4. Функции и обязанности участников учебного процесса с применением ДОТ
- 4.1. Структурным подразделением Университета, осуществляющим организационное, методическое, информационное и техническое сопровождение процесса обучения по ДОТ является ИНОТ, включающий в себя:
- − сектор администрирования учебного процесса по ДОТ (группа административно-методической поддержки);
- − сектор информационно-технического обеспечения ДОТ (группа технической поддержки);
- − Центр МООК.
- 4.2. Сектор администрирования учебного процесса по ДОТ:
- − осуществляет планирование и организацию учебного процесса по ДОТ;
- − обеспечивает оформление документации, связанной с ДОТ;
- − обеспечивает планирование повышения квалификации преподавателей, координаторов образовательных программ с применением ДОТ и тьюторов;
- − обеспечивает внесение сведений о текущей успеваемости обучающихся по ДОТ в информационную базу данных.
- 4.3. Сектор информационно-технического обеспечения обеспечивает разработку, освоение и поддержку в эксплуатации программных, информационных и технических средств дистанционного обучения.
- 4.4. Центр МООК обеспечивает методическое и технологическое сопровождение разработки и запуска онлайн курсов на образовательных платформах moocs.kz и open.kaznu.kz:
- − участвует в разработке массовых открытых онлайн курсов (МООК) и их публикации на платформе;
- − организует проведение экспертизы массовых открытых онлайн курсов для размещения на платформе и использования в учебном процессе;
- − ведет реестр массовых открытых онлайн курсов;
- − осуществляет обучение и повышение квалификации различных категорий работников и научно-педагогических кадров предприятий, организаций, учреждений и физических лиц в отношении использования инновационных образовательных технологий с выдачей соответствующих сертификатов;
- − организует учебный процесс по смешанной технологии обучения, предусматривающей организацию процесса освоения обучающимся основной профессиональной программы, как с использованием традиционной схемы обучения, так и изучение части материала посредством онлайн курсов для всех форм обучения;
- − поддерживает систему контроля качества обучения с применением ДОТ в КазНУ;
- − организует совместно с авторами МООК текущий контроль и промежуточную аттестацию обучающихся;
- − выдает сертификаты слушателям по результатам обучения на МООК;
- − поддерживает работоспособность программного обеспечения, применяемого при обучении с применением ДОТ;
- − проводит контроль и анализ пользователей системы обучения с применением ДОТ;
- − разрабатывает нормативно-правовые локальные акты, по вопросам применения МООК в системе образования;
- − разрабатывает, издает и реализует научную, методологическую и учебную литературу, справочники, пособия и иные издания по направлениям деятельности Центра (в том числе в электронной форме);
- − оказывает консультационную и организационную помощь в учебном процессе с применением ДОТ;
- − предоставляет статистическую отчетность по результатам внедрения МООК в учебном процессе.
- 4.5. Преподавателю Университета при появлении педагогической нагрузки, связанной с преподаванием учебных дисциплин с применением дистанционных образовательных технологий, необходимо:
- − пройти инструктаж по работе с применением дистанционных образовательных технологий у координатора образовательных программ с применением ДОТ своего факультета либо обратиться за информацией в ИНОТ;
- − разработать УМКД, включая ЦОР, соответствующего курса согласно требованиям по разработке дистанционных курсов не позднее, чем за неделю до начала теоретического обучения;
- − определить информационно-образовательную систему (Univer, СДО Moodle) либо персональную учебную среду (Microsoft Teams, Google Classroom и т.д), либо онлайн платформу, на которой преподаватель будет проводить учебный процесс;
- − при выборе любой ИОС или персональной учебной среды преподаватель обязан загрузить в систему Univer силлабус дисциплины (или заполнить электронный силлабус) с указанием выбранных платформ для каждого вида занятий;
- − на выбранной ИОС либо в персональной учебной среде загрузить полностью е-УМКД дисциплины, включая ЦОР и ссылки на внешние электронные ресурсы (электронные учебники, мультимедийные обучающие программные тренажеры, информационно-справочные системы, виртуальные лабораторные практикумы, компьютерные тестирующие системы и др.), либо использовать МООК на онлайн платформе;
- − еженедельно посещать систему дистанционного обучения для проведения видеоконференций и вебинаров в соответствии с утвержденным расписанием, для проверки письменных работ, выставления баллов за выполненные задания и предоставления обратной связи обучающимся;
- − обеспечивать видеозаписями лекций с размещением соответствующих ссылок в ИОС Университета (Univer, СДО Moodle) или персональных учебных средах (Microsoft Teams, Google Classroom и т.д);
- − в случае приема итогового экзамена по дисциплине с применением ДОТ обеспечить разработку экзаменационных материалов;
- − во время любых контрольных мероприятий, связанных с оценкой ожидаемых результатов обучения преподаватель, в соответствии с правилами академической честности университета, обязан выполнить требования по идентификации личности обучающихся на основе соответствующих утвержденных методических рекомендаций.
- 4.6. Обучающимся с применением ДОТ необходимо иметь регулярный доступ к персональному компьютеру либо мобильному устройству с выходом в интернет на скорости не менее 512 кб/с, компьютерное мультимедиа оборудование (веб-камера, гарнитура) для проведения вебинаров.
- 4.7. Обучающиеся с применением ДОТ обязаны:
- − ознакомиться с утвержденным силлабусом дисциплины,
- −в соответствии с утвержденным силлабусом дисциплины осваивать учебный материал при помощи предоставляемых цифровых образовательных ресурсов;
- − просматривать видеолекции и участвовать в семинарских и практических занятиях в соответствии с утвержденным расписанием и методикой, разработанной преподавателем;
- − представлять выполненные задания преподавателю через систему «Универ» или СДО Moodle либо персональные учебные среды в соответствии с утвержденным графиком сдачи заданий.
- − во время любых контрольных мероприятий, связанных с оценкой ожидаемых результатов обучения обучающийся, в соответствии с правилами академической честности университета, обязан выполнить требования по идентификации личности на основе биометрических данных / персональных документов.
- 4.8. Для координации учебного процесса с применением ДОТ на факультете приказом ректора Университета назначается координатор образовательных программ с применением ДОТ – преподаватель факультета, как правило не занимающий руководящую должность (далее – координатор).
- 4.9. Координатор организует деятельность сотрудников факультета, участвующих в образовательном процессе с применением онлайн обучения и ДОТ:
- − в системе Univer,
- − в СДО Moodle;
- − на онлайн-платформах массовых открытых онлайн курсов – open.kaznu.kz, moocs.kz;
- − в персональных учебных средах.
- 4.10. Функции координатора образовательных программ с применением ДОТ:
- − разработка Дорожной карты развития онлайн обучения и использования дистанционных образовательных технологий в учебном процессе факультета (далее – Дорожная карта);
- − мониторинг исполнения мероприятий в рамках Дорожной карты;
- − техническая и методическая поддержка ППС и обучающимся по работе на онлайн-платформах массовых открытых онлайн курсов и в СДО MOODLE;
- − организация и проведение тренингов, семинаров, курсов повышения квалификации с преподавателями и обучающимися по работе на онлайн-платформах массовых открытых онлайн курсов и в СДО MOODLE;
- − проведение методических мероприятий по развитию онлайн образования и ДОТ на факультете;
- − организация учебной деятельности факультета с применением ДОТ в соответствии с планом работы;
- − мониторинг количественных и качественных показателей внедрения обучения с применением ДОТ, в том числе:
- ● количество разработанных и прошедших экспертизу e-УМКД и ЦОР;
- ● цифровой след - академическая активность обучающихся (частота обращения к УМКД, его отдельным ресурсам, элементам и ЦОР);
- ● работа (активность) преподавателей в СДО Moodle (частота консультирования обучающихся и рецензирования выполняемых ими работ, в соответствии с графиками освоения дисциплин);
- − участие в формировании учебно-методических комиссий, оценивающих качество создаваемых e-УМКД и ЦОР и готовность их использования в учебном процессе;
- − подготовка для руководства факультета и ИНОТ КазНУ отчета и рекомендаций по повышению эффективности работы факультета с использованием онлайн обучения и ДОТ в соответствии с утвержденной Дорожной картой.
- 4.11. Для сопровождения процесса обучения на работе на онлайн-платформах массовых открытых онлайн курсов open.kaznu.kz, moocs.kz назначается тьютор онлайн курса – преподаватель, не занимающий руководящую должность.
- 4.12. Функции тьютора онлайн курса:
- − работа под руководством специалистов ИНОТ и Центра МООК;
- − перед запуском курса в соответствии с силлабусом дисциплины настройка сроков сдачи тестовых заданий на весь период активности онлайн курса;
- − информационная поддержка при регистрации на работе на онлайн-платформах массовых открытых онлайн курсов;
- – open.kaznu.kz, moocs.kz и внесение обучающихся в базу онлайн курса;
- − распределение зарегистрированных обучающихся по образовательным группам;
- − консультирование обучающихся и преподавателей-авторов онлайн курсов по всем вопросам онлайн обучения (через электронную почту, по телефону, в режиме онлайн);
- − осуществление интерактивного взаимодействия с обучающимися на форуме, во вкладке «Обсуждение»;
- − регулярное оповещение обучающихся о запуске очередного модуля и иных новостях онлайн курса с использованием вкладки «Электронная почта»;
- − мониторинг успеваемости и итоговая аттестация обучающихся;
- − в сотрудничестве с автором курса обновление контента онлайн курса не реже, чем раз в 3 года;
- − в сотрудничестве с автором принятие решение о ликвидации онлайн курса в случае утраты актуальности.
- 4.13. Для оказания помощи в организации учебного процесса с применением ДОТ в Университете, по решению ИНОТ КазНУ может формироваться рабочая группа цифровых волонтеров (далее - волонтер) как правило из числа обучающихся университета.
- 4.14. Функции волонтера:
- − техническая и методическая поддержка ППС и обучающихся по использованию ЦОР в образовательном процессе;
- − помощь ИНОТ в организации и проведение тренингов, семинаров, курсов повышения квалификации с преподавателями и обучающимися по работе на онлайн-платформах массовых открытых онлайн курсов и в СДО Moodle;
- − активное содействие по развитию онлайн образования и ДОТ в университете;
- − мониторинг количественных и качественных показателей внедрения обучения с применением ДОТ;
- − подготовка для ИНОТ рекомендаций по повышению эффективности работы с использованием онлайн обучения и ДОТ:
- − участие в мероприятиях по информированию обучающихся и сотрудников Университета о целях, задачах и новых цифровых инструментах дистанционного обучения.