Паспорт образовательной программы

1. Общая характеристика образовательной программы 

Регистрационный номер

 

Код и классификация области образования

7M04 Бизнес, управление и право

 

Код и классификация направлений подготовки

7М042 Право

 

Наименование образовательной программ

СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Наличие приложения к лицензии на направление подготовки кадров

№ АБ 0137355

1.1 Цель ОП 

подготовка квалифицированных кадров для судебно-экспертной деятельности РК. Образовательная программа cоставлена в соответствии с квалификационными требованиями по судебной экспертизе. «Судебная трасологическая экспертиза»; «Судебная баллистическая экспертиза». Программа направлена на формирование профессиограммы специалиста, способного:

-         проводить самостоятельно судебно-экспертное исследование по видам экспертиз ««Судебная трасологическая экспертиза»; «Судебная баллистическая экспертиза» ;

-         давать оценку результатам своих собственных исследований и определять значимость их в системе доказательственных материалов;

-         интегрировать достижения   наук в методики эксперных исследований,   проходить апробации и внедрять в экспертную практику;

-         самостоятельно осуществлять научные исследования теоретического и прикладного характера для развития данной области экспертологии;

-         выстраивать собственную программу          дальнейшего обучения и научно-исследовательской деятельности

1.2 Основные показатели ОП  

Тип ОП: магистратура

Сроки ОП: 2 года

Формы обучения: очная

Трудоемкость: академических кредитов 120

Присуждаемая степень: магистр по образовательной программы 7М042_ _ - СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА  

Вид ОП: 

Новая ОП

1.3 Описание преимуществ и отличительные особенности ОП с точки зрения позиционирования на рынке образовательных услуг  

Образовательная программа по специальности СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА не имеет аналогов, впервые вносится в реестр образовательных программ Республики Казахстан.

Для реализации образовательной программы на факультете имеются следующие лаборатории и научные центры:

1. Центр проблем борьбы с преступностью

2. Центр судебной экспертизы   при кафедре уголовного права, уголовного процесса и криминалистики.

Кадровый потенциал: Профессорско-преподавательский состав в количестве 90 человек сосредоточен на четырех кафедрах. В составе ППС академик НАН РК, д.ю.н., профессор Сартаев С.С., известные ученые д.ю.н., профессора – 20 человек; к.ю.н., ассоциированные профессора – 48 человек; доктора PhD по специальности «Юриспруденция» - 14 человек.  

Процесс обучения осуществляется на трех языках, с применением новейших методик.

Активное участие в подготовке магистрантов принимают представители работодателей: ЦСЭ МЮ РК, МВД.  

Магистранты принимают активное участие в выполнении НИР, финансируемых МОиН Республики Казахстан, по следующим направлениям: уголовное право и криминалистика и т.д.Также магистранты принимают участие в выполнении научных проектов, финансируемых из иных источников, в организации научно-практических конференций и теоретических семинаров, подготовке и опубликовании монографий, научных статей и докладов. В ходе подготовки диссертационных исследований магистранты выезжают за рубеж для работы в научных библиотеках ведущих зарубежных научных центров и вузов.

Базами практик образовательной программы по специальности являются: - Центр судебной экспертизы МЮ РК, ее филиалы;

-Криминалистические лаборатории правоохранительных органов Республики Казахстан;

- Центр судебной экспертизы при кафедре уголовного права, уголовного процесса и криминалистики.

Академическая мобильность

Ежегодно обучающиеся магистранты по специальности 7M04 Бизнес, управление и право 7М042 Право,   «7М042 _ _ - Судебная экспертиза » имеют возможность выезжать на научные стажировки в ведущие вузы мира в течение трех месяцев. Имеются договора о взаимном сотрудничестве по подготовке магистрантов с университетами Российской Федерации, Китая, Южной Кореи, США, Франции, Германии, Великобритании, Польши. Научными консультантами докторантов являются ведущие ученые РК и стран дальнего зарубежья. Зарубежные научные консультанты приезжают в КазНУ им. аль-Фараби на консультацию и ведение учебных занятий в течение семестра..  

2. Квалификационные требования в формате результатов обучения 

2.1 Ожидаемые результаты обучения ОП

 

интерпретировать понятие правонарушение, дифференцировать уголовное правонарушение от иных, определять состав уголовного проступка, преступления;

разъяснить виды судопроизводства по казахстанскому законодательству, понимать задачи каждой стадии судопроизводства, предмет доказывания, виды процессуальных действий, их основные правила; интерпретировать криминалистическую характеристику преступлений, владеть криминалистическими приемами собирания материальных следов и   их возможности в установлении обстоятельств рассматриваемых дел; понимать роль   тактических приемов при проведении процессуальных действий, значение современных криминалистических технологий в раскрытии и расследовании дел;

 

обосновать отличительные черты судебной экспертизы как одну из форм применения специальных знаний и как источник доказательств;

систематизировать нормативно-правовые акты в соответствии с принципами организации и функциями, задачами   экспертной деятельности в РК;

продемонстрировать правовые и процессуальные гарантии достоверности, научной обоснованности производства судебных экспертиз;

показать классификацию судебных экспертиз и выделить процессуальные особенности комплексных, повторных и иных экспертиз;

анализировать постановления, определения и классифицировать фактические, процессуальные основания назначениятрасологической экспертизы, судебно-баллистической экспертизы, (технической экспертизы документов, почерковедческой экспертизы);

дать оценку правам и обязанностям судебного эксперта при проведении , судебной экспертизы;

 

объяснить методологию исследования объектов трасологии, судебной баллистики, как интеграцию знаний из разных областей науки, техники;

демонстрировать понимание закономерностей отражения информации о правонарушении в объектах материального мира - в трасологических следах, на компонентах огнестрельного оружия;

раскрыть закономерности свойств объектов трасологии, судебной баллистики;

объяснить особенности методологии решения вопросов об индивидуальном тождестве объектов трасологии, судебной баллистики;

объяснить   возможности инструментальных методов;

 

демонстрировать научно-методические основы исследования трасологических следов, объектов судебно-баллистической экспертизы;

демонстрировать методики исследования трасологическихследов человека;

демонстрировать методики исследования трасологических следов орудий взлома и др.;

демонстрировать методики исследования огнестрельного оружия;

демонстрировать методики исследования боеприпасов огнестрельного оружия;

 

составить совокупность методов исследования объектов трасологии, судебной баллистики;

выделить общенаучные методы и показать для решения каких вопросов они применяются;

обобщить методы, заимствованные из естественно-технических наук, и составить перечень необходимых технико-криминалистических средств;

сравнить методологию решения идентификационных вопросов с методологией решения неидентификационных вопросов, показать их различие;

продемонстрировать применение светового микроскопа, бинокулярного микроскопа; сравнительного микроскопа; прибора оптического наложения;

 

провести эксперименты по отражению на окружающей обстановке трасологических следов (рук, обуви, зубов, протектора и др.), исследовать и выделить признаки;

применить методику идентификации человека по папиллярным узорам пальцев рук, ног, зубов;

применить методику определения вида орудия взлома и др.;

применить методику идентификации орудий взлома, инструментов по их следам и др.;

провести эксперименты по отражению на окружающей обстановке и на компонентах патрона следы при производстве выстрела, исследовать и выделить признаки;

применить методики определенияспособа изготовления оружия и другие классификационные, диагностические, ситуационные задачи баллистической экспертизы;

применить методику идентификации огнестрельного оружия по следам на пулях, гильзах;

 

применить методику определения исправности огнестрельного оружия;

проводить эксперименты по определению самопроизвольного выстрела;

применить методику идентификации обуви;

применить методики диагностики по замкам, пломбам и решения других задач   экспертизы;

применить методики идентификации человека по следам зубов;

 

участвовать в научно-исследовательской деятельности, в том числе в контексте самостоятельно избранных, теоретически и практически значимых, востребованных судебной и следственной практикой;

заниматься инновационной педагогической деятельностью в аспекте необходимой организации и реализации самообучения и обучения;

использовать при проведении экспертных исследований, научных изысканий достижений средств компьютерных технологий;

разрабатывать, генерировать и внедрять проекты для создания новых знаний в трасологической, судебно-баллистической экспертизах;

 

дать оценку взаимосвязи между производством экспертизы, научно-исследовательской, научно-методической формами деятельности;

дать характеристику о взаимосвязи между принципами организации экспертной деятельности и правовыми нормами о присвоении квалификационных свидетельств на право производство судебных экспертиз, периодическом прохождении аттестации судебных экспертов;

объяснить взаимосвязь между принципами организации экспертной деятельности и правовыми нормами по апробации методик, валидации методов, методик;

показать взаимосвязь и роль интеграции научных знаний из естественно-технических наук, теории криминалистической идентификации при решении вопросов развития криминалистических экспертиз;

 

оценивать результаты экспертных исследований и формулировать выводы в соответствии с общей методологией анализа и оценки признаков;

аргументировать соотношение между задачами производства экспертизы и компетенцией эксперта;

обосновывать причины письменного отказа от производства экспертизы или о ходатайствах эксперта;

интерпретировать комплексные экспертизы как интеграцию знаний различных экспертных специальностей;

определять обоснованность назначения повторных экспертиз;

 

излагать результаты поэтапного исследования и примененных методик в заключении в соответствии с требованиями Законов и научно-методическими разработками;

при допросах в ходе следствия, судебных разбирательствах обоснованно аргументировать свои экспертные заключения;

 

работать в команде, находить компромиссы и соотносить свое мнение с мнением коллектива; владеть позитивными коммуникативными навыками, основанными на принципах патриотизма, гражданственности и   толерантности;

быть способным к самообучению по завершении обучения к расширению своих знаний на основе информационных и образовательных технологий; проявить готовность работать в многонациональном и поликультурном коллективе.

2.2 Ожидаемые результаты по каждому модулю ОП

(в соответствии с Руководством по описанию результатов обучения).

2.2 Название модуля

 

 

М-1 Модуль истории и философии науки

По успешному завершению данного модуля должны быть способны:

  1. интерпретировать сущность научной деятельности,     принципы ее организации и функционирования,
  2. формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности
  3. владеть методологией научного исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;
  4. реализовать навыки говорения на английском языке, навыки чтения и письма
  5. изъясняться с чётким и понятным для окружающих произношением
  6. понимать основные идеи докладов, лекций, сообщений на   англ.языке  
  7. свободно читать научную, деловую и иного характера тексты, грамотно составлять любые письменные документы, писать научные статьи и т.д.
  8. фиксировать собственные ошибки при произношении, и самостоятельно исправлять и объяснять их

М-2 Психолого-педагогический модуль

По успешному завершению данного модуля должны быть способны:

  1. объяснить общую проблематику методологических и теоретических основ педагогики в высшей школы;
  2. применять современные технологии преподавания, оформлять учебно-методичекую документацию
  3. понимать роль планирования в организации обучения и воспитания;
  4. анализировать систему и содержание высшего образования в Казахстане и за рубежом
  5. интерпретировать психические процессы, психические свойства, как составляющие психику человека
  6. понимать закономерности возникновения, развития психических свойств, качеств личности
  7. освоить основные психодиагностические методы 
  8. применять знания по психологии для принятия эффективных решений, реализовывать успешные коммуникативные стратегии в личной жизни и профессиональной деятельности

М-3 Современные основы уголовного права, судопроизводство и основы сегодняшней криминалистики

По успешному завершению данного модуля должны быть способны:

1.     дифференцировать уголовное правонарушение от иных, определять состав уголовного проступка, преступления;

2.     понимать сущность понятия  вины, знать ее формы и виды,  

3.     знать   виды уголовного наказания, понимать цели ее применения и т.д.;

  1. разъяснить виды судопроизводства по казахстанскому законодательству;
  2. понимать задачи, цели уголовного, гражданского процесса, административного производства, знать задачи каждой стадии судопроизводства;
  3. знать правовой статус каждого из участников процесса и т.д.;
  4. интерпретировать криминалистическую характеристику преступлений;
  5. владеть криминалистическими приемами собирания материальных следов, знать возможности следов преступления в установлении обстоятельств рассматриваемых дел и т.д.

М-3 Современное уголовное, уголовно-процессуальное законодательство и криминалистические технологии

По успешному завершению данного модуля должны быть способны:

  1. интерпретировать уголовный закон, элементы состава правонарушения, понятие уголовной ответственности за совершаемые деяния и др.;
  2. разбираться в видах процессуальной деятельности, задачах и функциях уголовного, гражданского процесса и т.д.;
  3. знать права и обязанности субъектов процессуальных правоотношений;
  4. раскрыть понятие доказательства, процесс собирания     и др.
  5. характеризовать закономерности механизма преступления и возникновения информации о преступлении и его участниках,
  6. знать классификацию криминалистических средств и методов в зависимости от природы следов преступления;
  7. применять методы и приемы обнаружения, фиксации, изъятия следов,
  8. владеть тактическими приемами проведения процессуальных действий и т.д.

М-4 Современная судебно-экспертная деятельность и ее традиционные отрасли

По успешному завершению данного модуля должны быть способны:

  1. раскрыть понятие судебной экспертизы и дать

характеристику ее признакам;

  1. раскрыть   принципы судебно-экспертной деятельности;
  2. показать систему экспертных учреждений в РК и указать полномочия руководителей и т.д.;
  3. знать процессуальные права и обязанности эксперта,
  4. знать порядок проведения аттестации экспертов; апробации, валидации методов,  
  5. раскрыть предмет, объекты трасологической экспертизы
  6. раскрыть научные основы трасологических исследований (следоведения)
  7. показать закономерности свойств папиллярных узоров на пальцах, общие и частные признаки на папиллярных узорах

М-5 Современное состояние баллистической экспертизы

По успешному завершению данного модуля должны быть способны:

  1. дать характеристику объектам     судебно-баллистической экспертизы- огнестрельному оружию, классификации и т.д.,
  2. дать характеристику боеприпасам, их компонентам
  3. анализировать задачи судебно-баллистической экспертизы
  4. дать характеристику используемым методам исследования,
  5. знать   признаки, образующиеся при выстреле и т.д.
  6. применять методики исследования огнестрельного оружия,
  7. применять   методики идентификации по пуле, гильзе,
  8. применять методики определения наличия дополнительных следов выстрела и т.д.

М-6 Методология следоведческих исследований

По успешному завершению данного модуля должны быть способны:

  1. раскрыть понятия общих и частных признаков
  2. применить технологию методики экспертного исследования   при диагностике в трасологической

экспертизе

  1. применить технологию методики экспертного исследования   при идентификации в трасологической

экспертизе

  1. применять   методики исследования следов рук человека
  2. применять методики исследования зубов, иных частей тела человека
  3. применять методики исследования орудий взлома,
  4. владеть методиками идентификации деталей транспортных средств и иных объектов при контактном взаимодействии и т.д
  5. раскрыть научные основы идентификации целого по   частям,

М-7 Проблемы диагностики и идентификации и использование в практике

По успешному завершению данного модуля должны быть способны:

  1. проводить диагностико-ситуационные исследования по следам орудий взлома
  2. владеть методиками дигностирования и применять при исследовании в транспортно-трасологических экспертизах,
  3. проводить иные идентификационные исследования в трасологии, судебной баллистике,
  4. дать криминалистическую характеристику убийству,
  5. характеризовать личностные особенности преступника и потерпевшего,
  6. сформулировать практические рекомендации, связанные с обнаружением, фиксацией и изъятию следов,
  7. тактике проведения следственных действий и назначения экспертиз по делам об убийстве и т.д.
  8. решать проблемы установления тождества при механических повреждениях

М-7 Исследование

Холодного оружия, традиционных объектов и их роль в практике

 

По успешному завершению данного модуля должны быть способны:

  1. дать криминалистическую характеристику краже, разбойным нападениям,
  2. знать типичные ситуации
  3. дать анализ диагностико-ситуационным и идентификационным исследованиям по делам краже, разбойным нападениям,    
  4. сформулировать практические рекомендации, связанные с обнаружением, фиксацией и изъятию следов,
  5. представлять тактику проведения следственных действий и т.д.
  6. понимать роль назначаемых судебных экспертиз
  7. представлять тактические и психологические приемы допроса, осмотра, освидетельствования, обыска и др
  8. знать проблемы установления тождества и пути решения диагностики

3. Сферы профессиональной деятельности выпускника

3.1 Планируемая область профессиональной деятельности выпускника

 

 

Подготовка кадров планируется в следующие области профессиональной деятельности:

образовательная;

научная;

органы правопорядка;

 

3.2 Виды деятельности (профессий), к которым преимущественно готовится выпускник ОП

Подготовка кадров в области профессиональной деятельности входят следующие виды деятельности, профессии, квалификационные уровни (расписать виды деятельности в соответствии с профстандартом):

Выпускники могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

ü образовательная (педагогическая);\

ü научная;

ü правоохранительная;

ü правозащитная;

ü консультационная;

ü экспертная;

ü информационно-аналитическая;

ü проектная;

ü организационно-управленческая


3.3 Анализ и потребности рынка труда в выпускниках данной ОП

Для будущего трудоусторйства выпускников программы ключевыми работодателями по специальности «7М042 _ _ – СудебнАЯ экспертизА» являются:

  1. Органы юстиции РК;
  2. Органы прокуратуры;
  3. Органы национальной безопасности;
  4. Органы внутренних дел;
  5. Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции;
  6. Комитет государственных доходов Министерства финансов РК и т.д.
  7. Органы таможенного контроля,
  8. Органы и организации, имеющие лицензию

на право производства экспертиз и специализированных исследовани. Образовательная программа является актуальной для конкретной сферы занятости по специальности « СудебнАЯ экспертизА»:

  1. Производство судебных экспертиз;
  2. Производство специализированных исследований.

Могут вести преподавательскую, научно-исследовательскую деятельность

Образовательная программа является актуальной для конкретной сферы занятости

4. Требования к абитуриенту

 

Правила приема: Профессиональное образование - магистратура осуществляется на базе высшего (бакалавр) образования. Прием в магистратуру осуществляется на конкурсной основе по итогам сдачи вступительных экзаменов в соответствии с «Типовыми правилами приема в вузы».

Условия конкурсного отбора соответствуют «Типовым правилам приема в магистратуру вузов РК».

Для обучения по следующим видам экспертных специализаций предъявляются следующие требования:

1)    7М042_ _ - Судебная экспертиза -     Претенденты на поступление на образовательную программу должны иметь высшее образование по любым специальностям.  

 

Матрица формирования компетенций по модулям образовательной программы

 

Название модуля

Результаты обучения по программе

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

М-1 Модуль истории и философии науки

V

 

 

 

 

 

 

 

 

V

V

V

М-2 Психолого-педагогический модуль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V

V

М-3 Современные основы уголовного права, судопроизводство и основы сегодняшней криминалистики

V

V

 

 

 

 

V

V

 

V

V

 

М-3 Современное уголовное, уголовно-процессуальное законодательство и криминалистические технологии/ Modern criminal, criminal procedural law and forensic technology

V

V

 

 

 

 

V

V

 

V

V

 

М-4 Современная судебно-экспертная деятельность ее традицилнная отрасль

 

V

V

V

V

V

V

 

 

М-5 Современное состояние баллистической экспертизы

 

V

 

 

V

V

V

V

V

 

 

 

М-6 Методология следоведческих исследований

 

 

 

 

V

V

V

V

V

 

 

 

М-7 Проблемы диагностики и идентификации и использование в следственной практике

V

V

V

 

 

 

 

 

 

V

V

 

М-7 Исследование

холодного оружия, традиционных объектов и их роль в следственной практике

V

V

V

 

 

 

 

 

 

V

V

 

М4 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА          

 

V

 

 

 

 

 

 

 

 

V

 

М6 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА

V

 

 

 

V

V

V

V

V

 

V

 

М8,9 НАУЧНО-ИССЛЕДОВ. ПРАКТИКА

V

 

 

 

 

 

 

 

 

V

V