4. Функции и обязанности участников учебного процесса с применением ДОТ

  • 4.1. Структурным подразделением Университета, осуществляющим организационное, методическое, информационное и техническое сопровождение процесса обучения по ДОТ является ИНОТ, включающий в себя:
  •   сектор администрирования учебного процесса по ДОТ (группа административно-методической поддержки);
  •   сектор информационно-технического обеспечения ДОТ (группа технической поддержки);
  •    Центр МООК.
  • 4.2. Сектор администрирования учебного процесса по ДОТ:
  •    осуществляет планирование и организацию учебного процесса по ДОТ;
  •    обеспечивает оформление документации, связанной с ДОТ;
  •     обеспечивает планирование повышения квалификации преподавателей, координаторов образовательных программ с применением ДОТ и тьюторов;
  •    обеспечивает внесение сведений о текущей успеваемости обучающихся по ДОТ в информационную базу данных.
  • 4.3. Сектор информационно-технического обеспечения обеспечивает разработку, освоение и поддержку в эксплуатации программных, информационных и технических средств дистанционного обучения.
  • 4.4. Центр МООК обеспечивает методическое и технологическое сопровождение разработки и запуска онлайн курсов на образовательных платформах moocs.kz и open.kaznu.kz:
  •    участвует в разработке массовых открытых онлайн курсов (МООК) и их публикации на платформе;
  •  организует проведение экспертизы массовых открытых онлайн курсов для размещения на платформе и использования в учебном процессе;
  •    ведет реестр массовых открытых онлайн курсов;
  •   осуществляет обучение и повышение квалификации различных категорий работников и научно-педагогических кадров предприятий, организаций, учреждений и физических лиц в отношении использования инновационных образовательных технологий с выдачей соответствующих сертификатов;
  •  организует учебный процесс по смешанной технологии обучения, предусматривающей организацию процесса освоения обучающимся основной профессиональной программы, как с использованием традиционной схемы обучения, так и изучение части материала посредством онлайн курсов для всех форм обучения;
  •    поддерживает систему контроля качества обучения с применением ДОТ в КазНУ;
  •    организует совместно с авторами МООК текущий контроль и промежуточную аттестацию обучающихся;
  •    выдает сертификаты слушателям по результатам обучения на МООК;
  •    поддерживает работоспособность программного обеспечения, применяемого при обучении с применением ДОТ;
  •    проводит контроль и анализ пользователей системы обучения с применением ДОТ;
  •     разрабатывает нормативно-правовые локальные акты, по вопросам применения МООК в системе образования;
  •   разрабатывает, издает и реализует научную, методологическую и учебную литературу, справочники, пособия и иные издания по направлениям деятельности Центра (в том числе в электронной форме);
  •      оказывает консультационную и организационную помощь в учебном процессе с применением ДОТ;
  •      предоставляет статистическую отчетность по результатам внедрения МООК в учебном процессе.
  • 4.5. Преподавателю Университета при появлении педагогической нагрузки, связанной с преподаванием учебных дисциплин с применением дистанционных образовательных технологий, необходимо:
  • − пройти инструктаж по работе с применением дистанционных образовательных технологий у координатора образовательных программ с применением ДОТ своего факультета либо обратиться за информацией в ИНОТ;
  • − разработать УМКД, включая ЦОР, соответствующего курса согласно требованиям по разработке дистанционных курсов не позднее, чем за неделю до начала теоретического обучения;
  • − определить информационно-образовательную систему (Univer, СДО Moodle) либо персональную учебную среду (Microsoft Teams, Google Classroom и т.д), либо онлайн платформу, на которой преподаватель будет проводить учебный процесс;
  • − при выборе любой ИОС или персональной учебной среды преподаватель обязан загрузить в систему Univer силлабус дисциплины (или заполнить электронный силлабус) с указанием выбранных платформ для каждого вида занятий;
  • − на выбранной ИОС либо в персональной учебной среде загрузить полностью е-УМКД дисциплины, включая ЦОР и ссылки на внешние электронные ресурсы (электронные учебники, мультимедийные обучающие программные тренажеры, информационно-справочные системы, виртуальные лабораторные практикумы, компьютерные тестирующие системы и др.), либо использовать МООК на онлайн платформе;
  • − еженедельно посещать систему дистанционного обучения для проведения видеоконференций и вебинаров в соответствии с утвержденным расписанием, для проверки письменных работ, выставления баллов за выполненные задания и предоставления обратной связи обучающимся;
  • − обеспечивать видеозаписями лекций с размещением соответствующих ссылок в ИОС Университета (Univer, СДО Moodle) или персональных учебных средах (Microsoft Teams, Google Classroom и т.д);
  • − в случае приема итогового экзамена по дисциплине с применением ДОТ обеспечить разработку экзаменационных материалов;
  • − во время любых контрольных мероприятий, связанных с оценкой ожидаемых результатов обучения преподаватель, в соответствии с правилами академической честности университета, обязан выполнить требования по идентификации личности обучающихся на основе соответствующих утвержденных методических рекомендаций.   
  • 4.6Обучающимся с применением ДОТ необходимо иметь регулярный доступ к персональному компьютеру либо мобильному устройству с выходом в интернет на скорости не менее 512 кб/с, компьютерное мультимедиа оборудование (веб-камера, гарнитура) для проведения вебинаров.  
  • 4.7. Обучающиеся с применением ДОТ обязаны:
  • − ознакомиться с утвержденным силлабусом дисциплины,
  • в соответствии с утвержденным силлабусом дисциплины осваивать учебный материал при помощи предоставляемых цифровых образовательных ресурсов;
  • − просматривать видеолекции и участвовать в семинарских и практических занятиях в соответствии с утвержденным расписанием и методикой, разработанной преподавателем;  
  • − представлять выполненные задания преподавателю через систему «Универ» или СДО Moodle либо персональные учебные среды в соответствии с утвержденным графиком сдачи заданий.
  • − во время любых контрольных мероприятий, связанных с оценкой ожидаемых результатов обучения обучающийся, в соответствии с правилами академической честности университета, обязан выполнить требования по идентификации личности на основе биометрических данных / персональных документов.
  • 4.8. Для координации учебного процесса с применением ДОТ  на факультете приказом ректора Университета назначается координатор образовательных программ с применением ДОТ – преподаватель факультета, как правило не занимающий руководящую должность (далее – координатор). 
  • 4.9. Координатор организует деятельность сотрудников факультета, участвующих в образовательном процессе с применением онлайн обучения и ДОТ:
  • − в системе Univer,
  •   в СДО Moodle;
  •   на онлайн-платформах массовых открытых онлайн курсов – open.kaznu.kz, moocs.kz;
  • − в персональных учебных средах.
  • 4.10.   Функции координатора образовательных программ с применением ДОТ:
  • − разработка Дорожной карты развития онлайн обучения и использования дистанционных образовательных технологий в учебном процессе факультета (далее – Дорожная карта);
  • − мониторинг исполнения мероприятий в рамках Дорожной карты;
  • − техническая и методическая поддержка ППС и обучающимся по работе на онлайн-платформах массовых открытых онлайн курсов и в СДО MOODLE;
  • − организация и проведение тренингов, семинаров, курсов повышения квалификации с преподавателями и обучающимися по работе на онлайн-платформах массовых открытых онлайн курсов и в СДО MOODLE;
  • − проведение методических мероприятий по развитию онлайн образования и ДОТ на факультете;
  • − организация учебной деятельности факультета с применением ДОТ в соответствии с планом работы;
  • − мониторинг количественных и качественных показателей внедрения обучения с применением ДОТ, в том числе:
  • ● количество разработанных и прошедших экспертизу e-УМКД и ЦОР;
  • ● цифровой след - академическая активность обучающихся (частота обращения к УМКД, его отдельным ресурсам, элементам и ЦОР);
  • ● работа (активность) преподавателей в СДО Moodle (частота консультирования обучающихся и рецензирования выполняемых ими работ, в соответствии с графиками освоения дисциплин);
  • − участие в формировании учебно-методических комиссий, оценивающих качество создаваемых e-УМКД и ЦОР и готовность их использования в учебном процессе;
  • − подготовка для руководства факультета и ИНОТ КазНУ отчета и рекомендаций по повышению эффективности работы факультета с использованием онлайн обучения и ДОТ в соответствии с утвержденной Дорожной картой.
  • 4.11. Для сопровождения процесса обучения на работе на онлайн-платформах массовых открытых онлайн курсов open.kaznu.kz, moocs.kz назначается тьютор онлайн курса – преподаватель, не занимающий руководящую должность.
  • 4.12.  Функции тьютора онлайн курса:
  • − работа под руководством специалистов ИНОТ и Центра МООК;
  • − перед запуском курса в соответствии с силлабусом дисциплины настройка сроков сдачи тестовых заданий на весь период активности онлайн курса;
  • − информационная поддержка при регистрации на работе на онлайн-платформах массовых открытых онлайн курсов;
  • – open.kaznu.kz, moocs.kz и внесение обучающихся в базу онлайн курса;
  • − распределение зарегистрированных обучающихся по образовательным группам;
  • − консультирование обучающихся и преподавателей-авторов онлайн курсов по всем вопросам онлайн обучения (через электронную почту, по телефону, в режиме онлайн);
  • − осуществление интерактивного взаимодействия с обучающимися на форуме, во вкладке «Обсуждение»;
  • − регулярное оповещение обучающихся о запуске очередного модуля и иных новостях онлайн курса с использованием вкладки «Электронная почта»;
  • − мониторинг успеваемости и итоговая аттестация обучающихся;
  • − в сотрудничестве с автором курса обновление контента онлайн курса не реже, чем раз в 3 года;
  • − в сотрудничестве с автором принятие решение о ликвидации онлайн курса в случае утраты актуальности.
  • 4.13. Для оказания помощи в организации учебного процесса с применением ДОТ в Университете, по решению ИНОТ КазНУ может формироваться рабочая группа цифровых волонтеров (далее - волонтер) как правило из числа обучающихся университета.
  • 4.14. Функции волонтера:
  • − техническая и методическая поддержка ППС и обучающихся по использованию ЦОР в образовательном процессе;
  • − помощь ИНОТ в организации и проведение тренингов, семинаров, курсов повышения квалификации с преподавателями и обучающимися по работе на онлайн-платформах массовых открытых онлайн курсов и в СДО Moodle;
  • − активное содействие по развитию онлайн образования и ДОТ в университете;
  • − мониторинг количественных и качественных показателей внедрения обучения с применением ДОТ;
  • − подготовка для ИНОТ рекомендаций по повышению эффективности работы с использованием онлайн обучения и ДОТ:
  • − участие в мероприятиях по информированию обучающихся и сотрудников Университета о целях, задачах и новых цифровых инструментах дистанционного обучения.