Мероприятия

Очередное заседание студенческого научного клуба (СНК) «Исторический компьютинг»

24.04.2020

В он-лайн режиме было проведено очередное заседание СНК «Исторический компьютинг». Члены клуба поздравили дипломантов Фарабиевских чтений: Абдрасилова Нуртая, Мухтарову Айгерим, Дүйсембайұлы Дидара, Мешитбай Жулдыз, Малиновскую Регину и Елеулову Айю.

Научный руководитель СНК, д.и.н., профессор С.А. Жакишева провела лекцию, посвященную 75-летию Великой Победы, на тему «Нюрнбергский процесс: преступление против человечности».

Подробнее >>

Статья про университет Хоккайдо

16.04.2020

The first thing that came to my mind when I received the offer to become a Hokkaido University Ambassador was a feeling of honor and pleasant surprise. As an Ambassador, I want to contribute to collaboration between Hokkaido University and al-Farabi Kazakh National University, so that more people from Kazakhstan will become acquainted with the history and culture of Japan, and also with initiatives to develop curricula for foreign students at Hokkaido University, and facilitate the invitation of students and scholars from Hokkaido University to KazNU.

It is well known that Hokkaido University is an active participant in the international scientific community. Evidence of this can be found by looking at the Slavic Eurasian Research Center, which conducts specialized, interdisciplinary, comparativist studies on the history of empires, the Soviet Union, the post-Soviet space, Central Asia, and Eastern Europe. This Center is the initiator of the organization of scientific conferences, seminars with the involvement of leading scientists of the world, publications of scientific monographs in the areas of research center. I participated in the Foreign Visitors Fellowship Program, which gave me the opportunity to work in the Center for nine months from July 2007 to April 2008. I took part in the wonderful scientific Winter International Symposium “Asiatic Russia: Imperial Power in Regional and International Contexts” and related seminars, consulted with Japanese scientists like professors Tomohiko Uyama, Kimitaki Matsuzato, Norihiro Naganawa, and many others. I had the opportunity to present the results of my research at the annual session of the Association of Researchers on Russian History.

I am pleased to hear of the opening of the Hokkaido University Moscow Office, as I believe that this is an important step in establishing cooperation between Hokkaido University and universities not only in the Russian Federation, but also in the entire post-Soviet space, including Kazakhstan. I hope that this center will become a local meeting place of leading scientists of the post-Soviet space, to promote academic mobility of students, teachers, and scholars.

My first impression of the city of Sapporo was immediately expressed in one phrase: how could Sapporo have so much in common with the cultural capital of modern Kazakhstan, Almaty? Mountain panoramas, gardens, groves, boulevards, air saturated with the smell of flowers, and wide streets are just some of the similarities. The history of the development of these cities also has many similar points: both are young cities, the development of which began in the second half of the nineteenth century. The most surprising thing is that they are located at the same coordinate of northern latitude - 43°.

Finally, I am thankful to Hokkaido University for trusting me for the appointment as an HU Ambassador. I believe that Happiness comes out of contentment, and contentment always comes out of service, so serving as an HU Ambassador is a great honor for me.

 

Professor, Chair of Department of World History, Historiography and Source Studies, Faculty of History, Archeology and Ethnography, Al-Farabi Kazakh National University (Almaty)

Подробнее >>

«Нужно превратить библиотеки в информационно-креативные центры»

13.04.2020

В шымкентском периодическом издании6 газете Рейтинг была опубликована статья на тему: «Нужно превратить библиотеки в информационно-креативные центры». В статье рассматривается о переходе учебных заведений к дистанционному обучению с момента возникновения эпидемии COVID-19, а также об объявлении чрезвычайного положения в Казахстане и внедрении онлайн- сервисов библиотек города Алматы.

Денгельбаева Н.Б.Шымкент қалалық газеті № 14. – 12 б.- 2020 ж

Подробнее >>

Об онлайн-конференции «Фараби әлемі»

09.04.2020

С 6 по 9 апреля 2020 года в Казахском национальном университете им. аль-Фараби прошла традиционная конференция студентов и молодых ученых «Фараби әлемі». Всего по программе на факультете истории, археологии и этнологии работали 8 секций. В работе секции «Всемирная история в период античности и средних веков», организованной студенческим научным клубом «Ника», приняли участие 12 студентов. Среди докладов, вызвавших бурные обсуждения можно выделить: «Место хазаров в истории средневековых тюрков» (Аскарова Ботагоз, студентка 2 курса), «Социально-гуманистические идеи Томаззо Кампанеллы» (Набидулла Жандос, студент 4 курс), «Отношение к детям в средневековой Европе» (Давутова Гулинура студентка 2 курса), «Политическая история эфталитов» (Азим Аружан, студентка 4 курса).

В целом, онлайн-конференция прошла на высоком уровне с бурными обсуждениями. По итогам конференции научные работы студентов были представлены к различным наградам.

Главный вывод, который был сделан по итогам конференции было то, что несмотря на эпидемию коронавируса, и несмотря на внедренную в связи с этим систему дистанционного обучения в университете, интерес студентов к науке не ослаблен, а возрастает. Это особенно радует преподавателей университета, так как этот факт свидетельствует о том, что казахстанская молодежь хорошо понимает, что будущее нашей страны зависит от развития науки и технологии.

 

Доцент кафедры всемирной история, историографии и источниковедения Казну имени аль-Фараби

Картабаева Е. Т.

Подробнее >>

«Разум и чувства» или зачем историку навыки системного администратора?

09.04.2020

Футурологи полагают, что в ближайшем будущем «растворится» грань между так называемым гуманитарным и естественнонаучным/техническим мышлением, так как то, что поколение родителей нынешних студентов и школьников называли вчера «технологиями будущего», для сегодняшней молодежи стало реальностью, «технологиями настоящего».

В условиях глобальной информатизации общества вырастает «цифровое поколение» Z, свободно использующее лэптопы, планшеты, смартфоны, игровые приставки и другие гаджеты. Сегодня практически не найти молодых людей, не «переболевших» виртуальными компьютерными играми или не умеющих собрать из комплектующих системный блок. Все это вкупе с Интернетом и информационными технологиями в целом формирует у современного «Homo informaticus» дивергентное нестандартное мышление, характеризующееся способностью оперативно выдвигать множество креативных и правильных идей при решении отдельных проблем.

Поэтому не удивительно, что студенты 2 курса исторического факультета КазНУ им. аль-Фараби без затруднений осваивают учебный курс «Smart-технологии и Интернет вещей» по системе обучения Cisco Networking Academy.Они показывают способность решать задачи создания локальных и корпоративных сетей и их пингования; отличать роутер от свича, знать какой тип кабеля нужен для создания «умного дома», как подключать те или иные устройств в сети, различать протоколы и т.д. Более того, знания о Всеобъемлющем Интернете и навыки работы с IоТ (Интернетом вещей), востребованные во всем мире уже сейчас, дают новые возможности нашим выпускникам-историкам для получения более престижной и высокооплачиваемой работы.

«Классические» историки могут задать вполне закономерный вопрос: зачем выпускнику исторического факультета эти навыки, всякие сети передачи информации, эмуляторы/симуляторы, хабы и прочая «ересь»? Ведь историю Казахстана нужно писать в тиши кабинета благословенным «пером» (читай - на компьютере, используемом как пишущая машинка). Но история - это не только древние фолианты и артефакты, новые исторические знания, полученные профессорами в ходе кропотливой аналитической работы с историческими источниками. Функция исторической науки также заключается и в пропаганде этих знаний, воспитании поколения, не забывающего историко-культурного наследия предков, своей отечественной истории.

Но игра воображения школьников и студентов, рядового обывателя в полной мере не разыграется в двухмерной статичной плоскости учебника или монографии, даже с самыми красивыми картинками, фотографиями и картами. Без знания смарт-технологий современный выпускник исторического факультета не сможет говорить на одном языке с айтишником, который будет «писать» приложения для смарт-музеев и смарт-архивов, смарт-библиотек древных рукописей, смарт-образовательных гипермедийных учебников и учебных пособий и т.д.

Смарт-университет, которым через пару-тройку лет станет наш КазНУ им. аль-Фараби, может и должен готовить креативные и профессиональные кадры гуманитариев, обладающих практическими навыками коммуницирования в сетях, отбора нужного контента во всемирной паутине, создания аналитических и источниковых баз данных, реконструирования по историческим источникам 3D-моделей, разрушенных от времени или войн памятников древности, интерактивных карт, созданных при помощи ГИС-технологий и т.д. Поэтому внедряемая на всех факультетах университета новая образовательная среда формирует основы казахстанского SMART -общества, в котором будут творить наши выпускники.

Жакишева С.А. - доктор исторических наук, профессор кафедры всемирной истории, историографии и источниковедения КазНУ им. аль-Фараби

 

Республиканский сайт новостей «АлтынОрда». URL: https://www.altyn-orda.kz/razum-i-chuvstva-ili-zachem-istoriku-navyki-sistemnogo-administratora/

Подробнее >>

Онлайн совещание участников подсекции Группы управления проектами Проектного офиса МОН РК «Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение»

08.04.2020

8 апреля 2020 года состоялось он-лайн совещание участников подсекции Группы управления проектами Проектного офиса МОН РК «Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение» по направлению подготовки кадров «Журналистика и информация» по разработке образовательных программ на основе утвержденных профессиональных стандартов с участием разработчиков. В он-лайн совещаний приняли участие: заместитель руководителя Центра Болонского процесса и академической мобильности – Джарасова Г.С.; менеджер проектной группы Центра Болонского процесса и академической мобильности – Жургенов Ж.С.; разработчики профессиональных стандартов: ОО «Ассоциация HR-менеджеров» - Опря В.; ОО «Ассоциация HR-менеджеров» - Кайсенова Г.К.; зам. директора Архива Президента РК - Алимгазинов К.Ш.; зам. директора Центрального государственного архива РК – Жылысбаева М.Г.; зам. директора Центрального архива кинофотодокументов и звукозаписей РК - Сатаева С.А.; директор Центрального государственного архива научно-технической документации РК - Жуматаева Б.А.; директор Центрального государственного архива города Алматы - Ботанов А.К.

Участники высказали единодушное мнение, что профессиональные стандарты раскрывают специфическую деятельность специалистов, находящихся на различных квалификационных уровнях и связанных общей технологической задачей. При этом описание требований к специалисту в профессиональных стандартах носит комплексный характер с использованием более современной конструкции в виде сочетания требований к знаниям, умениям и компетенциям, профессиональному опыту. Наибольшую заинтересованность проявили преподаватели, поскольку именно на основе профстандартов  базируется обучение профессиональным  компетенциям, от которых зависит оценка компетенций – результаты образования. Было отмечено, что на основе рыночной потребности, выраженной в профстандарте и перспективном развитии кадров отрасли, в конечном итоге, определяется число бюджетных мест,  выделенных для архивной сферы в целом и на конкретную образовательную программу в частности. 

Вопросы, связанные с темой анализа и сопоставления профстандарта и образовательных программ по специальности поднималась ранее на методическом семинаре с участием работодателей. На повестке семинара обсуждался механизм ориентации образовательных программ вузов  на профессиональные стандарты.

По итогам он-лайн совещания участниками предложено разработка и утверждение проекта профстандарта по специальности «Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение» профильным Министерством культуры и спорта РК с учетом разных уровней квалификации.

 

Подробнее >>

Видеоконференция. «Духовно-этические нормы аль-Фараби в ценностном измерении университетского образования».

07.04.2020

В рамках международной студенческой конференции студентов и молодых ученых «Фараби әлемі», клуб «Dokumentum» провел в формате круглого стола видеоконференцию. Студенты показали свои познания о философских воззрениях великого ученого. Внесли ряд интересных предложении о пропаганде его взглядов , у обучающихся в стенах университета, имени аль-Фараби. На видеоконференции круглого стола  участвовали члены клуба и студенты. 

Подробнее >>

О работе секции ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

07.04.2020

В рамках международной научной конференции» ФАРАБИ ӘЛЕМІ " с 6 по 9 апреля работала секция ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ. Студенты приняли участие в дистанционной конференции в онлайн режиме. К примеру, Мухамбетжанова Жанылсын поделилась интересными и актуальными вопросами на тему «связь библиотеки с сферой туризма и возрождению его в обществе» и т д.

Подробнее >>

Заседание клуба «Жас мұрағатшы»

07.04.2020

07.04.2020 г. сосотоялись очередные 2 заседания клуба «Жас мұрағатшы». В процессе работы клуба были обсужены темы «Некоторые проблемы создания электронных архивов» и «Обеспечение сохранности электронных документов». Студенты и магистранты рассматривали и обсуждали труды и ислледования отечественных и зарубежных исследователей по данным тематикам, сделаны доклады и выступления.

Подробнее >>