6. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса с применением ДОТ

  • 6.1. Ответственность за качество учебно-методических материалов е-УМКД и ЦОР по дисциплинам, реализуемым с применением ДОТ, несут выпускающие кафедры.
  • 2.2. Проверку качества учебно-методических материалов е-УМКД и ЦОР осуществляет Служба методической работы Университета (далее - СМР).
  • Нормативная база
  • 6.3. Официально утвержденные и опубликованные требования к учебному контенту. ИНОТ совместно с СМР разрабатывает требования к
  • учебному контенту курса, которые обязательны для всех. В требованиях должны быть разработаны критерии:
  • - оценки качества контента;
  • - определения трудозатрат;
  • - доступности и наглядности контента;
  • - оформления курса с учетом интересов обучающихся.
  • Все традиционные требования академической политики изложены с учетом специфики дистанционного формата и онлайн обучения (посещаемость, визуальный этикет, своевременность и способы информирования, восполнение занятий, периодичность контрольных мероприятий).
  • 6.4. Утвержденная процедура оценки качества контента (рецензирования). ИНОТ совместно с СМР должны обеспечить независимое рецензирование качества контента либо коллегиальную форму оценки качества. Разработать:
  • - процедуру выявления несоответствия требованиям к качеству контента курса и их устранения;
  • - процедуру оценки качества контента обучающимися на всех этапах курса.
  •  
  • Общие сведения о курсе.
  • 6.5. Информация о курсе и преподавателе. Разработчики курса обязаны предоставить:
  • - полное описание курса со всеми академическими реквизитами (вес, периодичность, формат, цикл, связь с другими курсами).
  • - полную информацию о преподавателе: резюме (CV) преподавателя, его рейтинг по итогам прошлого академического года, отзывы обучающихся по итогам прошлых академических периодов.
  • 6.6. Каталог курсов. Центр МООК публикует каталог курсов не позднее, чем за месяц до начала периода регистрации.
  •  
  • Силлабус
  •  6.7. Силлабус курса имеет статус «соглашения со студентом»: официально признано, что требования, не указанные в силлабусе, не имеют юридической силы. Запрещено произвольное внесение изменений в силлабус, логируется (протоколируется) не только факт опубликования силлабуса, но и его замена (новым файлом, редактированием файла и т.д.).
  • 6.8. Типовой силлабус. Лаконичность. СМР утверждает типовой (минимальный) силлабус с указанием всех необходимых видов сведений, который не должен содержать лишней (избыточной) информации.
  • 6.9. Соотношение общих требований и свободы определения методики обучения. Все требования к силлабусу делятся на общие (универсальные) и авторские (преподавательские). Университет определяет только универсальные требования с точки зрения сохранения академической самостоятельности преподавателя.
  • 6.10. Политика курса. В силлабусе описывается политика курса (основные требования преподавателя), которая не должна противоречить политике Университета.
  • 6.11. Формат обучения. В силлабусе описывается формат обучения (смешанный, 100% онлайн и т.д.)
  • 6.12. Тайминг. В силлабусе все тематические модули распределены по неделям. Все контрольные мероприятия имеют конкретные даты (по календарю текущего года). Для всех видов дедлайнов установливаются также конкретные даты по календарю текущего года.
  • 6.13. Структура курса. В силлабусе описана структура курса – точная последовательность тематических блоков, модулей и т.д.
  • 6.14. Критериальное оценивание. В силлабусе должны быть описаны требования к уровням оценивания компетенций применительно к конкретному курсу (A, B, C, D, F). Не допускается описание критериев шаблонного (универсального типа), без привязки к компетенции курса и конкретным тематическим блокам курса. Описываются виды доказательств (индикаторы) достижения того или иного уровня компетенций. Не допускается размещение матрицы компетенций без указания способа проверки уровня их достижения.
  • 6.15. Академическая честность. В силлабусе должны быть описаны требования политики академической честности и последствия ее нарушения. Закреплена нулевая терпимость к академической нечестности.
  • 6.16. Обратная связь. В силлабусе должны быть описаны способы обратной связи с конкретными периодами времени, указанием ее видов и сроков реакции.
  • 6.17. Технические требования. В силлабусе должны быть описаны все технические требования к оборудованию и программному обеспечению, которые могут потребоваться при прохождении курса. Запрещается навязывать обучающимся функционала платных (коммерческих) сервисов за их счет.
  • 6.18. Ресурсы и источники. В силлабусе должен быть приведен полный список ресурсов и источников, доступный студентам в рамках курса. Все ресурсы и источники должны быть обеспечены вузом либо преподавателем. Должен быть приведен идентификатор каталога библиотеки вуза либо гиперссылка при наличии доступа к источнику.
  • 6.19. Опубликование. Силлабус надлежащего качества публикуется одновременно с началом регистрации на курсы либо заблаговременно.
  •  Дизайн курса.
  • 6.20. Дозирование. Весь контент курса должен быть дозирован таким образом, чтобы гарантировать комфортное освоение согласно реальным трудозатратам студента с учетом общей семестровой нагрузки. Материалы для чтения должны содержать заранее фрагментированный материал. Не допускается размещение полнотекстового источника без указания диапазона (границ) релевантной информации к конкретной теме (блоку). Видеоматериалы также ограничиваются таймингом.
  • 6.21. Логичность. Тематические единицы (блоки, модули) должны быть последовательно логичны и соответствовать пререквизитности освоения частей курса либо синхронизированы с другими курсами.
  • 6.22. Разнообразие. Разработчиками курса должно быть обеспечено применение всего спектра видов контента и типов контрольных мероприятий в строгом соответствии с принципом наибольшей эффективности осовения конкретной темы и достижения конкретных компетенций. Равным образом не допускается шаблонность и схематичность в определении типа контента, так и чрезмерное разнообразие, но обоснованное методическими целями.
  • 6.23. Оценивание. Формат и периодичность оценивания строго увязан с целями курса, исключает форматы, провоцирующие на читинг (тесты на запоминание, тексты без проверки на плагиат и т.д.), содержит гарантии (меры) обеспечения достоверности результата – синхронизация, чтобы исключить поочередную кооперацию обучающихся для сдачи, ограничение по времени, комплексный характер задания, проектный формат и т.д.
  • 6.24. Стиль и оформление. Разработчиками и экспертами курса обеспечивается культура единого академического стиля подачи информации, включая требования к шрифтам, кеглю, полям, размерам графических элементов,, цветовой гамме, стилям цитирования, структуре типовых документов, оформлении презентаций.
  •  Видеолекции
  •  6.25. Формат. Центр МООК обеспечивает соблюдение единообразного формата записи видеолекций, организовывает студию для записи видеолекций. Видеолекции должны быть структурированы и способствовать достижению результатов по образовательной программе.
  • К видеолекциям должны прилагаться дидактические материалы (презентации, задания практических/лабораторных занятий, материалы для самостоятельной работы). Видеолекции должны быть эмоционально насыщенными, их содержание должно быть интерактивным. Видеолекции должны быть загружены в LMS либо на иную образовательную онлайн платформу университета на момент начала учебного процесса, после окончательного формирования учебной нагрузки преподавателя.
  •  6.26. Содержание. К каждой лекции должна быть дана краткая аннотация, в которой отражено ее основное содержание в 1-2 предложениях (до 400 символов). Контент видеолекции логически структурирован и делится на разделы, подразделы (видео разделено на смысловые блоки (видеоролики) продолжительностью по 5-9-12 минут. Видео включает контрольные вопросы по теме занятия. Видеолекция акцентирует внимание на основных моментах в изучении материала, раскрывает содержание темы занятия, резюмирует основные выводы.
  • 6.27. Контроль качества. Центр МООК обеспечивает технический, методологический и содержательный анализ видео. Видеолекция применяется в учебном процессе после ее рекомендации к использованию специалистами Центра МООК.
  • 6.28. Коллаборация обучающихся. ИНОТ совместно с разработчиками курса должны обеспечить возможность группового обсуждения тематических блоков и спорных (сложных) вопросов. Преподаватель обеспечивает модерацию обсуждения.
  •  Коллаборация обучающихся
  • 6.29. Самооценка. Курс обеспечивает возможность как минимум один раз за курс применить инструмент взаимного оценивания самими обучающимися.
  •  Обратная связь
  • 6.30. Систематичность. Преподаватель курса обеспечивает систематичность обратной связи – конкретные периоды ответов на вопросы и онлайн-консультирования. 
  • 6.31. FAQ (ответы на вопросы). По итогам курса либо по итогам контрольных мероприятий преподаватель обязан произвести свод и анализ наиболее часто задаваемых вопросов либо типовых ошибок и дать по ним развернутый ответ в рамках курса. 
  • 6.32. Своевременность оценки. Преподаватель и ИНОТ обеспечивает своевременность оценивания в пределах учебной недели с момента контрольного мероприятия. Логируется точное время выставления оценок, нарушения влекут последствия (аннулирование оценок, смещение оценок, ответственность преподавателя и .т.д.)
  •  Аналитика
  • 6.33. Анализ прогресса. Обучающийся имеет возможность отслеживать личный прогресс освоения курса, знать какие именно компетенции им не достигаются и требуют усиления.