Проект грантового финансирования Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2020-2022 гг. AP08856223 «Синергетические основы и эвтагогика для саморазвития личности и развития духовно-нравственных качеств»
(27 месяцев)
Актуальность. Развитие личности продолжается в течение всей жизни. В настоящее время, жизнь человека в двух реальностях (реальной+виртуальной) создает новые синергетические возможности для его самосовершенствования. Коннективизм, цифровизация меняют систему координат образования на эвтагогическую. Необходимо осмысление на новом интеграционном, синергетическом уровне текущих проблем для построения постмодернисткой теории образования и развития личности.
Цель проекта - разработка философских синергетических и эвтагогических основ развития духовно-нравственных качеств и саморазвития личности в цифровую эпоху как нового гуманитарного знания, практическое обоснование и продвижение идей в процесс обучения вуза.
Задачи проекта:
- Раскрыть сущность понятий синергетика и эвтагогика, саморазвитие личности; выявить единство и различия данных подходов философии образования постмодернистких течений;
- Выявить особенности цифрового поколения детей на основе анализа литературы и опроса школьников и студентов или диагностики их рефлексивного, самопознанского потенциала для нравственно-духовного развития;
- Раскрыть новейшие философские обоснования когнитивного и личностного развития человека, в том числе – цифровизацию, коннективизм, синергетические и эвтагогические основы, самопознание и гуманные основы развития человека, инновационного и критического мышления;
- разработка синергетических моделей саморегулирования, саморефлексии, самопознания, развития духовно-нравственных качеств личности; связь аффективного, когнитивного и нравственно-духовного единства развития человека в синергетических взглядах;
- поиск связей межличностного и внутриличностного интеллекта с эмоционально-волевым развитием человека, поиск диагностик межличностного и внутриличностного интеллекта, креативного потенциала, soft skills;
- разработка обобщенной концепции, проектирование тренинговых занятий, интеграции синергетических и эвтагогических, коннективистких знаний для саморазвития, развития креативного потенциала и инновационного мышления обучающихся.
Участники проекта:
Мынбаева Айгерим Казыевна – д.п.н., профессор кафедры общей и прикладной психологии КазНУ им.аль-Фараби, https://orcid.org/0000-0001-9613-6030
Таубаева Шаркуль Таубаевна – д.п.н., профессор - https://orcid.org/0000-0003-3761-5263
Аринова Бахыт Айтуовна – к.пед.н. https://orcid.org/0000-0002-4313-1284
Анарбек Назүл – к.пед.н., доцент - https://orcid.org/0000-0002-3122-3683
Толешова Улмекен Болатовна – к.пед.н., КазНПУ им.Абая - https://orcid.org/0000-0002-4077-9261
Молдасан Куаныш Шормановна – к.пед.н. https://orcid.org/0000-0001-9777-0228
Карабутова Анжелика Александровна – докторант, НАО «Национальный институт гармоничного развития человека» https://orcid.org/0000-0002-5194-5851
Әсілбек Нуртаң – докторант, https://orcid.org/0000-0001-9463-2735
Исаева Зарема – магистрант 2 курса, ОП «Психология»
Используемые методы:
Стратегия исследования включает обобщение, анализ и детализацию разных подходов современной философии образования, психологии и педагогики. Применяются методы: философский, теоретический и сравнительный анализ научных подходов синергетики и эвтагогики, цифрового образования, коннективизма, исторический анализ развития диагностики эмоций и воли, совести, тесты, контент-анализ, синтез, обобщение, систематизация, моделирование, количественные и статистические методы обработки результатов, и др.
Ожидаемые результаты:
1) определение понятий синергетика, эвтагогика, саморазвитие личности, духовно-нравственные качества, ценности, смыслы, и вскрытие единства и различий подходов синергетики и эвтагогики к саморазвитию личности;
2) перечень особенностей цифрового поколения из анализа литературы, особенностей клипового мышления, вопросы профилактики цифрового аутизма школьников, проведенной диагностики детей в школе и студентов вуза (статья в сборнике);
3) будут раскрыты направления цифровизации, коннективизма и их связь с синергетическими и эвтагогическими основами образования на основе постмодернизма (предложен обзор), раскрыты теория самопознания и гуманные основы развития человека для развития гуманистического и инновационного мышления; вскрыты особенности критического мышления в эпоху цифровизации и коннективизма, необходимость дискурсса, нарратива и дискуссий;
4) будут предложены синергетические модели-схемы саморегулирования, саморефлексии, самопознания, модель развития духовно-нравственных качеств личности для возможности разработки техник обучения; статьи в сборниках и журнале; обобщена методология и философские основания; отчет за год по НИР;
5) перечень диагностик (сборник диагностик) элементов, относящихся к составляющим оценки внутриличностного и межличностного интеллекта;
6) проект концепции интеграции синергетических и эвтагогических, коннективистких знаний для саморазвития, развития креативного потенциала и инновационного мышления обучающихся; и другие.
Планируются публикации в отечественных и зарубежных научных журналах: Вестник КазНУ им.аль-Фараби, «Вестник Академии педагогических наук Казахстана», и др.
Достигнутые результаты
- определены понятия синергетика, эвтагогика, саморазвитие личности, духовно-нравственные качества, ценности, смыслы. На основе анализа понятий, подходов зарубежных и отечественных ученых определены понятия: «Синергетика - современная методология исследования, модель исследования, как наука о самоорганизующихся системах. Эвтагогика – это «форма самоопределяющегося обучения». Саморазвитие личности – «способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни», «творческий процесс творческого самосозидания личности, появления новых форм осознания себя и новых форм поведения»; духовно-нравственные качества - это личностно-ценностные и социально-значимые характеристики человека, определяющие его праведное поведение в обществе, позитивное отношение к окружающим, себе, выражающиеся в выработке нравственных норм и принципов, стремлении к духовному саморазвитию»;
- анализ современной психолого-педагогической литературы, в том числе теории поколений, показал, что ученые выделяют следующие особенности цифрового поколения: клиповое мышление, переключаемость внимания, многозадачность, больше загружена кратковременная память, молодежный сленг (в т.ч.цифровой), необходимость в похвале, минимальные горизонт планирования, и др. Были разработаны анкеты и проведен опрос школьников и студентов цифрового поколения. В анкетировании приняли участие 1181 школьник Казахстана в возрасте 11 до 18 лет; 142 студента бакалавриата, более 100 студентов магистратуры и докторантуры;
- раскрыты направления цифровизации, коннективизма и их связь с синергетическими и эвтагогическими основами образования на основе постмодернизма;
- предложены синергетические модели-схемы саморегулирования, саморефлексии, самопознания.
Опубликованы: 1 монография, 11 статей, в том числе 8 – в РК, 4 – за рубежом. В публикации 5 изданий.
Публикации:
1) Әрінова Б. А., Молдасан Қ.Ш., Аринова Н.А. Жаңартылған білім беру жағдайындағы «Өзін-өзі тану» пәні оқулықтарының мазмұндық-құрылымы // Вестник КазНУ им.аль-Фараби. Серия педагогические науки. – 2020. - №4(65). – С.4-12. https://doi.org/10.26577/JES.2020.v65.i4.01 (в журнале рек.КОКООН МОН РК)
2) Таубаева Ш.Т. Синергетический подход в педагогике как платформа исследования феномена личностного саморазвития // Педагогика и психология. – 2020. - №4 (декабрь). – С.5-14. https://doi.org/10.51889/2020-4.2077-6861.01 (в журнале рек.КОКООН МОН РК)
3) Кашимова К., Мынбаева А.К., Садыкова Р.С. Развитие метода Монтессори: гуманный, средовый и синергетический подходы // Наука и жизнь Казахстана. – 2020. - №12/2 (148). – С.211-2015 (в журнале рек.КОКООН МОН РК)
4) Мынбаева А.К., Болат Ә. Диагностика эмоций школьников и развитие навыков саморегуляции: инновационный опыт уроков «Cамопознания» // Вестник КазНУ им.аль-Фараби. Серия психологии и социологии. – 2020. - №4(75). – С.4-27. https://doi.org/10.26577/JPsS.2020.v75.i4.02 (в журнале рек.КОКООН МОН РК)
5) Мынбаева А.К., Исаева З.М. Разработка электронного учебного пособия «В мире познавательных процессов» для саморазвития личности // Освітні інновації: філософія, психологія, педагогіка: збірник наукових статей у 2 томах. – Суми: ФОП Цьома С.П., 2020. – Т.2. – С.190-197 (материалы международной конференции, Украина)
6) Мынбаева А.К., Асильбек Н. Эвтагогика как теория самообразования и развития личности: оценка магистрантами и докторантами // Alma Mater – Вестник высшей школы. – 2021. - №10 (октябрь). – С. 30-37. Doi: https://doi.org/10.20339/AM.10-21.030
7) Таубаева Ш.Т., Солтанов Қ., Ауеспаев М. «Рух», «руханилық» және «руханият» ұғымдарының арақатынасы: ақпараттық тұғыр негізіндегі тарихи шолу // Академик А.Қ. Құсайыновтың 70 жылдық мерейтойына арналған «Әлемдік білім кеңістігіндегі оқыту мен тәрбиелеудің жаңа көкжиектері» атты халықаралық ғылыми-практикалық конференция материалдары. – Алматы: Қазақ университеті, 2021. – С.300-306
8) Мынбаева А.К., Серикова К., Болат А., Карабутова А.А. Диагностика эмоций и профилактика стресса. Развитие эмоциональных навыков и стрессоустойчивости школьников и студентов арт-методами. – Алматы: Қазақ университеті, 2021. – 224 с.