«7M07121 Наноматериалы и нанотехнологии в химии»

Название ОП

«7M07121 Наноматериалы и нанотехнологии в химии» 

Область образования

7M07 Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли

Направление подготовки

7M071 Инженерия и инженерное дело

Группа образовательных программ

M108 Наноматериалы и нанотехнологии (по областям   применения)

цель

Цель ОП «7M071   Наноматериалы и нанотехнологии в химии» подготовка квалифицированных кадров в области нанотехнологии и наноинженерии.

Программа направлена на формирование профессиональной личности квалифицированных кадров, способных:

- интерпретировать и обобщать современное научное знание в области проектирования новых и совершенствования существующих изделий, различного функционального назначения, на основе комплексного применения наноматериалов, процессов нанотехнологии и нанотехнологического оборудования;

- анализировать возможность разных методов синтеза наноструктур с заранее заданными свойствами;

- применять на практике современные представления наук о свойствах веществ и материалов при переходе их в наноразмерное состояние;

- проводить самостоятельно научно-исследовательские работы по направлению наноматериалы и нанотехнологии.

Язык обучения

Русский, казахский

Объем кредитов

120 академических кредитов

Присуждаемая академическая степень

Магистр технических наук по образовательной программе 7M07121 Наноматериалы и нанотехнологии в химии» (КазНУ) / Магистр по направлению Нанотехнологии и микросистемная техника (РУДН

Результаты обучения

1. продемонстрировать глубокие знания о современном состоянии и тенденциях развития нанотехнологии, а также знания в междисциплинарных областях профессиональной деятельности;

2. быть способным к рефлексии, объективной оценке своих достижений в области нанотехнологии, осознанию необходимости формированию новых компетенций;

3. выбирать современные информационно- коммуникационные технологии, глобальные информационные ресурсы в научно- исследовательской и расчетно-аналитической деятельности в нанотехнологической области; 

4. сопоставлять современные методы синтеза, применяемые в нанотехнологиях, с учётом экономических и экологических аспектов для достижения практических целей; 

5. разрабатывать современные технологические процессы производства различных наноматериалов, обработки материалов и изделий из них, систем управления технологическими процессами;

6. решать технологические проблемы в новых и незнакомых контекстах методами исследования, анализа, диагностики и моделирования свойств веществ и наноматериалов;

7. применять принципы организации и управления теоретических и экспериментальных исследований на основе достижений современной теории и практики в области нанотехнологии и наноматериалов;

8. обосновывать выбор и применимость существующих методов синтеза для получения наноматериалов с учетом физико-химических, кинетических и термодинамических параметров;  

9. интегрировать научно-профессиональные знания в практику образовательного процесса высшей школе в области нанотехнологии;

10. использовать современные технологии управления свойствами материалов, направленным изменением их структуры для решения задач создания новых пилотных установок, устройств и аппаратов в нанотехнологической индустрии;

11. оформлять проектную и рабочую техническую документацию в области нанотехнологии в соответствии с нормативными документами; 

12. планировать и осуществлять комплексные научные исследования в области синтеза новых углеродсодержащих материалов с наноразмерными структурными составляющими. 

Для абитуриентов

https://welcome.kaznu.kz/kz/education_programs/magistracy/speciality/1774 

Академическая деятельность

Академическая деятельность ОП осуществляется:

- в рамках существующих нормативных документов и методических рекомендаций в сфере высшего образования в области нанотехологии и нанохимии,

- в результате реализации нормативных документов, регламентирующих учебно-методический процесс в университете;

- обобщением и распространением новых нормативно-правовых актов, касающихся методической работы;

- текущим и перспективным планированием учебно-методической работы университета; согласованием учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД) кафедры на соответствие нормативно-правовым актам, рабочего учебного плана и образовательной программе;

- мониторингом обеспечения учебного процесса учебно-методическими материалами, документальным оформлением результатов;

- разработкой учебно-методических материалов; разработкой и реализацией рабочего учебного плана  

Научная деятельность

Материально-техническая база ОП оснащена необходимыми приборами, техническими средствами. Имеется: Микроскоп МИН-8, Спектрофотометр СФ 26

Газовый хроматограф ЛХМ 80, Оборудование хроматографическое ВЭЖХ Спектрофотометр SPEKOL 1500, Газовый хроматограф Perkin Elmer Clarus 500, Блок высокотемпературный обработки материалов-печь высокотемпературная LOIP LF-7/11-G2, Блок моделирования работы компрессорных установок Газовый хроматограф Хром 5, Сорбтометр-М, Пламенный фотометр ПФМ, УФ-спектрометр,   Жидкостной хроматограф Knauer, ИК-спектрометр Perkin Elmer Spectrum 65, Спектрофотометр UV-7504.

Для реализации образовательной программы на факультете имеются лаборатории: Лаборатория физико-химических методов анализа и др.

Для реализации ОП штат укомплектован 2 докторами химических наук, 4 кандидатами химических наук, 4 PhD-докторами.

Базами практики являются РГП Институт проблем горения, ТОО «Жалын», ТОО «Ин Прометей», АО «Научный центр противоинфекционных препаратов».
Магистранты имеют возможность стажироваться в вузах стран ШОС согласно имеющегося Меморандума о сотрудничестве между Вузами: Российской Федерации (Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова, Томский государственный университет, Белгородский государственный университет), Техасский университет (Браунсвилл,США,), Университет Ла-Рошель (Франция), Токийский технический университет (Япония), Университет Нотр-Дам (США, Индиана), Институт химической кинетики и горения (Россия), Университет Брайтона, Великобритания, Техасский университет (Даллас, США), Японское агентство аэрокосмических исследований (Япония), Нанкинский университет науки и техники, Школа химической инженерии (Китай), в которые магистранты могут быть направлены на научную стажировку, вузы, которые организуют летние школы для обучающихся по данному направлению подготовки. 

Международная деятельность

При сопоставлении дисциплин образовательной программы «7М07121 Наноматериалы и нанотехнологии в химии» с дисциплинами образовательных программ зарубежных вузов выявлено, что обучение в магистратуре как академический процесс имеется в вузах России (Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова) и Китая (Гонконгский университет науки и технологии), University of Groningen (Нидерланды), University San Diego, Department of NanoEngineering,  (Сан Диего, Калифорния). 

Обеспечение качества (Аккредитация, рейтинг, работа с работодателями)

ОП имеет международную аккредитацию в агенстве ASIIN. Срок аккредитации: 26.09.2014-30.09.2020;

KazSEE №2021 КЕ 0355;

Срок аккредитации: 18.06.2021-17.06.2026. 

По итогам рейтинга образовательных программ среди вузов РК по НААР, НКАОКА занимает 1 место.

Работодателями являются:

высшие и средние учебные заведения; научно-исследовательские центры, институты; предприятия индустрии и бизнеса; национальные компании по профилю специальности; РГП «Институт проблем горения»; ТОО «Ин Прометей»; ТОО «Жалын»; органы государственного управления в области образования и химической промышленности;

Образовательная программа является актуальной для конкретной сферы занятости в области:

05-09-38 Сбор, обработка и удаление отходов; утилизация отходов

69-75-72 Научные исследования и разработки

69-75-74 Прочая профессиональная, научная и техническая деятельность

69-75-85 Образование

27.1 Производство чугуна, стали и ферросплавов (ЕОУС)

72 Научные исследования и разработки

72.1 Научные исследования и экспериментальные разработки в области естественных наук и инженерии

72.19 Прочие исследования и разработки в области естественных наук и инженерии

71.12.1 Деятельность в области инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этой области

38.31.0 Ликвидация отходов

85.32.1 Профессионально-техническое образование 

1. Актуальность в рамках исследовательского университета

Прикладной аспект Нанотехнологии:

-компьютерная техника, мобильные средства связи, датчики различных процессов, радиоэлектронике, информационной сфере
-источники энергии, энергетика, строительство, промышленности, обороне
-энергетика, транспорт
-биотехнологии, медицине, косметика

Данные ОП разработаны на основе деятельностного подхода к обучению. Все предлагаемые задания в направлены на развитие продуктивного мышления. В программах рассматриваются виды наноматериалов и методы их исследования, способы синтеза наноматериалов. Знания и умения, приобретенные в результате освоения программы, являются фундаментом для дальнейшего развития естественно-научного творчества. Таким образом, активизирует исследовательский и творческий потенциал обучающихся.

2. Междисциплинарность

Нанотехнологии и наноматериалы используются сегодня в различных областях науки: физика, химия, биология, материаловедение, медицина

Имеется соглашение по двудипломной образовательной программЕ между Казахским национальным университетом имени аль-Фараби и Российскими университетами (РУДН и МИСиС) по ОП 7M07121-НАНОМАТЕРИАЛЫ И НАНОТЕХНОЛОГИИ В ХИМИИ (НАНОТЕХНОЛОГИИ И МИКРОСИСТЕМНАЯ ТЕХНИКА). Присуждаемая степень: Магистр технических наук по образовательной программе 7М07121-Наноматериалы и нанотехнологии.

 

3. Запросы рынка труда.

 В ближайшие годы можно ожидать переходы

4. Новые профессий будущего:

 

•Глазир -Специалист по разработке и производству стекольных продуктов на основе стекло-композитных функциональных материалов.
• Системный инженер композитных материалов - Специалист по замещению традиционных решений при выборе материалов на композитные в строительстве, машиностроении и робототехнике, медицине и др .
• Проектировщик нанотехнологических материалов - профессионал, занимающийся моделированием свойств, прогнозированием жизненного цикла нанотехнологических материалов с помощью цифровых моделей. Высокопрофессиональный программист с хорошими знаниями по нанофизике и нанохимии.
• Проектировщик умной среды - занимается проектированием программно-технологических решений для «умных сред» (пространств, комбинирующих композитные материалы и «интеллектуальные» компоненты типа чипов, способных реагировать на запросы пользователя): формированием заданных свойств, подбором композитного материала, определением условий существования среды, интеграцией среды в общее пространство дома /офиса / промышленного предприятия, выявлением и заданием параметров безопасности, созданием «дружественного» интерфейса и т. д.
• Специалист по безопасности в наноиндустрии - Отвечает за безопасность работников сферы, конечных пользователей продукта и окружающей среды. Разрабатывает программы, позволяющие быстро отреагировать на возникновение негативных последствий производства/применения нанопродуктов.

5. Трудоустройство выпускников. После обучения по данной образовательной программе студент будет специалистом в области наноматериалы и нанотехнологии. Выпускники кафедры открывшие свои малый бизнес, либо занимающие ведущие позиции в нижеследующих организациях:

РГП Институт проблем горения,   г.Алматы

ТОО Ин-Прометей, г.Алматы

АО КазДорНИИ, г.Алматы

ТОО «Нуркадам», г.Алматы

ТОО НПТЦ «Жалын», г.Алматы

ТОО «VTV Science», г.Алматы

ТОО «Алма ДК»

ТОО «Экспертный центр ВВ и ПС»

ТОО «Метрострой»

ВУЗы и НИИ Республики Казахстан

 

Преподаватели кафедры Химической физики и материаловедения со студентами