ПОСТОЯННЫЙ МОНИТОРИНГ И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ (на примере кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики юридического факультета КазНУ им.аль-фараби)
Система гарантий качества образования в КазНУ им. аль-Фараби основывается на Европейских стандартах и Директивах Европейской Ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA). Университет имеет политику гарантии качества образования и документированные процедуры по системе менеджмента качества, которые определяют требуемый уровень качества предоставляемых образовательных услуг и обеспечивают его достижение. Мониторинг и оценка качества образовательных услуг в Университете осуществляются Центром аккредитации и качества образовательных программ. Взаимодействие с международными и национальными аккредитационными агентствами и реализация мероприятий по институциональной и специализированной аккредитации для усовершенствования качества образовательных программ университета осуществляется Службой аккредитации и лицензирования.
Доказательством участия обучающихся, работодателей и других стейкхолдеров в пересмотре ОП «6В12301-Правоохранительная деятельность», «7M12301- Правоохранительная деятельность» служат протоколы заседаний кафедры и ассоциации выпускников ОП. К примеру, в 2021 г. рассмотрен каталог дисциплин по ОП "6В12301-Правоохранительная деятельность" и предложено ввести в учебную программу новые дисциплины, необходимые для предоставления широкого спектра компетенции в области правоохранительной деятельности. Также обновление ОП «6В12301-Правоохранительная деятельность» связано с разделением дисциплины Гражданское право РК на две самостоятельные части Гражданское право (Общая часть) и Гражданское право (Особенная часть) на основании рекомендации работодателей. В апреле 2022 года некоторые дисциплины были исключены из учебного плана и за счет этого была изменена кредитность дисциплин: количество кредитов некоторых дисциплин увеличено с 6 кредитов до 9 кредитов. Эти изменения, внесенные в ОП для хранения и обработки сведений о продвижении обучающихся были опубликованы в информационной системе UNIVER, на сайте университета, а также на сайте Министерства образования и науки РК (http://esuvo.platonus.kz/).
Соответствие содержания учебных дисциплин и результатов обучения уровню обучения обеспечивается в силлабусах учебных дисциплин, а также в каталоге элективных дисциплин.
В перечень лиц, заинтересованных в совершенствовании и развитии ОП, входят: Органы прокуратуры; Органы национальной безопасности; Судебные органы; Органы внутренних дел; Агентство РК по противодействию коррупции; Агентство РК по делам государственной службы; Комитет государственных доходов Министерства финансов РК, ЦСЭ МЮ РК и т.д. Все изменения, внесенные в структуру ОП, публикуются на сайте университета.
Анализ изменений на рынке труда обеспечивается постоянным сотрудничеством с работодателями. Так, выпускающая кафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики на основе заключенных договоров с работодателями ведет постоянный мониторинг изменений на рынке труда, изучаются квалификационные требования к сотрудникам правоохранительных органов с целью обеспечения соответствия предъявляемым требованиям. Наряду с этим факультет обеспечивает постоянную связь с рынком труда посредством Совета работодателей, формируемого из числа выпускников факультета. Полномочия и план работы Совета работодателей руководство факультета определяет самостоятельно, исходя из текущих и стратегических задач, стоящих перед факультетом. Анализ эффективности деятельности Совета работодателей осуществляется Академическим комитетом по направлениям подготовки кадров не менее 2-х раз в год с привлечением обучающихся и ППС факультета. По итогам анализа Академический комитет факультета вносит рекомендации, мониторинг реализации, которых проводится на регулярной основе методическим бюро факультета. Факультет проводит семинары-тренинги, «дни открытых дверей» работодателей, лидерские лекции известных людей и состоявшихся выпускников.
При мониторинге и пересмотре ОП учитывается мнение профессорско-преподавательского состава кафедры и факультета в целом. На заседаниях кафедры и Академического комитета факультета обсуждаются результаты мониторинга ОП, вопросы необходимости ее пересмотра и внесения изменений в ОП. Кроме того, в университете ежегодно проводятся методические конференции, круглые столы по вопросам организации и совершенствования учебного процесса, на которых принимаются участие ППС.
Мониторинг и периодическая оценка программ включает оценку:
- · содержания программ в свете последних достижений науки по конкретной дисциплине для обеспечения актуальности преподаваемой дисциплины;
- · изменяющихся потребностей общества;
- · нагрузки, успеваемости и выпуска студентов;
- · эффективности процедур оценивания студентов;
- · ожиданий, потребностей и удовлетворенности студентов обучением по программе;
- · образовательной среды и служб поддержки и их соответствия целям программы.
Также координаторы и разработчики регулярно проводят оценивание и пересмотр программ с привлечением студентов, выпускников и работодателей для усовершенствования качества образовательных программ. Проведение систематического сбора, анализа и управления информацией позволяет ОП «6В12301-Правоохранительная деятельность», «7M12301- Правоохранительная деятельность» быть содержательной, мотивационной, ценностной как средства целенаправленного формирования конкурентоспособного выпускника-специалиста, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. При этом учитывается сумма различных показателей (контингент студентов, удовлетворенность студентов реализацией программы, трудоустроенность выпускников).
Задачи модернизации образовательных программ «6В12301-Правоохранительная деятельность», «7M12301-Правоохранительная деятельность»:
- Обеспечение соответствия образовательных программ университета основным принципам академической политики КазНУ им. аль-Фараби:
1) принцип соответствия качества образовательной деятельности (обучения и преподавания) университета мировым стандартам образования;
2) принцип студентоцентрированности образовательного процесса;
3) принцип интегративности образования, науки и производства;
4) принцип обучения на протяжении всей жизни;
5) принцип интернационализации образования;
6) принцип совершенствования социального измерения высшего и послевузовского образования;
7) принцип поддержки педагогических инноваций.
– Обеспечение успешного трудоустройства по специальности выпускников университета в течение одного года после окончания университета;
– Содействие развитию ППС за счет реализации сопутствующих программ повышения квалификации и переподготовки;
– Содействие развитию сферы образования и науки за счет формирования научно-образовательной среды, благоприятной для создания и распространения инноваций в области профессиональной подготовки кадров;
– Продвижение образовательных программ КазНУ им. аль-Фараби в международных рейтингах по предметным областям.
Таким образом, постоянный мониторинг, периодическая оценка и пересмотр образовательных программ имеют целью обеспечение их эффективной реализации и создание благоприятной среды обучения для обучающихся.
Доцент кафедры уголовного права,
уголовного процесса и криминалистики,
к.ю.н. Мухамадиева Г.Н.