ПРОФЕССОРСКАЯ ЛЕКЦИЯ НА ТЕМУ «ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА В ПАРАДИГМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 

На Филологическом факультете Казахского национального университета имени аль-Фараби в этом учебном году реализуется проект «Профессорский час», в рамках которого авторитетные, известные ученые, профессионалы своего дела читают лекции на актуальные темы, делятся своими мнениями. Сегодня под эгидой кафедры казахского языкознания организовала очередную профессорскую лекцию на тему «Проблема национального языка в парадигме современного образования».

Лектор Тымболова Алтынай Оразбековна – доктор филологических наук, профессор; ученый, занимающийся изучением лексикологии, фразеологии, лингвопоэтики, методики, связей языка и культуры; лучший преподаватель ВУЗа, отличный педагог. Благодаря своей профессиональной деятельности Алтынай Оразбековна сегодня представила на обсуждение научной общественности такую важную тему.

Во вводной части лекции лектрор рассказала об изменении производственной и общественно-политической парадигмы. Данная парадигма оказывает непосредственное влияние на сегодняшнюю систему образования. Ситуация Четвертой промышленной революции, о которой говорил Елбасы, является определяющим процессом содержания образовательной парадигмы. «Сегодня человечество осваивает мир не силой руки, а силой разума» - отметила лектор. В своей лекции профессор Тымболова Алтынай Оразбековна   провела подробный анализ понятия «Smart» в современной системе образования и дала определение его составляющим единицам. На основе Smart-планов было четко определено, какие результаты даст образование.

«Воспитываем ли мы умное поколение в построении умного /смарт/ общества? Сегодня, когда идет глобализация, наше поколение осознает ли национальные ценности? Каково состояние национального языка? На каком уровне находятся особенности художественного мышления и культура языка в национальном сознании молодежи?» - на такие сложные вопросы ответила лектор и предложила несколько путей решения этих проблем. Кроме того, Алтынай Оразбековна уделила особое внимание воспитанию альфа-поколения.

Алтынай Оразбековна на основе сравнительных данных сделала акцент на значении национального языка в воспитании будущего поколения и сказала что его нужно начинать с семьи. Опираясь на труды известного философа Ж.Пиаже, японского предпринимателя Масару Ибуки, она проанализировала функцию национального языка в формировании детского сознания.

Профессорская лекция Алтынай Оразбековны была действительно многогранной, способной комплексно рассмотреть важнейшие проблемы современной парадигмы образования. Так, в ходе лекции были обсуждены вопросы развития речи и эстетического сознания, ораторского искусства, апато-абулизма и др. Данные вопросы находятся в тесной взаимосвязи и должны рассматриваться в рамках социологии, педагогики, методики, языкознания.

Руководствуясь научно-педагогическими выводами Ахмета Байтурсынова, лектор уделила особое внимание вопросам развития современной читательской грамотности. Согласно статистическим данным международного исследования PISA, показатели наших обучающихся по грамотности чтения неутешительны. Изучив причины и последствия, Алтынай Оразбековна отметила, что впереди стоят новые цели и задачи.

В конце лекции участники задавали вопросы и получали ответы на волнующие их вопросы. Профессора Г.Смагулова, А.Жунисбек, З.Кузекова и ученые из ближнего и дальнего зарубежья высоко оценили ценность лекции и выразили свои теплые пожелания.