Успешное завершение подросткового периода

Для успешного завершения подросткового периода необходимо:

  • Воспринимать ребенка таким, какой он есть, а не таким, каким его хотели бы видеть вы.
  • Поощрять выражение независимых мыслей, чувств и действий ребенка.
  • Не впадать в отчаяние и депрессию, если ребенок отказывается от вашей помощи.
  • Не пытаться прожить жизнь за ребенка.
  • Признать в ребенке самостоятельную личность, со своими желаниями и стремлениями.

Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был здоровым и счастливым:

1. Любите своего ребенка! Общайтесь с ним и постоянно показывайте своими словами и жестами, что Вы его слышите, понимаете и поддерживаете.

2. Научите ребенка, выражать свои чувства, чтобы он не боялся их, когда он станет большим и понимал чувства других людей.

3. Дайте Вашему ребенку реальную ответственность за какую-нибудь домашнюю работу. Ребенок, который имеет постоянное поручение по дому, ощущает себя важной частью семьи и испытывает чувство удовлетворения, выполняя свои обязанности.

4. Одобряйте и хвалите ребенка, даже за небольшие успехи. Его упорство и успехи сделать что-то самостоятельно важнее результатов.

5. Если Вы рассержены на Вашего ребенка, оценивайте его поступок, а не его личность.

6. Учите его говорить "нет".

7. Учите его отвечать за свои поступки.

Что нарушает психологическую безопасность подростка:

— постоянная критика родителей и учите­лей, которая планомерно программирует со­
знание ребенка на неудачу;

— отстранение ребенка от круга знакомых и друзей дома;

— слишком жесткие правила или отсут­ствие их;

— насмешки над внешностью детей, их фи­зическими недостатками и слабостями;

— вербальные или невербальные послания негативной направленности (особенно послания типа «ты нам не нужен»);

— терпимость окружения к употреблению алкоголя и «легких» спиртных напитков;

— отсутствие времени у родителей для об­щения с детьми.

Что защищает и укрепляет:

— конструктивный стиль общения родите­лей с подростками, позволяющий ему чувство­вать себя самостоятельным членом семьи;

— поддерживающие уверенность в себе и чувство своей ценности для семьи «поддер­
живающие послания» — вербальные и невер­бальные;

— замена репрессий за плохое поведение наградами за хорошее («жетоны Скиннера»);

— умение родителей повиниться, если они в чем-то были не правы;

— серьезное отношение к чувствами переживаниям подростков;

— использование психологиче­ских методов:

- подстройки (умение сочувствен­но выслушивать ребенка);

- отслеживания (умение вовремя«пеленговать» все изменения в психо­логическом состоянии ребенка);

- способность вести (т. е. без прес­синга оказывать на детей благотвор­ное влияние).