Ертай Сұлтан

 

  • Доктор PhD Е. Султан работает в Институте литературы и искусства имени М. Ауэзова Комитета науки МОН РК с 2012 года. Пройдя все этапы деятельности от младшего научного сотрудника до заместителя директора, он был признан надежным, перспективным молодым специалистом, благодаря своей настойчивости в области науки, продуктивности научно-исследовательских работ, организаторским способностям. Работая в институте, участвовал в фундаментальных научно-исследовательских проектах, реализованных в разные годы на темы современной литературы и искусства, всегда отличался новыми научными взглядами и глубокими изысканиями. Его докторская диссертация PhD "Трансформация современного романа" особенно ценна тем, что представляет собой сравнительное исследование литературных явлений, происходящих в современной мировой литературе, с казахской литературой.
  • В работе анализируются современные модели мировой литературы с жанровым, структурным, стилистическим аспектом, появившиеся синтезные формы современной казахской прозы. На основе конкретных примеров, что термин «роман» не может дать полного смысла названным изменениям, признал его жанровыми трансформациями структурные, стилистические, содержательные изменения, происходящие практически на всех уровнях современного романа. Таким образом, он называет произведение британского писателя Д. Митчелла «Облачный атлас» романом-симфонией, произведение японского писателя К. Исигуро «Не отпускай меня» романом-антиутопией, роман-хронику итальянца У.Эко «Баудалино», и произведение испанца К. Сафона «Тень ветра» называет романом-параллелью. Е. Султан провел комплексные анализы путем ознакомления с оригинальным текстом названных произведений и их переводом на английский язык. В результате точных сравнительных исследований из казахской прозы в качестве романа-контрапункта остановился на произведении М. Магауина «Жармақ», в качестве романа-интенции, романа-балета произведении Д. Накыпова «Күл шеңбері», в качестве романа-загадки на романе Д. Амантая «Цветы и книги», в качестве романа-трагедии, произведении Б. Мукая «Өмірзая», в форме романа-эссе произведении Г. Бельгера «Дом скитальца» и трилогии Б.Момышулы, посвященной его отцу.
  • В исследовательской работе проанализированы образцы современных форм романов в мировой и казахской литературе, подробно освещены категории хронотопов новых синтезных форм. Здесь осуществляется определение категории времени и пространства в формах гибридного романа, вызванного жанровой трансформацией. В романе-эссе Г. Бельгера «Дом скитальца", в первую очередь, подчеркивают основные свойства и особенности хронотопа в жанре индивидуального романа. Затем отображается основное описание времени и пространства в эссе. Прогнозирует, что схватки двух хронотопов имеют возможность нарисовать конкретную геометрическую форму на основе математического моделирования. Консультируется с Академикомдоктором физ.-мат. наук, профессором А. Жумадилдаевым.