Паспорт образовательной программы
1. Общая характеристика образовательной программы |
|
Регистрационный номер |
|
Код и классификация области образования |
7M04 Бизнес, управление и право
|
Код и классификация направлений подготовки |
7М042 Право
|
Наименование образовательной программ |
СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА |
Наличие приложения к лицензии на направление подготовки кадров |
№ АБ 0137355 |
1.1 Цель ОП |
подготовка квалифицированных кадров для судебно-экспертной деятельности РК. Образовательная программа cоставлена в соответствии с квалификационными требованиями по судебной экспертизе. «Судебная трасологическая экспертиза»; «Судебная баллистическая экспертиза». Программа направлена на формирование профессиограммы специалиста, способного: - проводить самостоятельно судебно-экспертное исследование по видам экспертиз ««Судебная трасологическая экспертиза»; «Судебная баллистическая экспертиза» ; - давать оценку результатам своих собственных исследований и определять значимость их в системе доказательственных материалов; - интегрировать достижения наук в методики эксперных исследований, проходить апробации и внедрять в экспертную практику; - самостоятельно осуществлять научные исследования теоретического и прикладного характера для развития данной области экспертологии; - выстраивать собственную программу дальнейшего обучения и научно-исследовательской деятельности |
1.2 Основные показатели ОП |
Тип ОП: магистратура Сроки ОП: 2 года Формы обучения: очная Трудоемкость: академических кредитов 120 Присуждаемая степень: магистр по образовательной программы 7М042_ _ - СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА |
Вид ОП: Новая ОП |
|
1.3 Описание преимуществ и отличительные особенности ОП с точки зрения позиционирования на рынке образовательных услуг |
Образовательная программа по специальности СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА не имеет аналогов, впервые вносится в реестр образовательных программ Республики Казахстан. Для реализации образовательной программы на факультете имеются следующие лаборатории и научные центры: 1. Центр проблем борьбы с преступностью 2. Центр судебной экспертизы при кафедре уголовного права, уголовного процесса и криминалистики. |
Кадровый потенциал: Профессорско-преподавательский состав в количестве 90 человек сосредоточен на четырех кафедрах. В составе ППС академик НАН РК, д.ю.н., профессор Сартаев С.С., известные ученые д.ю.н., профессора – 20 человек; к.ю.н., ассоциированные профессора – 48 человек; доктора PhD по специальности «Юриспруденция» - 14 человек. Процесс обучения осуществляется на трех языках, с применением новейших методик. Активное участие в подготовке магистрантов принимают представители работодателей: ЦСЭ МЮ РК, МВД. Магистранты принимают активное участие в выполнении НИР, финансируемых МОиН Республики Казахстан, по следующим направлениям: уголовное право и криминалистика и т.д.Также магистранты принимают участие в выполнении научных проектов, финансируемых из иных источников, в организации научно-практических конференций и теоретических семинаров, подготовке и опубликовании монографий, научных статей и докладов. В ходе подготовки диссертационных исследований магистранты выезжают за рубеж для работы в научных библиотеках ведущих зарубежных научных центров и вузов. |
|
Базами практик образовательной программы по специальности являются: - Центр судебной экспертизы МЮ РК, ее филиалы; -Криминалистические лаборатории правоохранительных органов Республики Казахстан; - Центр судебной экспертизы при кафедре уголовного права, уголовного процесса и криминалистики. |
|
Академическая мобильность Ежегодно обучающиеся магистранты по специальности 7M04 Бизнес, управление и право 7М042 Право, «7М042 _ _ - Судебная экспертиза » имеют возможность выезжать на научные стажировки в ведущие вузы мира в течение трех месяцев. Имеются договора о взаимном сотрудничестве по подготовке магистрантов с университетами Российской Федерации, Китая, Южной Кореи, США, Франции, Германии, Великобритании, Польши. Научными консультантами докторантов являются ведущие ученые РК и стран дальнего зарубежья. Зарубежные научные консультанты приезжают в КазНУ им. аль-Фараби на консультацию и ведение учебных занятий в течение семестра.. |
|
2. Квалификационные требования в формате результатов обучения |
|
2.1 Ожидаемые результаты обучения ОП
|
интерпретировать понятие правонарушение, дифференцировать уголовное правонарушение от иных, определять состав уголовного проступка, преступления; разъяснить виды судопроизводства по казахстанскому законодательству, понимать задачи каждой стадии судопроизводства, предмет доказывания, виды процессуальных действий, их основные правила; интерпретировать криминалистическую характеристику преступлений, владеть криминалистическими приемами собирания материальных следов и их возможности в установлении обстоятельств рассматриваемых дел; понимать роль тактических приемов при проведении процессуальных действий, значение современных криминалистических технологий в раскрытии и расследовании дел; |
|
обосновать отличительные черты судебной экспертизы как одну из форм применения специальных знаний и как источник доказательств; систематизировать нормативно-правовые акты в соответствии с принципами организации и функциями, задачами экспертной деятельности в РК; продемонстрировать правовые и процессуальные гарантии достоверности, научной обоснованности производства судебных экспертиз; показать классификацию судебных экспертиз и выделить процессуальные особенности комплексных, повторных и иных экспертиз; анализировать постановления, определения и классифицировать фактические, процессуальные основания назначениятрасологической экспертизы, судебно-баллистической экспертизы, (технической экспертизы документов, почерковедческой экспертизы); дать оценку правам и обязанностям судебного эксперта при проведении , судебной экспертизы; |
|
объяснить методологию исследования объектов трасологии, судебной баллистики, как интеграцию знаний из разных областей науки, техники; демонстрировать понимание закономерностей отражения информации о правонарушении в объектах материального мира - в трасологических следах, на компонентах огнестрельного оружия; раскрыть закономерности свойств объектов трасологии, судебной баллистики; объяснить особенности методологии решения вопросов об индивидуальном тождестве объектов трасологии, судебной баллистики; объяснить возможности инструментальных методов; |
|
демонстрировать научно-методические основы исследования трасологических следов, объектов судебно-баллистической экспертизы; демонстрировать методики исследования трасологическихследов человека; демонстрировать методики исследования трасологических следов орудий взлома и др.; демонстрировать методики исследования огнестрельного оружия; демонстрировать методики исследования боеприпасов огнестрельного оружия; |
|
составить совокупность методов исследования объектов трасологии, судебной баллистики; выделить общенаучные методы и показать для решения каких вопросов они применяются; обобщить методы, заимствованные из естественно-технических наук, и составить перечень необходимых технико-криминалистических средств; сравнить методологию решения идентификационных вопросов с методологией решения неидентификационных вопросов, показать их различие; продемонстрировать применение светового микроскопа, бинокулярного микроскопа; сравнительного микроскопа; прибора оптического наложения; |
|
провести эксперименты по отражению на окружающей обстановке трасологических следов (рук, обуви, зубов, протектора и др.), исследовать и выделить признаки; применить методику идентификации человека по папиллярным узорам пальцев рук, ног, зубов; применить методику определения вида орудия взлома и др.; применить методику идентификации орудий взлома, инструментов по их следам и др.; провести эксперименты по отражению на окружающей обстановке и на компонентах патрона следы при производстве выстрела, исследовать и выделить признаки; применить методики определенияспособа изготовления оружия и другие классификационные, диагностические, ситуационные задачи баллистической экспертизы; применить методику идентификации огнестрельного оружия по следам на пулях, гильзах; |
|
применить методику определения исправности огнестрельного оружия; проводить эксперименты по определению самопроизвольного выстрела; применить методику идентификации обуви; применить методики диагностики по замкам, пломбам и решения других задач экспертизы; применить методики идентификации человека по следам зубов; |
|
участвовать в научно-исследовательской деятельности, в том числе в контексте самостоятельно избранных, теоретически и практически значимых, востребованных судебной и следственной практикой; заниматься инновационной педагогической деятельностью в аспекте необходимой организации и реализации самообучения и обучения; использовать при проведении экспертных исследований, научных изысканий достижений средств компьютерных технологий; разрабатывать, генерировать и внедрять проекты для создания новых знаний в трасологической, судебно-баллистической экспертизах; |
|
дать оценку взаимосвязи между производством экспертизы, научно-исследовательской, научно-методической формами деятельности; дать характеристику о взаимосвязи между принципами организации экспертной деятельности и правовыми нормами о присвоении квалификационных свидетельств на право производство судебных экспертиз, периодическом прохождении аттестации судебных экспертов; объяснить взаимосвязь между принципами организации экспертной деятельности и правовыми нормами по апробации методик, валидации методов, методик; показать взаимосвязь и роль интеграции научных знаний из естественно-технических наук, теории криминалистической идентификации при решении вопросов развития криминалистических экспертиз; |
|
оценивать результаты экспертных исследований и формулировать выводы в соответствии с общей методологией анализа и оценки признаков; аргументировать соотношение между задачами производства экспертизы и компетенцией эксперта; обосновывать причины письменного отказа от производства экспертизы или о ходатайствах эксперта; интерпретировать комплексные экспертизы как интеграцию знаний различных экспертных специальностей; определять обоснованность назначения повторных экспертиз; |
|
излагать результаты поэтапного исследования и примененных методик в заключении в соответствии с требованиями Законов и научно-методическими разработками; при допросах в ходе следствия, судебных разбирательствах обоснованно аргументировать свои экспертные заключения; |
|
работать в команде, находить компромиссы и соотносить свое мнение с мнением коллектива; владеть позитивными коммуникативными навыками, основанными на принципах патриотизма, гражданственности и толерантности; быть способным к самообучению по завершении обучения к расширению своих знаний на основе информационных и образовательных технологий; проявить готовность работать в многонациональном и поликультурном коллективе. |
2.2 Ожидаемые результаты по каждому модулю ОП (в соответствии с Руководством по описанию результатов обучения). |
|
2.2 Название модуля
|
|
М-1 Модуль истории и философии науки |
По успешному завершению данного модуля должны быть способны:
|
М-2 Психолого-педагогический модуль |
По успешному завершению данного модуля должны быть способны:
|
М-3 Современные основы уголовного права, судопроизводство и основы сегодняшней криминалистики |
По успешному завершению данного модуля должны быть способны: 1. дифференцировать уголовное правонарушение от иных, определять состав уголовного проступка, преступления;2. понимать сущность понятия вины, знать ее формы и виды,3. знать виды уголовного наказания, понимать цели ее применения и т.д.;
|
М-3 Современное уголовное, уголовно-процессуальное законодательство и криминалистические технологии |
По успешному завершению данного модуля должны быть способны:
|
М-4 Современная судебно-экспертная деятельность и ее традиционные отрасли |
По успешному завершению данного модуля должны быть способны:
характеристику ее признакам;
|
М-5 Современное состояние баллистической экспертизы |
По успешному завершению данного модуля должны быть способны:
|
М-6 Методология следоведческих исследований |
По успешному завершению данного модуля должны быть способны:
экспертизе
экспертизе
|
М-7 Проблемы диагностики и идентификации и использование в практике |
По успешному завершению данного модуля должны быть способны:
|
М-7 Исследование Холодного оружия, традиционных объектов и их роль в практике
|
По успешному завершению данного модуля должны быть способны:
|
3. Сферы профессиональной деятельности выпускника |
|
3.1 Планируемая область профессиональной деятельности выпускника
|
Подготовка кадров планируется в следующие области профессиональной деятельности: образовательная; научная; органы правопорядка;
|
3.2 Виды деятельности (профессий), к которым преимущественно готовится выпускник ОП |
Подготовка кадров в области профессиональной деятельности входят следующие виды деятельности, профессии, квалификационные уровни (расписать виды деятельности в соответствии с профстандартом): Выпускники могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности: ü образовательная (педагогическая);\ ü научная; ü правоохранительная; ü правозащитная; ü консультационная; ü экспертная; ü информационно-аналитическая; ü проектная; ü организационно-управленческая |
3.3 Анализ и потребности рынка труда в выпускниках данной ОП |
Для будущего трудоусторйства выпускников программы ключевыми работодателями по специальности «7М042 _ _ – СудебнАЯ экспертизА» являются:
на право производства экспертиз и специализированных исследовани. Образовательная программа является актуальной для конкретной сферы занятости по специальности « СудебнАЯ экспертизА»:
Могут вести преподавательскую, научно-исследовательскую деятельность |
Образовательная программа является актуальной для конкретной сферы занятости |
|
4. Требования к абитуриенту
|
Правила приема: Профессиональное образование - магистратура осуществляется на базе высшего (бакалавр) образования. Прием в магистратуру осуществляется на конкурсной основе по итогам сдачи вступительных экзаменов в соответствии с «Типовыми правилами приема в вузы». Условия конкурсного отбора соответствуют «Типовым правилам приема в магистратуру вузов РК». Для обучения по следующим видам экспертных специализаций предъявляются следующие требования: 1) 7М042_ _ - Судебная экспертиза - Претенденты на поступление на образовательную программу должны иметь высшее образование по любым специальностям. |
Матрица формирования компетенций по модулям образовательной программы
Название модуля |
Результаты обучения по программе |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
М-1 Модуль истории и философии науки |
V |
|
|
|
|
|
|
|
|
V |
V |
V |
М-2 Психолого-педагогический модуль |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
V |
V |
М-3 Современные основы уголовного права, судопроизводство и основы сегодняшней криминалистики |
V |
V |
|
|
|
|
V |
V |
|
V |
V |
|
М-3 Современное уголовное, уголовно-процессуальное законодательство и криминалистические технологии/ Modern criminal, criminal procedural law and forensic technology |
V |
V |
|
|
|
|
V |
V |
|
V |
V |
|
М-4 Современная судебно-экспертная деятельность ее традицилнная отрасль |
|
V |
V |
V |
V |
V |
V |
|
|
|
|
|
М-5 Современное состояние баллистической экспертизы |
|
V |
|
|
V |
V |
V |
V |
V |
|
|
|
М-6 Методология следоведческих исследований |
|
|
|
|
V |
V |
V |
V |
V |
|
|
|
М-7 Проблемы диагностики и идентификации и использование в следственной практике |
V |
V |
V |
|
|
|
|
|
|
V |
V |
|
М-7 Исследование холодного оружия, традиционных объектов и их роль в следственной практике |
V |
V |
V |
|
|
|
|
|
|
V |
V |
|
М4 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА |
|
V |
|
|
|
|
|
|
|
|
V |
|
М6 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА |
V |
|
|
|
V |
V |
V |
V |
V |
|
V |
|
М8,9 НАУЧНО-ИССЛЕДОВ. ПРАКТИКА |
V |
|
|
|
|
|
|
|
|
V |
V |
|