Дистанционные образовательные технологии - Zoom-пары

25.04.2020

Просмотров: 367

К.г.н, и.о. доцента кафедры метеорологии и гидрологии КазНУ им. аль-Фараби Кауазов Азамат Маратович делится своим опытом применения ДОТ в учебном процессе, их развитии и перспективах. 

За время своей работы в самых различных местах, неоднократно приходилось дистанционно общаться: я участвовал в семинарах, переговорах с коллегам по Skype и WhatsApp, приходилось даже находясь в ЦУПе общаться по радиосвязи с нашим космонавтом на борту МКС Айдыном Аимбетовым.

Но занятий со студентами в Казахском Национальном Университете имени аль-Фараби дистанционно я ранее не вел. Планировал конечно перейти на онлайн обучение и электронный формат, но руки, что называется никак не доходили. В прошлом году запланировал разработку в 2021 году онлайн курса в рамках МООК. Но жизнь резко ускорила планы, и то, что я планировал годы, пришлось сделать за буквально пару дней. Я как и многие, перешел на онлайн обучение.

Попробовал несколько приложений для проведения видеоконференций и дистанционного обучения Zoom, Microsoft Teams, Google Meet. Сейчас я читаю лекции и провожу семинары посредством Zoom. Zoom привлекает простотой и удобством. Интерфейс в отличие от Microsoft Teams интуитивно понятный.

Бесплатная учетная запись позволяет проводить видеоконференцию длительностью 40 минут. Это сопоставимо с временем одной пары -50 минут. Zoom отлично подходит для групповых занятий, студенты могут заходить как с компьютера, так и с планшета с телефоном. К видеоконференции может подключиться любой, имеющий ссылку, или идентификатор конференции. Хотелось бы отметить преимущества:

1.Видео и аудио связь с каждым участником. У организатора есть возможность выключать и включать микрофон, а также выключать видео и запрашивать включение видео у всех участников.

2.Можно делиться экраном со звуком. Демонстрацию экрана можно поставить на паузу. Более того, можно делится не всем экраном, а только отдельными приложениями.

3.В платформу встроена интерактивная доска, можно легко и быстро переключаться с демонстрации экрана на доску, рисовать и печатать.

4.Есть чат, в котором можно писать сообщения, передавать файлы всем или выбрать одного студента.

5.Можно производить запись занятия как на компьютер, так и на облако. Удобно, что можно настроить автовключение записи, а также ставить ее на паузу.

Очевидно, что технические средства - дополнительный риск сбоя и дополнительная ресурсоемкая зона контроля, поэтому дистанционная работа требует от преподавателей существенно больше времени на подготовку и большей концентрации в процессе. Но и вовлеченность студентов тоже выше. Можно наглядно все демонстрировать.

В течение занятия, активизирую участие студентов: задаю вопросы, комментирую ответы. После окончания занятия загружаю презентацию и видеозапись занятия в систему Univer, поэтому студенты ничего не пропустят. Основной минус «дистанционки» — она требует высокой самоорганизации от студента по подготовке к занятиям и концентрации в процессе занятия, так как домашняя обстановка расслабляет, ну и не у всех есть возможность уединиться. Также, тяжелее контролировать вовлеченность студентов, если в аудитории можно одномоментно и постоянно видеть всех и читать, как говориться, по глазам поняли ли студенты материал, то онлайн часто студентов не видно вовсе.

В целом, данный опыт я считаю положительным, и в будущем планирую все активнее задействовать онлайн платформу на основе МООК КазНУ им. аль-Фараби для контакта со студентами и после окончания карантина.