2.15. Научно-исследовательская (экспериментально-исследовательская) работа обучающихся

2.15.1. Исследовательская работа студентов, магистрантов и докторантов является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах, в лабораториях, научных и проектных подразделениях университета, в студенческих наунчо-технических объединениях и т.д.
2.15.2. Научно-исследовательская (экспериментально-исследовательская) работа обучающихся представляет собой самостоятельное исследование под руководством научного руководителя (консультанта) актуальной проблемы отрасли науки, соответствующей профилю образовательной программы, осваиваемой обучающимся.
2.15.3. По итогам выполненной исследовательской работы обучающийся публикует научные работы в научных изданиях, а также представляет к публичной защите выпускную работу (дипломная работа/проект, магистерская диссертация/проект, докторская диссертация).
2.15.4. Целью выполнения выпускной работы на уровне бакалавриата (дипломной работы/проекта) является:

  • систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков в области специализации и применение их при решении конкретных научных, технических, экономических и производственных задач, а также задач культурного назначения;
  • развитие навыков ведения самостоятельной научной работы и овладение методикой научного исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых проблем и вопросов;
  • выяснение подготовленности студента к самостоятельной работе в условиях современного производства, науки, техники, культуры, а также уровня его профессиональной компетентности.

2.15.5. Целью выполнения выпускной работы на уровне магистратуры (магистерской диссертации/проекта) является:

  • систематизация, закрепление и расширение знаний о наиболее современных теоретических и технологических достижениях науки и практики в избранной области специализации;
  • овладение наиболее передовой научной методологией в избранной области специализации, формирование умения вести самостоятельный научный поиск, способности решения конкретных научных и практических задач;
  • самостоятельное исследование одной из актуальных проблем соответствующей отрасли науки с целью выявления и описания новых факторов, явлений, закономерностей или обобщения ранее известных положений с других научных позиций или в новом аспекте;
  • демонстрация уровня научной/исследовательской квалификации, зрелости выпускника магистратуры как исследователя, способного творчески формулировать и решать научные и практические проблемы, в том числе междисциплинарного характера.

2.15.6. Целью выполнения выпускной работы на уровне докторантуры (докторской диссертации) является:

  • самостоятельное исследование актуальной проблемы одной из отраслей науки, имеющих приоритетное значение для развития страны или связанной с реализацией одной из государственных программ развития;
  • получение новых научно обоснованных результатов, которые решают важную научную задачу или обеспечивают решение важной прикладной задачи или имеют важное значение для развития конкретных научных направлений;
  • демонстрация научной эрудиции, глубоких знаний в исследуемой области, сформированности навыков теоретического мышления, способности формулировать гипотезы и осуществлять сбор информации для решения сложных комплексных задач, сформированности навыков продуцирования научных работ, имеющих теоретическую и прикладную значимость, в том числе междисциплинарного характера.

2.15.7. Руководство дипломными работами/проектами, профессиональными практиками осуществляют преподаватели, специалисты-практики, имеющие соответствующее этим видам работ высшее и (или) послевузовское образование.
2.15.8. Руководство магистерскими диссертациями/проектами, докторскими диссертациями, научными стажировками, исследовательскими практиками осуществляют преподаватели, имеющие не менее 5 лет стажа научно-педагогической деятельности, ученую степень доктора наук и (или) кандидата наук и (или) степень доктора философии (PhD) и доктора по профилю, ученые звания (ассоциированный профессор (доцент), профессор) и (или) активно занимающиеся научными исследованиями, и (или) научные работники, специалисты-практики, имеющие научные публикации, соответствующие профилю этих видов учебной деятельности обучающегося.
2.15.9. Обучающиеся имеют право выбора научного руководителя/консультанта и темы выпускной работы, а также право замены утвержденного руководителя/консультанта и/или темы на основании соответствующего заявления на имя ректора университета или проректора по научно-инновационной деятельности.
2.15.10. Научные руководители студентов и рецензенты выпускных работ утверждаются на основании решения Ученого совета факультета приказом ректора университета в течение первого месяца обучения на выпускном курсе.
2.15.11. Научные руководители/консультанты магистрантов и докторантов утверждаются на основании решения Ученого совета факультета и вуза приказом ректора университета в течение первых двух месяцев после зачисления.
2.15.12. Профессиональное соответствие научных руководителей/научных консультантов магистрантов и докторантов должно подтверждаться научными публикациями в зарубежных и отечественных научных изданиях по профилю диссертационного исследования обучающегося, имеющих ненулевой импакт-фактор.
2.15.13. Кандидатуры научных руководителей студентов, магистрантов и докторантов проходят экспертизу Департамента по научно-инновационной деятельности на соответствие квалификационным требованиям.
2.15.14. Замена научных руководителей/консультантов допускается как по инициативе обучающихся, так и самих руководителей/консультантов, при наличии мотивированного обоснования, представляемого на рассмотрение Ученого совета факультета и проректора по научно-инновационной деятельности.
2.15.15. Темы выпускных работ обучающихся утверждаются на основании решения Ученого совета факультета приказом ректора университета.
2.15.16. Изменение утвержденных тем допускается по инициативе обучающихся при наличии мотивированного обоснования, представляемого на рассмотрение Ученого совета факультета и проректора по научно-инновационной деятельности не позднее, чем за три месяца до даты предполагаемой публичной защиты.
2.15.17. Рецензирование выпускных работ обучающихся осуществляется только внешними специалистами из сторонних организаций, квалификация которых соответствует профилю защищаемой работы.
2.15.18. Научные руководители/консультанты обучающихся несут ответственность за обеспечение необходимых условий для проведения исследовательской работы обучающихся:

  • обеспечивают доступ к необходимым источникам и ресурсам;
  • информируют обучающихся об этике проведения научных исследований и стандартов академической честности при выполнении научных работ;
  • оказывают содействие и предоставляют консультации в процессе выполнения выпускной работы;
  • дают обратную связь по предоставляемым обучающимся материалам;
  • обеспечивают в случае необходимости проведение исследовательской работы обучающихся в сторонних организациях образования и науки, включая зарубежные университеты, научно-исследовательские институты, центры и т.д.;
  • содействуют подготовке к публикации результатов проводимого исследования;
  • привлекают обучающихся к участию в научно-исследовательских проектах и программах;
  • решают иные вопросы, связанные с выполнением научно-исследовательской(экспериментально-исследовательской) работы обучающихся.

2.15.19. Для выполнения научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы магистранты и докторанты кроме индивидуальных учебных планов, составляют и утверждают индивидуальные планы работы на весь период обучения, включающие в себя индивидуальный план научно-исследовательской/экспериментально-исследовательской работы; план прохождения практик; тему диссертации с обоснованием и структурой; план выполнения диссертации; план научных публикаций и зарубежных стажировок.
2.15.20. Кредиты на выполнение научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы магистрантов и докторантов распределены по семестрам обучения.
2.15.21. В конце каждого академического периода обучающиеся представляют презентацию результатов проведенной работы на заседании выпускающей кафедры в присутствии научного руководителя/научных консультантов.
2.15.22. Оценка результатов научно-исследовательской/экспериментально-исследовательской работы магистрантов и докторантов осуществляется по 100-балльной шкале в течение всего периода обучения за каждый этап научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы.
2.15.23. Магистранты и докторанты в рамках выполнения индивидуального плана работы должны пройти обязательную стажировку по теме диссертационного исследования, как правило, в ведущем вузе и/или крупном исследовательском центре ближнего или дальнего зарубежья.
2.15.24. Программа зарубежной научной стажировки разрабатывается в соответствии с направлением подготовки и индивидуальным планом научно-исследовательской/ экспериментально-исследовательской работы обучающегося и утверждается решением Ученого совета факультета.
2.15.25. Нормативы финансирования зарубежных стажировок обучающихся в рамках государственного образовательного заказа устанавливаются соответствующими нормативными документами Министерства образования и науки Республики Казахстан и Положением о порядке командирования за рубеж обучающихся и ППС университета.
2.15.26. Магистранты и докторанты, выезжающие на зарубежную научную стажировку, должны предоставить сертификат о владении иностранным языком (сертификаты TOEFL, IELTS для английского языка или эквивалентные для других иностранных языков).
2.15.27. Обучающиеся несут ответственность за своевременное качественное выполнение всех видов работ, связанных с научным исследованием, исследовательскими практиками и стажировками, подготовкой выпускной работы к публичной защите, в строгом соответствии с индивидуальным учебным планом и академическим календарем.
2.15.28. Обучающиеся, результаты научно-исследовательской(экспериментально-исследовательской) работы которых оценены как неудовлетворительные, осваивают соответствующие кредиты исследовательской работы в следующем академическом периоде на платной основе.