Образовательная программа: 8D023 Лингвистика
Название ОП |
8D023 – Лингвистика |
Область образования |
8D02 Искусство и гуманитарные науки |
Направление подготовки |
8D023 Языки и литература |
Группа образовательных программ |
8D023 Языки и литература |
цель |
Цель образовательной программы - подготовка специалиста высшей квалификации с углубленной теоретической и практической подготовкой к инновационной деятельности в области лингвистики, способного систематизировать и интерпретировать научные теории и концепции направлений современного языкознания с целью применения этих знаний в диссертационном исследовании. Реализация образовательной программы направлена на формирование личности специалиста, способного: - осуществлять самостоятельные научные исследования на основе адекватного выбора методологии; - давать квалифицированную оценку и определять значимость того или иного продукта своей и иной научной деятельности, - создавать новое концептуальное знание, развивающее научные парадигмы перспективных направлений отечественной и зарубежной лингвистики и, в целом, науки, аргументированно презентовать его специалистам в условиях научных дискуссий, в том числе и международных, на рабочем языке научного мероприятия; - разрабатывать проекты, работать в команде. |
Язык обучения |
Казахский, русский, английский |
Объем кредитов |
180 академических кредитов |
Присуждаемая академическая степень |
доктор философии PhD по образовательной программе «8D023 – Лингвистика» |
Результаты обучения |
По завершении данной образовательной программы ожидается, что докторанты будут способны: 1. Проводить научные исследования и разработки в области лингвистики, основываясь на традиционных и новых научных концепциях, учитывая полипарадигмальность современного языкознания. Демонстрировать фундаментальные, системные знания в области общего языкознания (теоретико-методологических принципов, понятийно-терминологического аппарата лингвистики, актуальных лингвистических направлений, современных подходов, тенденций и трендов) в рамках современных научных парадигм знания. Планировать, оценивать критически и прогнозировать результаты лингвистических научных исследований в связях с общественностью. 2. Критически оценивать результаты научных исследований в новых областях. Описывать содержание современных теорий, проблем и подходов, новых тенденций в исследовании лингвистики в контексте филологического и гуманитарного знания. Обобщать результаты познания и использовать их как средство получения нового знания. 3. Генерировать новые и сложные цели, предлагать новые гипотезы и решения научных проблем в области лингвистики на основе самостоятельного оригинального подхода на основе научно-исследовательского проектирования. 4. Собирать, обрабатывать, анализировать и обобщать лингвистическую и научно-техническую информацию, передовой отечественный и зарубежный опыт, результаты экспериментов и наблюдений. Систематизировать и интерпретировать научные теории и концепции новейших направлений современного языкознания с целью дальнейшего применения этих знаний при выборе исходных теоретических позиций диссертационного исследования. 5. Синтезировать и трансформировать лингвистические и междисциплинарные знания в процессе решения научно-исследвательских задач. Проявлять лидерство в управлении и руководстве коллективом, передать свои знания и умения коллегам и подчиненным, стремиться к постоянному профессиональному росту. Проводить интеллектуальные занятия в организациях высшего образования с использованием новейших обучающих технологий, методов усвоения и контроля знаний в профессиональной сфере, руководить образовательными программами. 6. Самостоятельно планировать и реализовывать комплексный процесс научных исследований в области лингвистики в рамках современных научных парадигм и исследовательских технологий, обеспечивающих оригинальный результат. Оценивать обоснованность методик, применяемых в научных исследованиях лингвистики. 7. Формулировать цели и задачи научного исследования и находить их решение. Выбирать адекватные методологические подходы исследования в области лингвистики, осуществлять их критический анализ. Контролировать ход и корректность получаемых в ходе изучения материалов, придерживаться научной этики и принципов обоснованности результатов. 8. Осуществлять научные эксперименты и правильно анализировать их результаты. Решать на профессиональном уровне нестандартные исследовательские задачи различных уровней сложности с использованием концептуального и методологического аппарата лингвистики и смежных гуманитарных наук, делать обоснованные выводы в условиях отсутствия полных данных. 9. Интегрировать междисциплинарные знания в исследовательский процесс с целью решения научных задач. Планировать и методически обеспечивать проведение всех форм учебных занятий по дисциплинам лингвистического цикла в учебных заведениях РК. Выстаивать исследовательский процесс для получения и проверки результатов по основным направлениям диссертации, внедрять полученные данные в практику связей с общественностью. 10. Создавать научный труд (научный отчет, реферат, научная статья, лингвистический комментарий, докторская диссетация, учебно-исследовательский и научный проект и т.д.) в области лингвистики с использованием современных компьютерных технологий, ресурсов Национальных корпуса языков мира, лексикографических источников и давать ему оценку, определять значимость продукта своей научной деятельности. Участвовать в составлении планов и программ исследований и разработок, практических рекомендаций по исполнению их результатов. Составлять отчеты (разделы отчета) по теме или рзделу диссертационного исследования или научного проекта. 11. Публиковать полученные в ходе исследований и экспериментов результаты в международных научных журналах с высоким импакт-фактором ThomsPO-Reuters и Scopus, научных журналов, рекомендованных ККСОН и представлять на международных конференциях. Презентовать результаты учебной, научно-исследовательской и проектной деятельности в виде научных отчетов, рефератов, тезисов статей, филологических комментариев, докторских диссертаций, учебно-исследовательских и научных проектов и т.д. как специалистам, так и в аудитории, не имеющей соответствующей профессиональной подготовки. 12. Выбирать приоритеты учебной и научно-исследовательской деятельности, соотнося собственные научные интересы с общественными интересами, этическими ценностями, потребностями производства и общества. Быть готовым к корректному, толерантному и продуктивному взаимодействия в обществе, к социальному взаимодействию и сотрудничеству для решения актуальных вопросов лингвистики. Участвовать в научных дискуссиях, выражать и отстаивать свою точку зрения по различным аспектам коммуникационной сферы на различных языках. |
Для абитуриентов в докторантуру |
|
Академическая деятельность |
Академическая деятельность ОП осуществляется: - в рамках существующих нормативных документов и методических рекомендаций в сфере высшего образования в области лингвистических наук, - в результате реализации нормативных документов, регламентирующих учебно-методический процесс в университете; - обобщением и распространением новых нормативно-правовых актов, касающихся методической работы; - текущим и перспективным планированием учебно-методической работы университета; согласованием учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД) кафедры на соответствие нормативно-правовым актам, рабочего учебного плана и образовательной программе; - мониторингом обеспечения учебного процесса учебно-методическими материалами, документальным оформлением результатов; - разработкой учебно-методических материалов; разработкой и реализацией рабочего учебного плана |
Научная деятельность |
Для реализации образовательной программы на факультете имеются лаборатории: - Лаборатория «Казахский язык: социолингвистика и психолингвистика». - Центр лингвистической экспертизы и консалтинга - Центр компьютерной лингвистики - «Кабинет тюркского мира» А.С. Аманжолова. - Центр британской культуры - Центр «Русский мир»
Научные направления кафедры: - этнолингвистика - лингвокультурология - Гендерная лингвистика - Корпусная лингвистика - Когнитивная лингвистика - Психолингвистика - Социолингвистика - Судебная лингвистика - тюркология - Межкультурная коммуникация - Дискурсивная лингвистика |
Международная деятельность |
Докторанты на 2-3 курсах имеют возможность пройти обучение в ведущих университетах мира в рамках программы академической мобильности. В частности, имеется договор с зарубежными вузами, как: Оксфордский университет, Кембриджский университет, МГУ им. Ломоносова, НИУ Высша школа экономики и бизнеса (Россия, Москва), Московский государственный лингвистический университет (Россия, Москва), Университет Висконсен, Университет Индианы (США), Утрехтский университет (Нидерланды), Йоркский университет (Канада) и др. Преподаватели образовательной программы проходят стажировки, образовательные курсы за рубежом для обмена опытом, получения новых компетенций, улучшения образовательных навыков. |
Обеспечение качества (Аккредитация, рейтинг, работа с работодателями) |
Международная аккредитация, национальная аккредитация Работодателями являются:
Образовательная программа актуальна в конкретных сферах деятельности: - Создание и совершенствование национального корпуса казахского языка; - разработка автоматического перевода, компьютерной лексикографии; - Проведение различных исследований по лингвистическим вопросам. |