Массовые открытые онлайн курсы
Казахский национальный университет им. аль-Фараби является лидером среди казахстанских университетов по внедрению MOOC на открытой платформе OpenEdx.
С 2014-2015 учебного года Центр дистанционного образования КазНУ им.аль-Фараби совместно с профессорско-преподавательским составом начал работу по созданию МООК, и в данный момент по интернет адресу http://open.kaznu.kz функционирует собственная МООК платформа на основе системы Open edX.
1 октября 2015 года были запущены первые открытые курсы от ведущих преподавателей КазНУ имени аль-Фараби – «Теория вероятностей» и «Физические задачи с доцентом В. Кашкаровым», куда записались около 250 и 500 слушателей из разных регионов Казахстана, соответственно. В этих курсах в основном обучались учащиеся 1-2 курса КазНУ им.аль-Фараби, старших классов Назарбаев интеллектуальных школ, специализированных физико-математических и средних школ. Анализ данных показал большой интерес к этим курсам, что дает стимул преподавательскому составу и сотрудникам университета продолжать работу в данном направлении. На конец июня 2016 года в системе было зарегистрировано более двух тысяч слушателей.
При активном содействии со стороны КазНУ им.аль-Фараби была запущена Национальная платформа открытого образования Казахстана (далее – НПООК).
В рамках реализации комплекса мероприятий по развитию e-learning и организации работы НПООК для подготовки кадров на базе дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и усилению работы Центра дистанционного образования (ЦДО), с целью повышения мобильности оказания образовательных услуг университета по новым образовательным программам руководство вуза приняло решение (Приказ ректора № 45 от 29.01.2016) о преобразовании структурного подразделения «Центр дистанционного образования» в «Институт дистанционного образования» (ИДО), в составе которого был создан Центр массовых открытых онлайн курсов (ЦМООК) в статусе проектного офиса национальной платформы. Разработано и утверждено проректором по учебной работе Ахмед-Заки Д.Ж. (от 14 марта 2016 г.) Положение центра МООК, а также должностные инструкции начальника, ведущего специалиста и специалиста центра ЦМООК. (от 10 января 2019 г.).
В феврале 2016 года Институт дистанционного образования был преобразован в Институт новых образовательных технологий, в составе которого продолжает работу ЦМООК.
На текущий момент всего разработано 74 онлайн курса (Таблица 1).
В 2020-2021 учебном году были разработаны 13 онлайн курсов (Таблица 2). По 6 курсам ведется разработка: осуществляется съемка/монтаж видеоматериалов, загрузка контента курса на платформу, определяются сроки запуска. По 7 курсам ведется работа по методической экспертизе е-УМКД онлайн курса (Таблица 3).
Таблица 1 – Список массовых открытых онлайн курсов, запущенных и перезапущенных на open.kaznu.kz по состоянию на июль 2021 года
№ |
Название курса |
Автор(-ы) |
1 |
Financial management of Corporations |
Assel Nurgazina |
2 |
Information and Communication Technologies |
Sevryugin Ilya Valeryevich, Nesterenkov Petr Alexandrovich |
3 |
Management |
Aida Zakirova, Sagyndyk Rizabek |
4 |
Marketing |
Kozhakhmetova Assel Kosherbaevna |
5 |
Organizational Behavior and Human Resources Management |
Khudaibergenova Saltanat Saparbayevna |
6 |
Python бағдарламалау тілі |
Балакаева Гульнар Тултаевна, Омарова Перизат Танирбердиевна, Спашев Нуркен |
7 |
Адам және жануарлар физиологиясы |
Торманов Нұртай |
8 |
Аналитикалық химия |
Минажева Гүлшарат Салауатқызы |
9 |
Ақша-несие cаясаты |
Асилова Айжан Сарсеновна, Нургазина Асель Муратовна, Дарибаева Меруерт Жумабаевна |
10 |
Бейорганикалық химияның таңдамалы мәселелері |
Бекішев Құрманғали |
11 |
Биотехнология негіздері: жоғарғы және төменгі сатыдағы өсімдіктер биотехнологиясы |
Ерназарова Гулзира Измухановна, Тұрашева Светлана Казбековна |
12 |
Биофизика |
Төлеуханов Сұлтан Төлеуханұлы |
13 |
Брендинг |
Бейжанова Анар Тұрсыналықызы, Турлыбекова Надира Максутовна |
14 |
Введение в литературоведение |
Темірболат Алуа Берікбайқызы |
15 |
Давайте говорить по-японски |
Бахаутдинова Гузеля Нураждиновна, Бекебасова Асель Нурболатовна, Рыспекова Назира Сарсамбаевна |
16 |
Денежно-кредитная политика |
Тулегенова Мадина Сакеновна, Нургазина Асель Муратовна |
17 |
Дүниежүзі тарихы |
Көкебаева Гүлжаухар Кәкенқызы |
18 |
История казахской журналистики |
Мусинова Асель Ахметовна |
19 |
Конституционное право Республики Казахстан |
Баймаханова Дина Муратовна |
20 |
Конфликтология |
Кылышбаева Бибигуль Наурызовна |
21 |
Математикалық талдау 1 |
Қойлышов Үмбетқұл Құрманқұлұлы |
22 |
Математический анализ 1 |
Джаикбаев Абай Мадбекович |
23 |
Менеджмент |
Джумамбаев Сейсембай Каримович, Тажиева Самал Кожахметовна |
24 |
Механика |
Кашкаров Владимир Васильевич |
25 |
Обзорный курс по 1С: Бухгалтерия для начинающих |
Алимбекова Гаухар Акылбековна |
26 |
Омыртқасыздар зоологиясы |
Дәуітбаева Күләш Әділбайқызы |
27 |
Организация научных исследований |
Мямешева Галия Хамзеевна |
28 |
Педагогика высшей школы |
Оналбеков Ернар Сейткеримович |
29 |
Правоохранительные органы Республики Казахстан |
Шарипова Асель Бостановна |
30 |
Радиожурналистика |
Кабылгазина Клара |
31 |
Разговорный корейский |
Тен Юлия Петровна, Абаған Ақерке Болатбекқызы, Бакибаева Алина Алихановна |
32 |
Религиозная философия |
Рысбекова Шамшия Сайдгалиевна |
33 |
Статистика |
Асқарова Жанар Аққаловна |
34 |
Теоретическая и прикладная политология |
Ким Людмила Михайловна, Абдигалиева Гульжан Канаевна |
35 |
Теория вероятностей |
Ковалева Ирина Михайловна |
36 |
Физикалық химия |
Тусупбекова Алма Сапаровна |
37 |
Физические задачи с доцентом В. Кашкаровым |
Кашкаров Владимир Васильевич |
38 |
Финансы для учеников старших классов средней школы |
Арзаева Майя Жеткергеновна, Мустафина Акмарал Кажыгалиевна, Садыханова Динара Амангельдиевна |
39 |
Этнологиялық зерттеулердiң әдiстерi |
Мейрманова Гулжан Асанқызы |
40 |
Қазақ әдебиеті |
Дәрібайұлы Самал |
41 |
Қазақстан Республикасы әлемдік қауымдастықта |
Смағұлов Сабырхан Смағұлұлы |
42 |
Қазақстан Республикасының қаржы құқығы |
Қуаналиева Гүлдана Амангелдіқызы |
43 |
Қазақстан тарихының тарихнамасы |
Оразгүл Хасенқызы Мұхатова |
44 |
Қазақстанды отарлау саясатында жүргізілген ережелер |
Ибрагимова Меруерт Нуржигитовна |
45 |
Қытай тілі |
Қалиолла Ардақ |
46 |
Әл-Фараби және қазіргі заман |
Мұтанов Ғалымқайыр Мұтанұлы, Нұрышева Гүлжиһан Жұмабайқызы, Сырғақбаева Ақмарал Сәлімжанқызы |
47 |
Әлем халықтарының этнографиясы |
Қалшабаева Бибизия Кенжебекқызы, Бейсегулова Айнур Кыдыргалиевна |
48 |
Ақпараттық және коммуникациялық технологиялар |
Накибаева Мөлдір Тоқтасынқызы |
49 |
Лекции приглашенных профессоров |
Yitzhak Mastai, |
50 |
Ағылшын тілі |
Әділбаева Ұлжалғас Бікенқызы, Гайипова Гулипа Абдырайимовна, Уразгалиева Светлана Аманжоловна, Режеп Ақниет Сералықызы, Джанузакова Аян Алмухановна, Мулдагалиева Айжан Айдингалиевна |
51 |
Философия |
Құдайбергенова Назгүл, Алиев Шаттық Шалабайұлы |
52 |
Информационно – коммуникационные технологии |
Нестеренков Петр Александрович |
53 |
Математический анализ 2 |
Қойлышов Үмбетқұл Құрманқұлұлы |
54 |
Математикалық талдау 2 |
Биядилов Нури Бопаевич |
55 |
Java для целей безопасности |
Пыркова Анна Юрьевна |
56 |
Разработка МООК |
Институт новых образовательных технологий |
57 |
Қазақстанның қазіргі заман тарихы |
Омарбеков Талас |
58 |
Повторное использование отходов |
Жакыпов Алибек Серикулы, Шортанбаева Жанар Каиржановна, Болегенова Сымбат Алихановна |
59 |
Обучай дистанционно |
Мусинова Асель Ахметовна |
60 |
Туризмге арналған қытай тілі |
Қалиолла Ардақ |
61 |
Қашықтықтан оқыту |
Мусинова Асель Ахметовна |
62 |
Программалауға кіріспе |
Бурибаев Бахыт, Жумаханова Айгерім Нурланқызы, Сағынай Мөлдір |
63 |
Қашықтықтан оқып үйрен! |
Мусинова Асель Ахметовна, Нестеренков Петр Александрович, Круговых Илья Игоревич, Рахматуллаева Динара Жаксылыковна, Несипбай Гульдана Бериковна, Атабаева Маржан Қайрғалиқызы, Смагулова Шынар Бейсенбекқызы |
64 |
Обучайся дистанционно! |
Мусинова Асель Ахметовна, Нестеренков Петр Александрович, Круговых Илья Игоревич, Рахматуллаева Динара Жаксылыковна, Несипбай Гульдана Бериковна, Атабаева Маржан Қайрғалиқызы, Смагулова Шынар Бейсенбекқызы |
65 |
Study by distance! |
Мусинова Асель Ахметовна, Нестеренков Петр Александрович, Круговых Илья Игоревич, Рахматуллаева Динара Жаксылыковна, Несипбай Гульдана Бериковна, Атабаева Маржан Қайрғалиқызы, Смагулова Шынар Бейсенбекқызы |
66 |
Мәдениеттану |
Ғабитов Тұрсын Хафизұлы, Өмірбекова Әлия Өмірбекқызы, Абдрахманов Сұлтан Мұрзахметұлы, Осербаев Елдос Нұрланұлы |
67 |
Саясаттану |
Мусатаев Сейлбек Шаяхметович |
68 |
Әлеуметтану |
Абдикерова Гульнапис Оринбасаровна, Садырова Мансия Сапаргалиевна, Сарсенова Асель |
69 |
Жоғары мектеп педагогикасы |
Кудайбергенова Алия Маликовна |
70 |
Психология на казахском языке |
Бердибаева Света Кыдырбековна, Сайлинова Карлыгаш Кайрбергеновна, Айдосова Жанерке Кошкаровна, Адилова Эльнур Темиркановна, Қайратова Іңкәр Қайратқызы |
71 |
Ежелгі шығыс өркениеті |
Картабаева Ерке Тамабековна |
72 |
Қылмыстық іс жүргізу құқығы (жалпы бөлім) |
Мухамадиева Гульжан Нусупжановна |
73 |
Methods of molecular biology |
Жусупова Айжан Изсбасаровна, Смекенов Изат Темиргалиевич, Жунусбаева Жазира Кабуловна |
74 |
Культурология |
Жолдубаева Ажар Куанышбековна |
Таблица 2 – Список онлайн курсов разработанных и впервые запущенных в 2020-2021 учебном году
№ |
Название онлайн курса |
Автор(-ы) |
Программалауға кіріспе |
Бурибаев Бахыт, Жумаханова Айгерім Нурланқызы, Сағынай Мөлдір |
|
Қашықтықтан оқып үйрен |
Мусинова Асель Ахметовна, Нестеренков Петр Александрович, Круговых Илья Игоревич, Рахматуллаева Динара Жаксылыковна, Несипбай Гульдана Бериковна, Атабаева Маржан Қайрғалиқызы, Смагулова Шынар Бейсенбекқызы |
|
Обучайся дистанционно |
Мусинова Асель Ахметовна, Нестеренков Петр Александрович, Круговых Илья Игоревич, Рахматуллаева Динара Жаксылыковна, Несипбай Гульдана Бериковна, Атабаева Маржан Қайрғалиқызы, Смагулова Шынар Бейсенбекқызы |
|
Study by distance |
Мусинова Асель Ахметовна, Нестеренков Петр Александрович, Круговых Илья Игоревич, Рахматуллаева Динара Жаксылыковна, Несипбай Гульдана Бериковна, Атабаева Маржан Қайрғалиқызы, Смагулова Шынар Бейсенбекқызы |
|
Мәдениеттану |
Ғабитов Тұрсын Хафизұлы, Өмірбекова Әлия Өмірбекқызы, Абдрахманов Сұлтан Мұрзахметұлы, Осербаев Елдос Нұрланұлы |
|
Cаясаттану |
Мусатаев Сейлбек Шаяхметович |
|
Әлеуметтану |
Абдикерова Гульнапис Оринбасаровна, Садырова Мансия Сапаргалиевна, Сарсенова Асель |
|
Жоғары мектеп педагогикасы |
Кудайбергенова Алия Маликовна |
|
Психология |
Бердибаева Света Кыдырбековна, Сайлинова Карлыгаш Кайрбергеновна, Айдосова Жанерке Кошкаровна, Адилова Эльнур Темиркановна, Қайратова Іңкәр Қайратқызы |
|
Ежелгі шығыс өркениеті |
Картабаева Ерке Тамабековна |
|
Қылмыстық іс жүргізу құқығы (жалпы бөлім) |
Мухамадиева Гульжан Нусупжановна |
|
Культурология |
Жолдубаева Ажар Куанышбековна |
|
Methods of molecular biology |
Жусупова Айжан Изсбасаровна, Смекенов Изат Темиргалиевич, Жунусбаева Жазира Кабуловна |
Таблица 3 – Список онлайн курсов на стадии разработки
№ |
Название онлайн курса |
Автор (-ы) |
Этап создания онлайн курса |
Педагогика высшей школы |
Булатбаева Айгуль Абдимажитовна Мукашева Анар Бекетбаевна |
Съемка и монтаж видеоматериалов |
|
Психология |
Мадалиева Забира Бекешовна, Файзуллина Аида Камильевна, Кудайбергенова Сандугаш Кансаровна, Оспанова Шолпан Талиповна, Садвакасова Зухра Маратовна |
Съемка и монтаж видеоматериалов |
|
Механика |
Турмухамбетов Акылбек Журсунович, Сейдулла Жәнібек Қанатбекұлы, |
Съемка и монтаж видеоматериалов |
|
Исламские финансы |
Омарова Айжан Кажигуловна |
Загрузка материалов онлайн курса на платформу |
|
Философия |
Борецкий Олег Михайлович, Лифанова Татьяна Юрьевна |
Съемка и монтаж видеоматериалов |
|
Өсімдіктердің клеткалары мен ұлпа культураларын өсіру технологиялары |
Асрандина Салтанат Шынтаевна |
Съемка и монтаж видеоматериалов |
|
Правовые основы противодействия коррупции |
Самалдыков Максут Кошекович, Тлеубеков Султан Торебекович |
Методическая и техническая экспертиза материалов онлайн курса |
|
Биотехнология нысандары |
Абдиева Г.Ж., Уалиева П.С., Ерназарова Г.И., Турашева С.К., Жұмабаева Б.Ә. |
Методическая и техническая экспертиза материалов онлайн курса |
|
Основы туризмологии |
Асипова Жанна Медеуовна, Актымбаева Алия Сагындыковна, Базарбекова Мадина Медеуовна, Нұрұлы Елдар, Сапиева Акмарал Женисбаевна |
Методическая и техническая экспертиза материалов онлайн курса |
|
Социология |
Кылышбаева Бибигуль Наурызовна, Веревкин Алексей Валентинович, Мустафина Айгуль Сергеевна |
Методическая и техническая экспертиза материалов онлайн курса |
|
Sociology |
Бурханова Дана Камаловна |
Методическая и техническая экспертиза материалов онлайн курса |
|
Cultural Studies |
Абишева Алия Кажимуратовна |
Методическая и техническая экспертиза материалов онлайн курса |
|
Политология |
Абдигалиева Гульжан Канаевна, Рахимбекова Бакыт Куанышбековна, Саитова Нина Алексеевна, Ким Людмила Михайловна, Халикова Шахназ Бахитжановна, Мустафин Бауржан Есетович |
Методическая и техническая экспертиза материалов онлайн курса |
КазНУ имени аль-Фараби на платформе Coursera
2 января 2021 года на международной образовательной платформе Coursera был опубликован первый массовый открытый онлайн курс Казахского национального университета имени аль-Фараби – Methods of molecular biology https://www.coursera.org/learn/methods-of-molecular-biology (Рисунок 1).
Онлайн курс был разработан Институтом новых образовательных технологий (ИНОТ) совместно с факультетом биологии и биотехнологии в коллаборации с Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого (Рисунок 2).
Рисунок 1 – Главная страница курса «Methods of molecular biology» на платформе Coursera
Рисунок 2 – Страница об авторах курса «Methods of molecular biology» на платформе Coursera
Анализ показал, что темп прироста онлайн курсов составил 30%. Работа направлена на создание качественных онлайн курсов, а не на наращивание их количества. В связи с этим остро стоит вопрос обучения преподавателей процессу разработки и запуска МООК.
Для решения проблемы систематически проводятся курсы повышения квалификации «Массовые открытые онлайн курсы: разработка, продвижение и применение» для ППС КазНУ им.аль-Фараби и внешних слушателей.
Конкурс по отбору педагогических сценариев онлайн курсов
Для принятия в разработку и реализацию онлайн курсов факультетов на 2022 год с 28 февраля по 1 марта 2022 года была проведена публичная защита педагогических сценариев онлайн курсов.
Цель проведения конкурса: повышение конкурентоспособности и узнаваемости КазНУ им. аль-Фараби среди ведущих мировых научно-образовательных центров и университетов.
Основные задачи конкурса:
1) распространение лучших практик и интеллектуального капитала профессорско-преподавательского состава Университета;
2) создание открытых онлайн курсов для основных образовательных программ, в том числе по общекультурным и общепрофессиональным дисциплинам, для специализаций, по курсам, востребованным работодателями;
3) размещение онлайн курсов на платформах онлайн образования, в том числе, на платформах КазНУ им. аль-Фараби, Национальной платформе открытого образования Казахстана, зарубежных платформах (Coursera, edX, OpenEdu и др.);
4) вовлечение преподавателей Университета в работу по созданию учебного контента в формате открытых онлайн курсов, конкурентоспособного на международном рынке образовательных услуг.
Конкурс проводился в следующем порядке:
1-этап. Оформление и подача заявок.
2-этап. Съемка видеозаписи одной лекции.
3-этап. Публичная защита педагогических сценариев онлайн курсов.
4-этап. Отбор и определение победителей комиссией.
5-этап. Утверждение результатов конкурса.
6-этап. Формирование распоряжения о принятии в разработку и реализацию онлайн курсов факультетов.
График запуска онлайн курсов
В 2021-2022 учебном году запущены в осеннем и весеннем семестрах – 38 курса, из них 9 курсов запускались дважды (Таблица 7).
За отчетный период на курсы МООК в соответствии с таблицей 7 были зарегистрированы 2411 слушателей.
Таблица 7 – Количество слушателей МООК на период 2021-2022 учебного года
№ |
Название онлайн курса |
Платформа |
MOOC/SPOC |
Дата запуска |
Количество зарегистрированных слушателей |
Теория вероятностей |
open.kaznu.kz |
SPOC |
01.09.2021 00:00:00 |
78 |
|
Python бағдарламалау тілі |
open.kaznu.kz |
MOOC |
06.09.2021 00:00:00 |
59 |
|
Бейорганикалық химияның таңдамалы мәселелері |
open.kaznu.kz |
MOOC |
06.09.2021 00:00:00 |
225 |
|
Механика |
open.kaznu.kz |
MOOC |
06.09.2021 00:00:00 |
90 |
|
Физические задачи с доцентом В. Кашкаровым |
open.kaznu.kz |
MOOC |
06.09.2021 00:00:00 |
44 |
|
Ежелгі Шығыс өркениеттері |
open.kaznu.kz |
SPOC |
13.09.2021 00:00:00 |
18 |
|
Физикалық химия |
open.kaznu.kz |
SPOC |
13.09.2021 00:00:00 |
64 |
|
Физико-химические методы в управлении отходами |
open.kaznu.kz |
MOOC |
13.09.2021 00:00:00 |
70 |
|
Әлем халықтарының этнографиясы |
open.kaznu.kz |
SPOC |
20.09.2021 00:00:00 |
15 |
|
10. |
Программалауға кіріспе |
open.kaznu.kz |
MOOC |
20.09.2021 00:00:00 |
38 |
11. |
Основы утилизации отходов |
open.kaznu.kz |
MOOC |
07.10.2021 00:00:00 |
12 |
12. |
Повторное использование отходов |
open.kaznu.kz |
MOOC |
07.10.2021 00:00:00 |
6 |
13. |
Правоохранительные органы Республики Казахстан |
open.kaznu.kz |
SPOC |
20.10.2021 00:00:00 |
80 |
14. |
Биотехнология негіздері: жоғарғы және төменгі сатыдағы өсімдіктер биотехнологиясы |
open.kaznu.kz |
SPOC |
28.10.2021 00:00:00 |
16 |
15. |
Математикалық талдау 1 |
open.kaznu.kz |
MOOC |
01.11.2021 00:00:00 |
142 |
16. |
Фотожурналист шеберлігі |
open.kaznu.kz |
MOOC |
11.11.2021 00:00:00 |
25 |
17. |
Қазақстан Республикасының қылмыстық іс жүргізу құқығы (Жалпы бөлім) |
open.kaznu.kz |
SPOC |
22.11.2021 00:00:00 |
125 |
18. |
Биотехнология негіздері: жоғарғы және төменгі сатыдағы өсімдіктер биотехнологиясы |
open.kaznu.kz |
SPOC |
24.01.2022 00:00:00 |
35 |
19. |
Ежелгі Шығыс өркениеттері |
open.kaznu.kz |
SPOC |
24.01.2022 00:00:00 |
54 |
20. |
Теория вероятностей |
open.kaznu.kz |
SPOC |
24.01.2022 00:00:00 |
10 |
21. |
Статистика |
open.kaznu.kz |
SPOC |
25.01.2022 00:00:00 |
234 |
22. |
Қалдықтардан энергия өндіруге арналған қондырғылар мен технологиялар |
open.kaznu.kz |
MOOC |
31.01.2022 00:00:00 |
2 |
23. |
Қазақстанды отарлау саясатында жүргізілген ережелер |
open.kaznu.kz |
SPOC |
07.02.2022 00:00:00 |
15 |
24. |
Образовательная программа по разработке наноспутников UniSat для девочек (UNEPG) |
open.kaznu.kz |
MOOC |
10.02.2022 00:00:00 |
674 |
25. |
Этнологиялық зерттеулердiң әдiстерi |
open.kaznu.kz |
SPOC |
10.02.2022 00:00:00 |
1 |
26. |
Основы утилизации отходов |
open.kaznu.kz |
MOOC |
14.02.2022 00:00:00 |
3 |
27. |
Повторное использование отходов |
open.kaznu.kz |
MOOC |
14.02.2022 00:00:00 |
8 |
28. |
Механика |
open.kaznu.kz |
MOOC |
15.02.2022 00:00:00 |
5 |
29. |
Физические задачи с доцентом В. Кашкаровым |
open.kaznu.kz |
MOOC |
15.02.2022 00:00:00 |
4 |
30. |
Study by distance! |
open.kaznu.kz |
MOOC |
23.02.2022 00:00:00 |
5 |
31. |
История казахской журналистики |
open.kaznu.kz |
MOOC |
23.02.2022 00:00:00 |
9 |
32. |
Қашықтықтан оқыту |
open.kaznu.kz |
MOOC |
23.02.2022 00:00:00 |
1 |
33. |
Математикалық талдау 1 |
open.kaznu.kz |
MOOC |
23.02.2022 00:00:00 |
14 |
34. |
Математический анализ 2 |
open.kaznu.kz |
MOOC |
23.02.2022 00:00:00 |
13 |
35. |
Sociology |
open.kaznu.kz |
MOOC |
28.02.2022 00:00:00 |
149 |
36. |
Физико-химические методы в управлении отходами |
open.kaznu.kz |
MOOC |
15.03.2022 00:00:00 |
49 |
37. |
Қалдықтардан энергия өндіруге арналған қондырғылар мен технологиялар |
open.kaznu.kz |
MOOC |
28.03.2022 00:00:00 |
15 |
38. |
Methods of molecular biology |
open.kaznu.kz |
MOOC |
03.04.2022 00:00:00 |
4 |
|
Итого |
|
2411 |
Анализ показал, что большая доля записанных, а также успешно окончивших слушателей приходится на курс «Ағылшын тілі» – 3 487, «Information and Communication Technologies» – 5 926, это объясняется внедрением данных онлайн курсов в учебный процесс, и на курс «Methods of molecular biology» – 3 932, что объясняется публикацией курса на международной образовательной платформе Coursera – мировом лидере в области онлайн образования.
В весеннем семестре 2020-2021 учебного года массовые открытые онлайн курсы цикла «Рухани жангыру»: «Психология», «Социология», «Педагогика высшей школы», «Культурология», «Политология», «Философия» на казахском языке были перенесены с платформы МООК КазНУ имени аль-Фараби в систему дистанционного обучения Moodle и запущены с интеграцией в образовательный процесс. Онлайн курсы изучались в качестве дополнительного материала к дисциплине. По результатам обучения в системе активность и вовлеченность в изучении онлайн курса обучающимися была низкая. Для решения данной проблемы необходима вовлеченность прежде всего самих преподавателей, интегрирующих онлайн курсы в образовательный процесс, проведение председателями методического совета факультета и координаторами ОП по ДОТ тренингов для ППС по интеграции онлайн курсов в образовательный процесс.
Организация работы КазНУ им.аль-Фараби на Национальной платформе открытого образования
Продолжается работа по реализации онлайн курсов КазНУ им. аль-Фараби на Национальной платформы открытого образования Казахстана (НПООК).
За период до декабря 2020 года, пока КазНУ им.аль-Фараби в соответствии с агентским договором между КазНУ им.аль-Фараби и учредителем НПООК – Национальной академией наук высшей школы Казахстана – являлся техническим оператором НПООК, был подписан ряд агентских договоров, предметом которых является публикация вузами Казахстана и зарубежья МООК на НПООК (Таблица 8).
Таблица 8 – Список вузов-партнеров НПООК за 2020-2021 учебный год
№ |
Наименование вуза |
Наименование МООК |
1 |
Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет |
|
2 |
Карагандинский экономический университет КАЗПОТРЕБСОЮЗА |
|
3 |
Южно-Казахстанская медицинская академия |
|
4 |
Таразский региональный университет имени М.Х.Дулати |
Конституционное право Республики Казахстан |
5 |
Казахский университет экономики, финансов и международной торговли |
Налоговый учет и отчетность |
6 |
Восточно-Казахстанский университет им. С.Аманжолова |
|
7 |
Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет |
|
8 |
Международная образовательная корпорация |
Расчет конструкций в программе ЛИРА-САПР |
9 |
Атырауский университет им. Халела Досмухамедова |
Arduino микроконтроллер платасында бағдарламалау |
10 |
Казахская академия спорта и туризма |
|
11 |
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Томский государственный университет |
История и философия науки. Общие проблемы философии науки. Философия физико-математических наук; История и технологии выживания (Безопасность жизнедеятельности); История и философия науки. Общие проблемы философии науки. Философия техники и технических наук; География (Основы наук о Земле); История и философия науки. Общие проблемы философии науки. Философия химии и наук о Земле; Социальные медиа; История и философия науки. Общие проблемы философии науки. Философия социально-гуманитарных наук; Статистика для гуманитариев; Теория вероятностей. |
12 |
Финансовый университет при правительстве РФ |
Международные экономические и финансовые организации; Машинное обучение и доказательный алготрейдинг; Связи с общественностью в политике и бизнесе; Вводная в блокчейн. |
После реструктуризации РГКП в НАО агентский договор между КазНУ им.аль-Фараби и учредителем НПООК утратил силу. Поэтому на данный момент Центр МООК курирует на НПООК только курсы преподавателей КазНУ им.аль-Фараби. За отчетный период запущено восемь новых онлайн курсов:
- «Қашықтықтан оқып үйрен»,
- «Обучайся дистанционно»,
- «Study by distance»,
- «Мәдениеттану»,
- «Саясаттану»,
- «Әлеуметтану»,
- «Жоғары мектеп педагогикасы»,
- «Психология».