражению на окружающей обстановке трасологических следов (рук, обуви, зубов, протектора и др.), исследовать и выделить признаки;

применить методику идентификации человека по папиллярным узорам пальцев рук, ног, зубов;

применить методику определения вида орудия взлома и др.;

применить методику идентификации орудий взлома, инструментов по их следам и др.;

провести эксперименты по отражению на окружающей обстановке и на компонентах патрона следы при производстве выстрела, исследовать и выделить признаки;

применить методики определения исправности огнестрельного оружия, способа изготовления оружия, возможности самопроизвольного выстрела и другие классификационные, диагностические, ситуационные задачи баллистической экспертизы;

применить методику идентификации огнестрельного оружия по следам на пулях, гильзах;

 

применить методику определения способа изготовления бланка, печати, способа изменения записей и решения других задач экспертизы документов;

проводить фотографирование в отраженных ультрафиолетовых, инфракрасных лучах, люминесценцию в красной и инфракрасной частях спектра; люминесценцию под воздействием ультрафиолетовых лучей различных документов;

применить методику идентификации печати, клише и другие идентификационные вопросы экспертизы документов;

применить методики диагностики по почерку установления пола, возраста и решения других задач почерковедческой экспертизы;

применить методики идентификации человека по почерку;

 

участвовать в научно-исследовательской деятельности, в том числе в контексте самостоятельно избранных, теоретически и практически значимых, востребованных судебной и следственной практикой;

заниматься инновационной педагогической деятельностью в аспекте необходимой организации и реализации самообучения и обучения;

использовать при проведении экспертных исследований, научных изысканий достижений средств компьютерных технологий;

разрабатывать, генерировать и внедрять проекты для создания новых знаний в трасологической, судебно-баллистической экспертизах, экспертизе документов;

 

дать оценку взаимосвязи между производством экспертизы, научно-исследовательской, научно-методической формами деятельности;

дать характеристику о взаимосвязи между принципами организации экспертной деятельности и правовыми нормами о присвоении квалификационных свидетельств на право производство судебных экспертиз, периодическом прохождении аттестации судебных экспертов;

объяснить взаимосвязь между принципами организации экспертной деятельности и правовыми нормами по апробации методик, валидации методов, методик;

показать взаимосвязь и роль интеграции научных знаний из естественно-технических наук, теории криминалистической идентификации при решении вопросов развития криминалистических экспертиз;

 

оценивать результаты экспертных исследований и формулировать выводы в соответствии с общей методологией анализа и оценки признаков;

аргументировать соотношение между задачами производства экспертизы и компетенцией эксперта;

обосновывать причины письменного отказа от производства экспертизы или о ходатайствах эксперта;

интерпретировать комплексные экспертизы как интеграцию знаний различных экспертных специальностей;

определять обоснованность назначения повторных экспертиз;

 

излагать результаты поэтапного исследования и примененных методик в заключении;

при допросах в ходе следствия, судебных разбирательствах обоснованно аргументировать свои экспертные заключения;

2.2 Ожидаемые результаты по каждому модулю ОП

(в соответствии с Руководством по описанию результатов обучения).

2.2 Название модуля

 

 

М-1 Модуль истории и философии науки

По успешному завершению данного модуля должны быть способны:

  1. интерпретировать сущность научной деятельности,     принципы ее организации и функционирования,
  2. формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности
  3. владеть методологией научного исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;
  4. реализовать навыки говорения на английском языке, навыки чтения и письма
  5. изъясняться с чётким и понятным для окружающих произношением
  6. понимать основные идеи докладов, лекций, сообщений на   англ.языке  
  7. свободно читать научную, деловую и иного характера тексты, грамотно составлять любые письменные документы, писать научные статьи и т.д.
  8. фиксировать собственные ошибки при произношении, и самостоятельно исправлять и объяснять их

М-2 Психолого-педагогический модуль

По успешному завершению данного модуля должны быть способны:

  1. объяснить общую проблематику методологических и теоретических основ педагогики в высшей школы;
  2. применять современные технологии преподавания, оформлять учебно-методичекую документацию
  3. понимать роль планирования в организации обучения и воспитания;
  4. анализировать систему и содержание высшего образования в Казахстане и за рубежом
  5. интерпретировать психические процессы, психические свойства, как составляющие психику человека
  6. понимать закономерности возникновения, развития психических свойств, качеств личности
  7. освоить основные психодиагностические методы 
  8. применять знания по психологии для принятия эффективных решений, реализовывать успешные коммуникативные стратегии в личной жизни и профессиональной деятельности

М-3 Современные основы уголовного права, судопроизводство и основы сегодняшней криминалистики

По успешному завершению данного модуля должны быть способны:

1.     дифференцировать уголовное правонарушение от иных, определять состав уголовного проступка, преступления;

2.     понимать сущность понятия  вины, знать ее формы и виды,  

3.     знать   виды уголовного наказания, понимать цели ее применения и т.д.;

  1. разъяснить виды судопроизводства по казахстанскому законодательству;
  2. понимать задачи, цели уголовного, гражданского процесса, административного производства, знать задачи каждой стадии судопроизводства;
  3. знать правовой статус каждого из участников процесса и т.д.;
  4. интерпретировать криминалистическую характеристику преступлений;
  5. владеть криминалистическими приемами собирания материальных следов, знать возможности следов преступления в установлении обстоятельств рассматриваемых дел и т.д.

М-3 Современное уголовное, уголовно-процессуальное законодательство и криминалистические технологии

По успешному завершению данного модуля должны быть способны:

  1. интерпретировать уголовный закон, элементы состава правонарушения, понятие уголовной ответственности за совершаемые деяния и др.;
  2. разбираться в видах процессуальной деятельности, задачах и функциях уголовного, гражданского процесса и т.д.;
  3. знать права и обязанности субъектов процессуальных правоотношений;
  4. раскрыть понятие доказательства, процесс собирания     и др.
  5. характеризовать закономерности механизма преступления и возникновения информации о преступлении и его участниках,
  6. знать классификацию криминалистических средств и методов в зависимости от природы следов преступления;
  7. применять методы и приемы обнаружения, фиксации, изъятия следов,
  8. владеть тактическими приемами проведения процессуальных действий и т.д.

М-4 Современная судебно-экспертная деятельность и ее традиционная отрасль

По успешному завершению данного модуля должны быть способны:

  1. раскрыть понятие судебной экспертизы и дать

характеристику ее признакам;

  1. раскрыть   принципы судебно-экспертной деятельности и систему экспертных учреждений в РК и указать полномочия руководителей и т.д.;
  2. знать процессуальные права и обязанности эксперта,
  3. знать порядок проведения аттестации экспертов; апробации, валидации методов,  
  4. обосновывать классификацию судебных экспертиз;
  5. раскрыть порядок назначения судебной экспертизы и т.д.
  6. раскрыть предмет, объекты, задачи и научные основы трасологической экспертизы,
  7. понятия общих и частных признаков объектов трасологии и т.д.

М-5 Теория и практика баллистической экспертизы

По успешному завершению данного модуля должны быть способны:

  1. раскрыть предмет, объекты и задачи судебно-баллистической экспертизы,
  2. решать задачи судебно-баллистической экспертизы,
  3. дать характеристику используемых методов исследования,
  4. раскрыть понятия общих и частных признаков, образующихся при выстреле и т.д.
  5. применять методики исследования огнестрельного оружия,
  6. применять методики определения идентификации оружия,,
  7. применять методики определения дистанции выстрела,
  8. применять методики определения самопроизвольного выстрела и т.д.

М-6 Методология следоведческих исследований

По успешному завершению данного модуля должны быть способны:

  1. разъяснить основные понятия методики экспертного исследования следов-отображения внешнего строения
  2. применять методы и средства экспертного исследования следов рук человека
  3. применять методы и средства экспертного исследования следов зубов, иных частей тела человека
  4. применять методы и средства экспертного исследования следов обуви,
  5. применять методы и средства экспертного исследования орудий взлома,
  6. применять методы и средства экспертного исследования транспортных средств,
  7. применять методы и средства экспертного исследования целого по частям и др.
  8. установить индивидуальное тождество целого по частям и т.д

М-7 Проблемы теории и практики экспертизы реквизитов документов

 

 

По успешному завершению данного модуля должны быть способны:

  1. разъяснить предмет , объекты и задачи судебно-технической экспертизы документов,
  2. о задачах судебно-технической экспертизы документов,
  3. характеристике используемых материалов и реквизитов документов,
  4. понятии «документы строгой отчетности» и т.д.
  5. методиках исследования оттисков печати, штампов, бланков документов,
  6. методиках выявления изменеиий содержания документов
  7. дать криминалистическую характеристику незаконному предпринимательству, ложному банкротству и т.д.
  8. показать роль СТЭД при расследовании незаконного предпринимательства, ложного банкротства

М-7 Проблемы теории и практики почерковедческой экспертизы

 

 

 

По успешному завершению данного модуля должны быть способны:

  1. разъясеить предмет, объекты судебно-почерковедческой экспертизы
  2. задачи судебно-почерковедческой экспертизы,
  3. закономерности формирования письменно-двигательных навыков человека,
  4. понятия общих и частных признаков почерка
  5. применять методики решения диагностических задач рукописных текстов
  6. применять методики решения диагностических задач по подписи
  7. применять методики идентификации по подписи, по рукописи
  8. понимать проблемы и видеть перспективы развития

3. Сферы профессиональной деятельности выпускника

3.1 Планируемая область профессиональной деятельности выпускника

 

Подготовка кадров планируется в следующие области профессиональной деятельности:

образовательная;

научная;

органы правопорядка;

3.2 Виды деятельности (профессий), к которым преимущественно готовится выпускник ОП

Подготовка кадров в области профессиональной деятельности входят следующие виды деятельности, профессии, квалификационные уровни

Выпускники по специальности «» могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

ü образовательная (педагогическая);

ü научная;

ü правоохранительная;

ü правозащитная;

ü консультационная;

ü экспертная;

ü информационно-аналитическая;

ü организационно-управленческая


3.3 Анализ и потребности рынка труда в выпускниках данной ОП

Для будущего трудоусторйства выпускников программы ключевыми работодателями по специальности «7М042_ _ - криминалистические экспертизы»   являются:

  1. Органы юстиции РК;
  2. Органы прокуратуры;
  3. Органы национальной безопасности;
  4. Органы внутренних дел;
  5. Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции;
  6. Комитет государственных доходов Министерства финансов РК и т.д.
  7. Органы таможенного контроля,
  8. Органы и организации, имеющие лицензию на право производства экспертиз и специализированных исследований

Образовательная программа является актуальной для конкретной сферы занятости по специальности:

  1. Производство судебных экспертиз;
  2. Производство специализированных исследований.

Могут вести преподавательскую, научно-исследовательскую деятельность

Образовательная программа является актуальной для конкретной сферы занятости

  1. Производство судебных экспертиз;
  2. Производство специализированных исследований.

4. Требования к абитуриенту

 

Правила приема: Профессиональное образование - магистратура осуществляется на базе высшего (бакалавр) образования. Прием в магистратуру осуществляется на конкурсной основе по итогам сдачи вступительных экзаменов в соответствии с «Типовыми правилами приема в вузы».

Условия конкурсного отбора соответствуют «Типовым правилам приема в магистратуру вузов РК».

Для обучения по следующим видам экспертных специализаций предъявляются следующие требования:

1)    7М042_ _ -Криминалистические экспертизы - Претенденты на поступление на образовательную программу должны иметь высшее образование по любой специальности.

 

Матрица формирования компетенций по модулям образовательной программы

 

Название модуля

Результаты обучения по программе

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

М-1 Модуль истории и философии науки

V

 

 

 

 

 

 

 

 

V

V

V

М-2 Психолого-педагогический модуль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V

V

М-3 Современные основы уголовного права, судопроизводство и основы сегодняшней криминалистики

V

V

 

 

 

 

V

V

 

V

V

 

М-3 Современное уголовное, уголовно-процессуальное законодательство и криминалистические технологии

V

V

 

 

 

 

V

V

 

V

V

 

М-4 Современная судебно-экспертная деятельность ее традицилнная отрасль

 

V

V

V

V

V

V

 

 

М-5 Теория и практика баллистической экспертизы

 

V

 

 

V

V

V

V

V

 

 

 

М-6 Методология следоведческих исследований

 

 

 

 

V

V

V

V

V

 

 

 

М-7 Проблемы теории и практики экспертизы реквизитов документов

V

V

V

 

 

 

 

 

 

V

V

 

М-7 Проблемы теории и практики почерковедческой экспертизы

V

V

V

 

 

 

 

 

 

V

V

 

М4 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА          

 

V

 

 

 

 

 

 

 

 

V

 

М6ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА

V

 

 

 

V

V

V

V

V

 

V

 

М8,9НАУЧНО-ИССЛЕДОВ. ПРАКТИКА

V

 

 

 

 

 

 

 

 

V

V