Образовательная программа: 6B023010 Русский язык и межкультурная коммуникация

Название ОП

6B023010 Русский язык и межкультурная коммуникация

Область образования

6B02 Искусство и гуманитарные науки

Направление подготовки

6B023 Языки и литература

Группа образовательных программ

B037 Филология

цель

Качественная подготовка специалистов, оценивающих окружающую действительность на основе мировоззренческих, нравственных и гражданских позиций; использующих различные виды информационно-коммуникационных технологий; обладающих лидерскими качествами; способных реализовывать языковую   политику в отношении развития и поддержки русского языка в условиях многонациональной, поликонфессиональной и мультикультурной коммуникации; выстраивать программы успешной академической и социальной коммуникации на русском, казахском и английском языках в различных сферах науки, культуры, управления и производства.              

Язык обучения

Русский

Объем кредитов

240

Присуждаемая академическая степень

Бакалавр

Результаты об

учения

Классифицировать языковые единицы и описывать их в соответствии с категориальными параметрами уровней языка.

- Объяснять языковые факты с позиций исторического развития языка.

- Интерпретировать современные лингвистические знания с позиций науки о языке.

- Объяснять нормы современного литературного языка

- Ранжировать тактики речевого поведения с позиций стилистических особенностей и семантико-прагматической направленности.

- Системно оценивать языковые явления и процессы в форме научного обобщения (эссе).

- Описывать методологию литературоведческого анализа литературного произведения.

- Владеть современным исследовательским инструментарием и различными способами трансляции знаний основных концепций литературоведения

Объяснять (интерпретировать) закономерности формирования личности в процессе воспитания и обучения, а также механизмы процесса усвоения знаний, развития способностей с учетом ее индивидуально-психологических особенностей.

- Классифицировать технологии, методы и приемы обучения с опорой на основные достижения в области русского языка, русской литературы и теории межкультурной коммуникации.

Демонстрировать полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности;

Дифференцировать иерархию языковой системы при помощи фонетического компонентного, морфемного,словообразовательного, морфологического, синтаксического анализа.

Осуществлять источниковедческий анализ языковых фактов.

- Использовать современные лингвистические методы и приемы в научных исследованиях языка, речи и межкультурной коммуникации (анализ историко-культурной информации, конверсационный анализ, компонентный анализ, анализ логических отношений между предложениями, изучение лингвистического направления межкультурной коммуникации и др.).

- Дифференцировать стадии литературного процесса в отечественном и мировом контексте.

Характеризовать научные, философские, религиозные картины мира, отраженные в литературе, фундаментальные концепции, на основе которых описываются эти картины.

- Осуществлять комплексный анализ литературных произведений   с позиций идейно-тематического содержания, жанровых особенностей, сюжетно-композиционных особенностей, стиля и поэтики; демонстрировать способность использования в процедурах анализа художественных произведений методологию других гуманитарных наук.

Демонстировать способности научных рассуждений, ведения научной дискуссии и полемики, определения собственной позиции в отношении к фактам духовной культуры, языка и литературы.

Осуществлять научное проектирование разного типа (исследовательский проект, научная статья, дипломная работа, диссертация и др.) c использованием информационно-коммуникационных технологий;

Осуществлять составление речи и корректуру текстов различной направленности с учетом стилистических особенностей русского языка.

- Демонстрировать навыки работы с документами в государственных и бизнес-структурах, осуществлять лингвистическую экспертизу.

Осуществлять   коммуникацию в устной и письменной формах на казахском, русском и английском языках для решения задач межличностного, межкультурного и профессионального общения.

моделировать дальнейшую карьеру через сформированную мировоззренческую, социально-этическую   позицию на основе современной значимости философских трудов аль-Фараби;

-демонстрировать антикоррупционное правосознание и поведение, развивать мотивацию к антикоррупционной деятельности специалиста в условиях правового государства;

- генерировать основы экономических знаний и предпринимательские навыки в различные сферы жизнедеятельности;

- демонстрировать глубокое экологическое сознание и культуру безопасности жизнедеятельности;

- использовать цифровые технологии, различные виды информационно-коммуникационных технологий по поиску, хранению, обработке, защите и распространению информации;

- генерировать знания по истории Казахстана и иностранному языку в научно-исследовательскую, проектную, педагогическую и организационно-управленческую практику.

Для абитуриентов

https://welcome.kaznu.kz/ru/education_programs/bachelor/speciality/1943

 

Академическая деятельность

Академическая деятельность ОП осуществляется:

- в рамках существующих нормативных документов и методических рекомендаций в сфере высшего образования в области гуманитарных наук,

- в результате реализации нормативных документов, регламентирующих учебно-методический процесс в университете;

- обобщением и распространением новых нормативно-правовых актов, касающихся методической работы;

- текущим и перспективным планированием учебно-методической работы университета; согласованием учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД) кафедры на соответствие нормативно-правовым актам, рабочего учебного плана и образовательной программе;

- мониторингом обеспечения учебного процесса учебно-методическими материалами, документальным оформлением результатов;

- разработкой учебно-методических материалов; разработкой и реализацией рабочего учебного плана;

 

-академической политики и правил честности университета.

 

Для подготовки квалифицированных специалистов по русскому языку и литературе трудятся 11 докторов наук и 30 кандидатов наук.

Научная деятельность

В целях развития обучающихся на кафедре функционируют клубы и кружки. Клуб «Аккайын» и Этноклуб «Русский мир». С 2008 года на кафедре действуют 5 совместных программ по двойному диплому (бакалавриат, магистратура, докторантура PhD) по направлениям: «Русская филология», «Русский язык и литература». Подготовка кадров осуществляется совместно с Российским университетом дружбы народов (Россия, г. Москва). 

 

На кафедре работают 4 интернет-портала: «Атлантида», «Бакалавр», «Руслит.кз», «Методист».

 

Международная деятельность

По образовательным программам налажены контакты со следующими вузами: РУДН (Россия), СПбГУ (Россия), Мевлана (Турция), КазНПУ им. Абая.

 

Обеспечение качества (Аккредитация, рейтинг, работа с работодателями)

Международная аккредитация, национальная аккредитация

По итогам рейтинга образовательных программ среди вузов РК с 2017 года образовательные программы нашей кафедры «Филология» (Магистратура и Докторантура) и «Русский язык и литература» (Бакалавриат, Магистратура и Докторантура) занимают 1 места по рейтингу Независимого агенства аккредитации и рейтинга (НААР). Независимое агентство по обеспечению качества в образовании (НАОКО) присудила специальности "Русский язык и литература" 1 место по Магистратуре и 2 место по Бакалавриату.

Базы практик: Институт литературы и искусства им. М.Ауэзова НАН РК, Институт языкознания им. А.Байтурсынова НАН РК, средняя школа №144

 

Основные виды профессиональной деятельности к которым готовятся выпускники ОП:

Учебно-воспитательная;

социально-педагогическая;

культурно-просветительная;

научно-методическая;