2.3. Ресурсы академической политики

КазНУ им. аль-Фараби осуществляет подготовку специалистов по уровневым программам высшего и послевузовского образования (бакалавриат, магистратура, докторантура PhD, второе высшее образование) по кредитной технологии обучения, основная задача которой состоит в развитии у обучающихся способностей к самоорганизации и самообразованию на основе выборности образовательной траектории в рамках регламентации учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов.
Процессы и процедуры реализации образовательных программ обеспечиваются системами внутренних и внешних ресурсов, позволяющих создать качественную среду для достижения планируемых результатов обучения, соответствующих уровневым квалификационным требованиям.
Внутренние и внешние ресурсы формируют среду, в которой субъекты образовательной деятельности осуществляют её в определенной системе отношений, взаимосвязей и взаимодействий: студент – преподаватель; координатор программы – работодатель, заказчик, другие заинтересованные лица.
К внутренним ресурсам относятся: кадровый ресурс ППС; инфраструктура; система взаимосвязанных и взаимодействующих процессов образовательной, научно-исследовательской и воспитательной деятельности; процедуры планирования и реализации образовательных программ в учебном процессе; политика оценивания результатов обучения; процедуры оценки качества результатов обучения на основе измеримости их показателей; процедуры внутреннего мониторинга качества; информационно-технологическое сопровождение всех процедур.
Внутренние ресурсы позволяют выстроить концепцию образовательной деятельности университета: квалификационные требования, описанные на основе Дублинских дескрипторов в системе ожидаемых результатов, обеспечиваются современным научным содержанием образовательных программ, планирование и реализация которых обеспечивается методологией организации образовательного процесса, базирующейся на технологических и методических приоритетах современности, а также методологией контроля достигнутых результатов.
Академическая политика направлена на обеспечение качественного функционирования всех процессов и процедур, обслуживающих образовательный процесс. Важнейшими процедурами, направленными на обеспечение качественной реализации образовательных программ, являются:
1. Формирование кадрового ресурса ППС, способного обеспечить гарантию качества обучения благодаря:

  • уровню научной квалификации ,
  • сформированности концептуальных взглядов на сущность современного профессионального образования,
  • способности использовать современные методологии обучения в рамках своей специальности;
  • способности к генерации и трансферту новых технологий обучения в сферу личной профессиональной деятельности.

2. Разработка системы планирования, реализации и мониторинга качества образовательных программ, их информационно-технологического сопровождения, которая базируется на принципах, определенных миссией и стратегией университета:

  • постоянный мониторинг уровня качества и выполнения действий, направленных на повышение этого уровня;
  • вовлечение студентов в процедуры оценки качества;
  • включение в круг субъектов оценивания качества образования работодателей, представителей профессиональных ассоциаций и научных сообществ, независимых экспертов;
  • прозрачность процедур оценки качества и принятие обоснованных решений на основе анализа полной и объективной информации.

3. Создание учебного и учебно-методического ресурсов формирования образовательной среды и осуществление в ней различных видов учебной деятельности, направленных на достижение результатов обучения.
Содержание, форма и функции образовательных процедур и их взаимодействие регламентируются и сопровождаются системой внутренней учебно-методической документации как составляющей Академической политики.
К внешним ресурсам реализации образовательных программ относятся:

  • законоустанавливающие и нормативные документы Правительства РК, МОН РК;
  • Великая Хартия европейских университетов, Европейская рамка квалификаций (Дублинские дескрипторы), Международный и Национальный классификаторы специальностей;
  • все декларации, конвенции, коммюнике, принятые в разные годы на совещаниях и конференциях членами Болонского соглашения, направленные на развитие и совершенствование отношений внутри Европейского образовательного пространства;
  • отношения с потребителями (работодателями и заинтересованными лицами), выстроенные на постоянной коммуникационной основе, предполагающие их участие в процедурах определения ожидаемых результатов обучения по образовательным программам как системы квалификационных требований в контексте профессиональных стандартов; корректировки образовательных программ с учетом потребностей и тенденций развития рынка труда; руководства научно-исследовательской деятельностью обучающихся, их профессиональной практики.

Академическая политика КазНУ им. аль-Фараби составлена на основании Закона Республики Казахстан «Об образовании» (№319-III от 27 июля 2007г. в редакции Закона РК от 02.07.18г. № 170-VI ЗРК), Типовых правил деятельности организаций образования, реализующих образовательные программы высшего и послевузовского образования (Приказ МОН РК №595 от 30 октября 2018г.), Государственных общеобязательных стандартов высшего и послевузовского образования (Приказ МОН РК №604 от 31.10.2018г.), Правил организации учебного процесса по кредитной технологии (Приказ МОН РК №152 от 20.04.2011г., с изменениями №563 от 12.10.2018г.), Типовых правил приема на обучение в организации образования, реализующие образовательные программы высшего и послевузовского образования (Приказ МОН РК №600 от 31.10.2018г.) и др. нормативно-правовых актов МОН РК, а также внутренних нормативных документов университета.