ВАРШАВА СОБРАЛА УЧЕНЫХ

В столице Республики Польша – Варшаве, с 19 по 21 сентября текущего года, прошел VI-й международный конгресс тюркологов, организованный известным в мире Варшавским университетом. Данное мероприятие собрало ученых юристов, политологов, журналистов из Турции, Европы и США, а также стран СНГ, в частности Казахстана, Азербайджана, Туркменистана, Узбекистана, для которых тюркский вопрос стал объединяющим.

С приветственным словом выступили руководство Варшавского университета, посол Турции в Польше г-н Дженгиз Камил Фират, посол Азербайджана в Польше Наргиз Гурбанова, президент Международного фонда тюркской культуры и наследия г-жа Гюнель Афандиева и другие.

Спектр представленных тем на международном конгрессе был широк, начиная вопросов развития языков тюркских народов до информационной безопасности и прововом регулировании в современном мире, где вспыхивают военные действия на некоторрых территориях. Среди интересных тем, прозвучавших во время конгресса были такие, как: «Современная международная миграция: сравнительный анализ Польши и Турции», «Анализ научного сотрудничества между Турцией и Азербайджаном на основе совместных научных публикаций (1992-2021 гг.)», «Вторая карабахская война в международных СМИ: тюркское геополитическое определение», «Сталинизм и судьба тюркологии в советском Азербайджане», Лексический пласт тюркской рукописи XIV века «Kitab Bulga al-Mushtak wa fi lugat at-Turk wa al-kifjak», Ученый Вашингтонского университета Талант Мауканули представил интересную тему, связанную с Казахстаном «Historical Resources for Qazaq language: Qazaq and Qing diplomatic correspondence» (Исторические ресурсы для казахского языка: казахская и цинская дипломатическая переписка).

В числе приглашенных на конгресс в качестве участника была доктор юридических наук Забих Шолпан Арапбайқызы (кафедра гражданского права и гражданского процесса, трудового права юридического факультета КазНУ им.аль-Фараби) с темой: «The idea of uniting Turkic peoples in the political and legal views of representatives of the Kazakh intelligentsia of the early twentieth century Zhahanshi Dosmukhamedov and Mustafa Shokai» («Идея объединения тюркских народов в политико-правовых воззрениях представителей казахской интеллигенции начала ХХ века Жаханши Досмухамедова и Мустафы Шокая»). В своем выступлении она отметил, что двадцатый век был очень динамичным и насыщенным событиями и в то же время важным и значимым временем в истории человечества. Это было время развития революционного движения, формирования передовой национальной интеллигенции в казахском крае, которая ставила вопросы о социальных гарантиях и просвещении народа, защите прав и свобод человека, верховенстве закона, форме правления в стране и политическом режиме государства. Раскрывая идеи казахской интеллигенции начала ХХ века – Алихана Букейханова, Ахмета Байтурсынова, Миржакипа Дулатова и других, она акцентировала свое внимание на государственных и правовых взглядах Жаханши Досмухамедова и Мустафы Шокая. Именно они в своих политических и правовых взглядах рассматривали идею объединения тюркских народов.

В своем выступлении Шолпан Арапбайқызы отметила, что в сложное для казахов время произошла консолидация тюркских народов: созываются съезды мусульман, в составе Государственной Думы России, формируется мусульманская парламентская фракция. В период работы в Думе Мустафа Шокай создал организацию “Туркестанское единство” для объединения народов, проживающих в Казахском крае. В дни Февральской революции Мустафа Шокай помогал казахам на фронте, затем он активно решал вопрос об управлении Туркестаном, стал председателем исполнительного органа Туркестанского национального совета. Был одним из лидеров партии "Шура-и-Исламия" и редактором газеты "Бірлік Туы". Известно, что на гуманиста и демократа Мустафу Шокая были навешаны различные ярлык, как «агент мировой буржуазии»,   «враг на­рода», «пособник фашизма». Но его идея об едином Туркестане, воплотившаяся в Кокандской (Тур­кестанской) автономии, хотя и потерпела поражение от Советской власти подобно автономии «Алаш», тем не менее, превратились в символ борьбы за независимость страны.

Особое внимание Забих Ш.А. обратила на другого лидера казахской интеллигенции – профессионального юриста, видного политика, заместителя председателя Всероссийского мусульманского совета, председателя западного отделения «Алаш-Орда» Жаханшу Досмухамедова, который отстаивал идею привлечения внимания к узбекам, туркменам и Туркестану в целом, как к региону, родному по численности населения (родному по языку и традициям). Ж. Досмухамедов направил все свои правовые знания и богатый политический опыт на объединение мусульманских народов России. С высокой трибуны Всероссийского мусульманского совета он поднимал проблемы не только казахов, но и всех тюркских и мусульманских народов, стремился к их решению. Он, как и Мустафа Шокай, отстаивал идею руководства узбеками, туркменами и Туркестаном в целом как родственным по составу населения регионом и предлагал вопрос объединения всех тюркских народов России, им даже был проведен филологический анализ слова «узбек», «казах».

В настоящее время идеи Мустафы Шокая и Жаханши Досмухамедова, внесшие неоценимый вклад в развитие политической мысли, национального и тюркского самосознания, могут стать опорой международному содружеству современных тюркских народов в условиях глобализации. 

 

 

 

Дата публикации:  26.09.2022