Образовательная программа: 8D01704 Русский язык и литература
Название ОП |
8D01704 Русский язык и литература |
Область образования |
8D01 Педагогические науки
|
Направление подготовки |
8D017 Подготовка учителей по языкам и литературе |
Группа образовательных программ |
D018 Подготовка учителей русского языка и литературы |
Цель |
Программа направлена на качественную подготовку специалистов высшей квалификации в области методики преподавания русского языка и литературы, способных трактовать основные принципы современного языкознания и литературоведения; систематизировать и интерпретировать научные теории и концепции новейших направлений современного языкознания и литературоведения с целью дальнейшего применения этих знаний при осуществлении диссертационного исследования и практической педагогической деятельности; осуществлять самостоятельные научные исследования на основе адекватного объекту исследования материала, выбора методологии с проекцией на развитие перспективных новых направлений филологической науки и методики преподавания русского языка и литературы; давать оценку и определять значимость того или иного продукта своей и иной научной деятельности, аргументированно представлять и отстаивать собственное научное мнение на научных дискуссиях, используя их рабочий язык. |
Язык обучения |
русский |
Объем кредитов |
180 академических кредитов |
Присуждаемая академическая степень |
доктор философии PhD по образовательной программе «Русская язык и литература» |
Результаты обучения |
По завершении данной образовательной программы ожидается, что докторанты будут способны: 1. Демонстрировать фундаментальные, системные знания в области русского языкознания и литературоведения, методики преподавания русского языка и литературы в вузе (теоретико-методологических принципов, понятийно-терминологического аппарата лингвистики, литературоведения, актуальных филологических направлений, современных подходов, тенденций и трендов) в рамках современных научных парадигм знаний. 2. Проводить критический анализ, оценку и синтез новых и сложных идей, проблем, подходов и тенденций в области русского языка и литературы; критически оценивать результаты научных исследований, современные теории, проблемы и подходы, новые тенденции в исследовании русского языка и литературы (в контексте филологического и гуманитарного знания). 3. Генерировать новые и сложные цели, предлагать новые гипотезы и решения научных проблем в области русского языка и литературы методики преподавания на основе самостоятельного оригинального подхода; трактовать основные принципы современного литературоведения, новые литературоведческие парадигмы и в их применять их в анализе классической и современной литературы. 4. Систематизировать и интерпретировать научные теории и концепции новейших направлений современного литературоведения с целью дальнейшего применения этих знаний при выборе исходных теоретических позиций; синтезировать и трансформировать филологическое и междисциплинарное знания в процессе решения учебно-образовательных, учебно-исследовательских задач; 5. Дифференцировать приоритеты учебной и научно-исследовательской деятельности, соотнося собственные научные интересы с общественными, этническими ценностями, потребностями производства и общества; разрабатывать учебно-методические материалы для проведения занятий и внеаудиторной работы по литературоведческим и лингвистическим дисциплинам в организациях высшего образования с применением образовательных технологий и методик обучения на основе их критического осмысления; 6. Планировать и проводить качественные занятия в организациях высшего образования с использованием традиционных, инновационных, интерактивных, личностно-ориентированных технологий и методов обучения; организовывать виды научно-исследовательской, проектной и учебно-профессиональной деятельности обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры. 7. Применять теоретико-методологические положения новых филологических учений при анализе текстов; проводить самостоятельные исследования научных проблем с проекцией на перспективные новые направления языкознания, литературоведения и методики их преподавания в высшей школе 8. Объяснять языковые факты исторической и современной русистики; аргументировать области применения и интерпретации методов языкознания в научных исследованиях (диссертациях, научных проектах). 9. Презентовать результаты учебной и научно-исследовательской деятельности в виде научных отчетов, рефератов, тезисов статей, филологических комментариев, докторских диссертаций, учебно-исследовательских и научных проектов и т.д. как специалистам, так и в аудитории, не имеющей соответствующей профессиональной подготовки; оценивать обоснованность методик, применяемых в научных исследованиях. 10. Формулировать научные цели и задачи и находить их решение; осуществлять научные эксперименты и правильно анализировать их результаты. 11. Интегрировать междисциплинарные знания с целью описания и анализа современных исследовательских подходов; быть готовым к корректному и толерантному взаимодействию в обществе, к социальному взаимодействию и сотрудничеству для решения проблем науки. 12. Осуществлять подготовку и публикацию результатов научных исследований в рамках международных баз данных Thomson-Reuters или Scopus, в национальных и международных рецензируемых изданиях.
|
Для абитуриентов |
https://welcome.kaznu.kz/ru/education_programs/bachelor/speciality/1456
|
Академическая деятельность |
Академическая деятельность ОП осуществляется: - в рамках существующих нормативных документов и методических рекомендаций в сфере высшего образования в области гуманитарных наук, - в результате реализации нормативных документов, регламентирующих учебно-методический процесс в университете; - обобщением и распространением новых нормативно-правовых актов, касающихся методической работы; - текущим и перспективным планированием учебно-методической работы университета; согласованием учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД) кафедры на соответствие нормативно-правовым актам, рабочего учебного плана и образовательной программе; - мониторингом обеспечения учебного процесса учебно-методическими материалами, документальным оформлением результатов; - разработкой учебно-методических материалов; разработкой и реализацией рабочего учебного плана;
-академической политики и правил честности университета.
Для подготовки квалифицированных специалистов по русскому языку и литературе трудятся 11 докторов наук и 30 кандидатов наук. |
Научная деятельность |
В целях развития обучающихся на кафедре функционируют клубы и кружки. Клуб «Аккайын» и Этноклуб «Русский мир». С 2008 года на кафедре действуют 5 совместных программ по двойному диплому (бакалавриат, магистратура, докторантура PhD) по направлениям: «Русская филология», «Русский язык и литература». Подготовка кадров осуществляется совместно с Российским университетом дружбы народов (Россия, г. Москва).
Научные школы или научные направления кафедры, (научные проекты) русский язык, русская литература, русская литература Казахстана, методика преподавания русского языка/русской литературы в школе и вузе.
На кафедре работают 4 интернет-портала: «Атлантида», «Бакалавр», «Руслит.кз», «Методист».
|
Международная деятельность |
Академическая мобильность: РУДН (Россия), СПбГУ (Россия), Эрасмус Мундус (Турция, Испания), ИРЯ им. А.С.Пушкина РАН РФ (Россия).
|
Обеспечение качества (Аккредитация, рейтинг, работа с работодателями) |
Международная аккредитация, национальная аккредитация По итогам рейтинга образовательных программ среди вузов РК с 2017 года образовательные программы нашей кафедры «Филология» (Магистратура и Докторантура) и «Русский язык и литература» (Бакалавриат, Магистратура и Докторантура) занимают 1 места по рейтингу Независимого агенства аккредитации и рейтинга (НААР). Независимое агентство по обеспечению качества в образовании (НАОКО) присудила специальности "Русский язык и литература" 1 место по Магистратуре и 2 место по Бакалавриату.
Базы практик: Институт литературы и искусства им. М.Ауэзова НАН РК, Институт языкознания им. А.Байтурсынова НАН РК
Подготовка кадров в области профессиональной деятельности входят следующие виды деятельности, профессии, квалификационные уровни (расписать виды деятельности в соответствии с профстандартом): - ученый-исследователь в области гуманитарных наук; - преподаватель русского языка и литературы в высшей школе; - специалист в области общего среднего, среднего специального, высшего образования; - консультант по вопросам образовательных услуг.
Для будущего трудоустройства выпускников программы «Русский язык и литература» ключевыми работодателями являются: 1. сфера высшего образования: высшие учебные заведения (преподаватель русского языка и литературы бакалавриата и магистратуры) 2. сфера основного, общего среднего и среднего специального образования. 3. сфера вспомогательных образовательных услуг, включающих предоставление услуг, поддерживающих образовательный процесс или системы: образовательные консультации, консультации по выбору образовательных направлений, услуги по оцениванию тестов, образовательное тестирование, организацию программ обмена студентами в области общественных и гуманитарных наук. 3. научная сфера (исследователи и разработчики в области общественных, педагогических и гуманитарных наук).
|