Докторантура PhD
Название:
Педагогика и психология
Факультет:
Философии и политологии
Квалификация:
- Научно-педагогическое направление - доктор философии (PhD)
- Модель выпускника
-
Обязательные
дисциплины
-
Элективные
дисциплины
- Практики
мыслить концептуально, разрабатывать структуру и содержание новых научных проектов по актуальным направлениям педагогики и психологии; проектировать методологический аппарат исследования, выбирать и применять для решения задач исследования методы изучаемых наук; владеть методологией педагогического эксперимента, проектировать модели для описания и прогнозирования различных явлений на основе системного и глубокого анализа, осуществлять их качественный и количественный анализ;
2. проектировать и экспертно оценивать школьные и вузовские образовательные программы, учебники и образовательную документацию, содержание образования в целом, оценивать отдельные проблемы реформирования среднего и высшего образования в Казахстане и давать свои рекомендации по углублению реформы средней и высшей школы;
3. применять современные психологические теории для интервенции в образовании, выявлять проблемы личности в контексте ее духовной, социальной и индивидуальной жизни, оценивать возможности интервенции в решении жизненных проблем личности и специальном образовании;
4. программировать и проектировать свою профессиональную психолого-педагогическую деятельность, экспертно оценивать деятельность психологических служб организаций образования; строить планы, предвидеть её результаты; осознавать и обосновывать выполняемые профессионально-педагогические действия, переносить научно-педагогические знания в новую ситуацию;
5. научно анализировать социально значимые проблемы общества во взаимосвязи с процессами в образовании, делать значимые выводы и обобщения, подбирать методы научного исследования, владеть сравнительно-педагогическими компетенциями;
6. находить, формулировать и анализировать актуальные проблемы сравнительного образования, образовательной политики, в том числе на основе исторического и сравнительного анализа развития образования в странах мира, и предлагать научные рекомендации для их решения;
7. проектировать деятельность по подготовке решений, направленных на обеспечение эффективности системы образования, повышения качества образования, проектировать технологии тестирования в сфере образования и карты тестирования в сфере образования;
8. планировать использование квалимитрических оценок и владеть квалимитрической компетенцией, на профессиональном уровне осуществлять функции управления в рамках своей должности и решать профессиональные проблемы в интересах образовательной организации в целом, владеть управлеческо-аналитическими компетенциями;
9. творчески реализовываться в широкой сфере профессиональной деятельности, осознавать социальную значимость своей профессии, обладать высокой мотивацией исполнения профессиональных обязанностей, ответственным отношением к делу, развитым чувством гражданского и профессионального долга;
10. критически анализировать, обобщать и систематизировать психолого-педагогическую информацию, ставить цели исследования и выбирать оптимальные пути и методы их достижения;
11.разрабатывать, продвигать и внедрять новые психолого-педагогические знания и методы исследования и обучения, стратегии и технологии инновационной научно-образовательной деятельности;
12. демонстрировать понимание социально-этических ценностей образования и науки, основанных на традициях и общественных нормах, основываться на них в своей профессиональной деятельности; соблюдать нормы деловой этики, владеть этическими и правовыми нормами поведения; быть толерантным к традициям, культуре других народов мира; использовать адекватные методы эффективного взаимодействия с лицами различных социально-экономических, расовых, этических и профессиональных групп, лицами всех возрастов и стилей жизни.
-
Методы научных исследований
- Количество кредитов: 3
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины: развитие учебных исследовательских способностей, разработка дизайна исследования; анализ, применение методов.
Основные аспекты: овладение методическим инструментарием, развитие навыков планирования и проведения исследований, приобретение навыков анализа и интерпретации данных, статистических методов, выводов по результатам исследования, подготовка к самостоятельной научной деятельности, умение писать научные статьи и доклады, результаты исследований на конференциях и семинарах.
-
Современные психологические теории и интервенция
- Количество кредитов: 5
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины – сформировать способность вмешательства в педагогический процесс на основе знаний о современных психологических теориях интервенции в работе обычными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями; анализа и оценки интервенции.
В результате изучения дисциплины докторант будет способен:
- демонстрирует опыт осмысления проблем исследования и психологической поддержки личности на основе междисциплинарного подхода, демонстрирует критическое понимание основных теорий развития ребенка, в том числе: нейропсихологическое, познавательное, двигательное, перцептивное, социальное и эмоциональное, лингвистическое и численное развитие в контексте объяснения функционирования человека;
- применять и анализировать тексты интерпретации персонологических фактов, закономерностей и индивидуальных случаев на основе синтеза языков различных областей науки и культуры;
- применяет методы образовательного и терапевтического вмешательства, используемые для поддержки людей с ограниченными возможностями / специальных образовательных потребностей;
- применять методы интервенции, стратегии и модели в профессиональной психолого-педагогической деятельности;
-выявлять проблемы личности в контексте ее духовной, социальной и индивидуальной жизни, опираясь на опыт освоения содержания «Современные психологические теории и интервенция»;
- оценивать модели разработки учебных программ с особым акцентом на изменение учебной программы для учащихся с особыми образовательными потребностями;
- оценивать возможности интервенции в решении жизненных проблем личности и специальном образовании.
- способствовать оценке и организации образовательной среды для вмешательства в процесс обучения;
- проектировать и оценивать интервенцию в образовательную среду для учащихся с особыми образовательными запросами;
- разрабатывать и предлагать инновационные методики исследования и интервенции в образовании.
При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты:
- основные проблемы современных психологических теорий и интервенции;
- принципы кризисной интевенции и их типологий; теоретические аспекты образовательной и психологической интервенции в школе для детей с особыми потребностями;
- особенности совремнных психологических теорий, модели разработки учебных программ с особым акцентом на изменение учебной программы для учащихся с особыми образовательными потребностями;
- содержание и методики современых психологических теорий и интервенции.
-
Философия и методология педагогики
- Количество кредитов: 5
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины: формирование научного представления о философии и методологии педагогики, методике педагогического исследования, развитие исследовательской культуры, навыков реализации методологического потенциала в выполнении докторской диссертации.
В рамках дисциплины исследуются философские школы и концепции, изучаются вопросы целей и задач образования, роли обучающегося и педагогического процесса в формировании личности, основы этики и морали в педагогике.
-
Академическое письмо
- Количество кредитов: 2
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины: развитие письменных навыков на всех этапах написания исследовательской работы на казахском, русском и английском языках, улучшение понимания использования источников и недопущение плагиата.
В ходе изучения курса будут раскрыты планирование и написание видов эссе: сравнение/сопоставление, причина/следствие, аргумент, синтез, подробные планы для исследовательской работы на иностранном языке и др
-
Написание и защита докторской диссертации
- Количество кредитов: 12
- Тип контроля: Докторская диссертация
- Описание: Цель написания и защита докторской диссертации: оформления и защита докторской диссертации является формирование у докторантов способности раскрыть содержание научно-исследовательской работы для защиты диссертации.
В ходе изучения курса сформировать у докторанта способности:
1. обосновать содержание новых научно-обоснованных теоретических и экспериментальных результатов, позволяющих решать теоретическую или прикладную задачу или являющихся крупным достижением в развитии конкретных научных направлений;
2. объяснить оценку полноты решений поставленных задач согласно специфике профессиональной сферы деятельности;
3. могут анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать перспективы реализации этих вариантов;
4. применять навыки написания научных текстов и представления их в виде научных публикаций и презентаций.
5. планировать и структурировать научный поиск, четко выделять исследовательскую проблему, разрабатывать план/программу и методы ее изучения, оформлять в соответствии с требованиями ГОСО научно-квалификационную работу в виде диссертации на соискание ученой степени доктора философии (PhD) по образовательной программе «8D07502 -Стандартизация и сертификация (по отраслям)».
При изучении написания и защита докторской диссертации докторанты будут изучать следующие аспекты: Оформление документов для представления диссертации к защите. Информационная карта диссертации и регистрационно-учетная карточка (в формате Visio 2003). Выписка из протокола заседания учреждения, в котором проходила предварительная защита диссертации. Сопроводительное письмо в ВАК. Экспертное заключение о возможности опубликования автореферата. Экспертное заключение о возможности опубликования диссертации. Протокол заседания счетной комиссии. Бюллетень для голосования. Стенограмма заседания диссертационного совета. Список научных трудов. Отзыв официального оппонента. Отзыв ведущей организации. Отзыв научного руководителя.
Приведены данные за 2021-2024 гг.
-
Методика и технология разработки учебников и учебно-методической документации
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины - развитие способности докторантов в создании и проектировании учебно-методической литературы на основе теории разработки учебников, учебно-методической документации.
В результате изучения дисциплины докторант будет способен:
1.демонстрировать знание специфики разработки учебников и УМКД, учебных пособий с учетом личностных психофизиологических особенностей учащихся;
2. объяснять теоретические и методологические проблемы разработки учебников и учебно-методической документации;
3. анализировать современное состояние исследований в области создания и экспертизы учебно-методической документации, УМК, а также особенностей практического применения УМК в системе образования в Республике Казахстан;
4. определять ожидаемые результаты по таксономии Блума, Андерсона, критерии диагностики проектирования учебников и УМД;
5. применять современные информационные и коммуникационные технологии в разработке и использовании учебников и учебно-методической документации в вузе;
6. проектироватья фрагменты учебников и учебно-методической литературы;
7. описывать технологии и методики составления учебно-методической документацией;
8. анализировать весьма обширную и постоянно изменяющуюся информацию о процессах, происходящих в мировом пространстве высшего образования и в дальнейшем использовать ее для организации и повышения результативности собственной преподавательской деятельности.
При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты:
вопросы совершенствования и мониторинга качества учебно-методических комплексов (УМК) для систем среднего и профессионального высшего образования;
- теория и практика составления учебников и в том числе электронных учебников;
- нормативно – правовая база по составлению учебников (электронных учебников);
- специфика разработки учебников и УМД с учетом особенностей таких познавательных психических процессов, как восприятие, внимание, мышление, воображение, память и др.
-специфика разработки учебников и УМД с учетом личностных психофизиологических особенностей учащихся.
- современные информационные и коммуникационные технологии в разработке и использовании учебников и учебно-методической документации в вузе.
-
Мировые системы оценки качества образования
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины - формирование способности рефлексии истоков, сущности, перспективных направлений и проблем мировых систем оценки качества в сфере образования.
В результате изучения дисциплины докторант будет способен:
- перечислять и оценивать тенденции развития системы образования в области повышения качества образования;
- анализировать и интерпретировать разнообразные статистические данные по оценке состояния и эффективности системы образования;
- анализировать и оценивать необходимость участия в мировых системах оценки качества на основе описания современных отечественных и зарубежных систем оценки качества образования;
- определять механизмы организации и проведения оценки качества образования в разных странах;
- оценивать мировые методики оценивания и вопросы мониторинга качества образования за рубежом;
- анализировать мониторинговые программы позволяющие выявлять и сравнивать изменения, происходящие в системах образования в разных странах и оценивать эффективность стратегических решений в области образования;
- применять технологии управления качеством образования в практике деятельности образовательных систем;
- проводить сравнительный анализ системы управления качеством организаций образования.
При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты:
- этапы становления и развития теории управления качеством, принципы, функции, проблемы и уровни управления качеством образования;
- мировые модели оценки качества образования;
- реформирование системы образования в соответствие с мировыми стандартами;
- современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса с учетом опыта международных и зарубежных исследований.
-
Проектирование образовательных программ школы и вуза
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины - сформировать способность разработки образовательных программ школы и вуза; определять их преемственность, критерии оценки и анализа содержания и условий реализации образовательных программ школы и вуза; развитие компетенций проектирования.
В результате изучения дисциплины докторант будет способен:
1. объяснять специфику проектирования образовательных программ школы и вуза;
2. проектирования учебные программы школы и образовательные программы вуза;
3. применять принцип обратного дизайна в проектировании образовательных программ, критериальное оценивание;
4. определять педагогические условия проектировочной деятельности участников образовательного процесса;
5. определять ожидаемые результаты по таксономии Блума, Андерсона, критерии диагностики проектирования образовательных программ;
6. применять современные информационные и коммуникационные технологии в разработке образовательных программ;
7. владеть методологией проведения стратегического анализа программ; проектировать образовательные программы школы и вуза на основе преемственности;
8. оценивать и анализировать образовательные программы школы и вуза.
При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты:
- основы проектирования образоватеьных программ, новейшиие технологии проектирования образовательных программ и специфические особенности образовательных программ школы и вуза;
- философско-психологический аспект проблемы проектирования образовательных программ;
- основные тенденции развития образования и проектирование образовательных программ;
- педагогический аспект проблемы проектирования предметных образовательных программ;
- основные педагогические концепции по проектированию образовательных программ;
- подходы в проектировании образовательных программ
- дидактические концепции и приницпы построения образовательных программ
- проблемы проектирования предметных образовательных программ в современной школе.
-
Теории и концепции сравнительного образования: отечественный и зарубежный опыт
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины – cформировать способности анализа и сравнения образования, аналитические и системные компетенции сравнения систем образования мира и Казахстана на основе методологии современной сравнительной педагогики.
В результате изучения дисциплины докторант будет способен:
- определять и анализировать проблемы и тенденций развития теории и практики высшего образования за рубежом и сопоставлять с отечественным опытом;
- объяснять процессы реформирования казахстанской системы образования, стратегические приоритеты, принципы и тенденции развития образования в условиях глобализации разных стран;
- применять современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса с учетом опыта международных и зарубежных исследований;
- сравнивать и оценивать индикаторы развития образования (в т.ч. изучая госпрограммы, статистику, выдвигать предложения); анализировать и интерпретировать стратегические и тактические документы;
- проектировать механизм сравнения образования на основе знаний методологии сравнительного образования;
- анализировать и предлагать модели развития образования в сравнительном аспекте, разрабатывать проекты стратегического плана и этапы индикативного реформирования образования;
- проводить страновое исследование реформ образования, оценивать вопросы международной глобализации в системе образования.
При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие блоки:
- теории и концепции сравнительного образования в зарубежной высшей школе;
- сравнительно-педагогические исследования компаративистов Казахстана, научные школы Казахстана;
- современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса с учетом опыта международных и зарубежных исследований;
проблемы и тенденций развития теории и практики высшего образования за рубежом;
- стратегии и принципы развития образования на основе теорий образовательной политики
-
Актуальные проблемы истории образования и образовательной политики Казахстана
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины – формирование у докторантов способностей оценки, продвижения и внедрения положительного опыта реформирования и модернизации образовательных систем на основе комплекса теоретических знаний о развитии образовательной политики Казахстана и в мире.
В результате изучения дисциплины докторант будет способен:
- объяснять особенности формирования и развития образовательной политики Республики Казахстан в условиях независимости; положительный опыт реформирования и модернизации образовательных систем зарубежных стран;
- анализировать и оценивать особенности развития системы педагогического образования в Казахстане;
- проводить анализ и оценку текущего состояния, исторического развития системы образования и образовательной политики Казахстана;
- предлагать критерии и индикаторы (показатели) оценки развития системы образования и образовательной политики страны;
- определять важные и сложные проблемы, возникающие при современном анализе образовательной политики на основных уровнях её осуществления;
- оценивать вопросы модернизации казахстанской средней и высшей школы в постсоветский период; развитие историко-педагогической компетенции.
- применять современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса с учетом опыта международных и зарубежных исследований;
- разрабатывать проекты стратегического плана и этапы индикативного реформирования образования с учетом отечественных традиций и интеграционных процессов.
При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты:
- вопросы модернизации казахстанской средней и высшей школы в постсоветский период;
- актуальные проблемы современной образовательной политики Республики Казахстан;
- основные направления развития дошкольного, среднего, среднего профессионального, высшего образования после приобретения независимости;
- демократические и авторитарные тенденции в казахстанском социально-политическом процессе и образовании;
- развитие среднего и высшего образования в Казахстане 50-60гг. ХХ века;
- образовательная политика среднего и высшего образования 70-90гг. ХХ века;
- правительственная стратегия реформирования образования;
- новые правительственные проекты образовательной реформы на рубеже веков, проекты законодательных документов, концепций, программ и др.
-
Педагогическая квалиметрия и управление качеством образования
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины – формирование способности анализа, оценивания качества образовательной системы на основе углубленных знаний управления качеством образования, педагогической квалиметрии как современной управленческой парадигмы
В результате изучения дисциплины докторант будет способен:
- подбирать квалиметрический инструментарий для профессиональной деятельности и исследований;
- объяснять и анализировать основные понятия управления качеством в образовании; основные законы в области управления качеством образования;
- анализировать и диагностировать причины появления проблем;
- оценивать предлагаемые варианты управленческих решений в области качества и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев эффективности и рисков;
- анализировать и оценивать состояние качества образования, составления прогностических карт качественного развития образовательных систем;
- проводить мониторинг и владеть методами оценки прогресса в области улучшения качества образования;
- определять и применять инструменты управления качеством образования используя знания о принципах принятия решений в условиях неопределенности, о принципах оптимизации образовательных процессов.
- формировать навыками экспертного оценивания воспитательной деятельности образовательного учреждения;
- проектировать технологии тестирования в сфере образования; карты тестирования в сфере образования.
При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты:
- теоретические основы педагогической квалиметрии, а также анализ традиционных и современных подходов к оценке качества образования;
- нормативные документы о качестве образования;
- международный опыт оценки качества образования;
- теоретические основы формирования национальной системы контроля и оценки качества образования, соответствующей международным стандартам, позволяющей эффективно управлять проводимой образовательной политикой;
- принципы реализации квалиметрического подхода;
- основные направления и области применения комплексных квалиметрических оценок;
- методы, средства и технологии оценки качества педагогических объектов.
Приведены данные за 2021-2024 гг.
-
Педагогическая
- Тип контроля: Защита практики
- Описание: Цель дисциплины: формирование способности осуществлять педагогическую деятельность в вузах, проектировать образовательный процесс и проводить отдельные виды учебных занятий с использованием инновационных образовательных технологий.
-
Исследовательская
- Тип контроля: Защита практики
- Описание: Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.
Приведены данные за 2021-2024 гг.