КОНЦЕПЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КАЗНУ ИМ. АЛЬ-ФАРАБИ

УТВЕРЖДАЮ

Проректор КазНУ им.аль-Фараби _______________Ш.Е. Джаманбалаева «______»______________ 2011 г.

КОНЦЕПЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

КАЗНУ ИМ. АЛЬ-ФАРАБИ

Введение

Потребности развития современного казахстанского общества и новые задачи, поставленные Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым в Послании народу Казахстана «Через кризис к обновлению и развитию», Актовой лекции «Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее» выдвигают перед высшими учебными заведениями новые требования к подготовке специалистов. Это прежде всего, воспитание казахстанцев новой формации – конкурентоспособных, инициативных, предприимчивых, умеющих самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, готовых к позитивным преобразованиям социальной среды и способных не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и участвовать в их создании. В значительной степени этому призвана способствовать реализация молодежной политики - целостной системы мер, направленных на создание необходимых условий для гражданского становления и самореализации молодых людей.

Молодежная политика Казахского национального университета им. аль-Фараби ориентирована на активное участие вуза в процессе становления личности студента и представляет собой деятельность администрации университета, его подразделений, различных общественных объединений, направленную на обеспечение социально-экономического, политического, культурного и духовного развития молодежи.

Разработка Концепции молодежной политики в КазНУ им. аль-Фараби обусловлена:

  • § во-первых, необходимостью формирования новых стратегических целей и приоритетов в работе с молодежью в контексте требований Главы государства Н.А.Назарбаева к качеству человеческого капитала и в условиях форсированного индустриально-инновационного развития;
  • § во-вторых, необходимостью более активного вовлечения молодежи в многообразные социальные практики, что позволило бы не только более полно реализовать потенциал молодых сотрудников и студентов, но и укрепить их уверенность в своих силах и в своем будущем;
  • § в-третьих, потребностью молодежи университета в поддержке ее инициатив, в налаживании обратной связи между молодежными организациями и администрацией вуза, позволяющей руководству университета отслеживать социальное самочувствие студентов и молодых ученых, реагировать на идущие от нее импульсы и гармонично развивать будущих лидеров.

Настоящая Концепция выражает стратегическую линию государства на совершенствование социальных, правовых и организационных условий для развития и реализации личностного и профессионального потенциала молодежи и определяет цели, задачи, основные приоритеты, направления и меры реализации молодежной политики в КазНУ им. аль-Фараби.

Концепция молодежной политики КазНУ принята в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Законом о молодежной политике Республики Казахстан, Стратегией развития КазНУ на 2009-2011 годы.

1. Цели и задачи молодежной политики

Целевой аудиторией, на которую направлена молодежная политика, являются молодые преподаватели, сотрудники и студенты.

Генеральной целью молодежной политики в университете является создание условий, способствующих интеллектуальному, духовному и физическому развитию молодежи университета, повышению ее конкурентоспособности и активизации общественной деятельности молодежи.

Основными задачами молодежной политики КазНУ являются:

  • § содействие интеллектуальному, профессиональному, социально-культурному и физическому развитию студентов и молодых ученых университета;
  • § воспитание патриота своей страны, заботящегося об экономическом процветании и преемственности духовных ценностей нашего общества; гражданина, активно участвующего в государственной и общественной жизни, высокоразвитого человека, знающего историю и культуру своего народа, его достижения в науке, литературе и искусстве.
  • § расширение возможностей молодых людей в достижении личного успеха;
  • § развитие и реализация творческого и инновационного потенциала молодежи;
  • § выявление, продвижение и поддержка активности и достижений молодежи в социально-экономической, научной, творческой и спортивной сферах;
  • § становление у молодежи положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного владения основными принципами и навыками эффективного поведения в сфере труда и профессионального обучения;
  • § создание системы противодействия распространению в молодежной среде асоциальных явлений.

2. Основные приоритеты и направления реализации молодежной политики в КазНУ.

Приоритет 1. Развитие интеллектуального, творческого и инновационного потенциала молодежи, повышение ее конкурентоспособности

Одной из важнейших задач системы высшего образования является создание «ядра национального интеллекта», подготовка специалистов, способных конкурировать на международном уровне. Важными качествами высококонкурентного специалиста должны стать креативное мышление, умение перерабатывать знания, рождать новые решения, технологии и инновации. Формирование указанных качеств требует, прежде всего, создания предпосылок для органичного включения выпускников университета в инновационную научную, экономическую, социальную и культурную деятельность, интеграции академической, научно-исследовательской работы студентов, органической связи учебного процесса с внеучебной деятельностью; своевременного выявления творческих задатков у студентов.

В этой связи обозначены следующие основные направления работы с молодежью:

  • § усиление мотивации научно-исследовательской работы бакалавров и магистрантов; разработка системы мер, стимулирующих привлечение студентов к выполнению оплачиваемых научно-исследовательских работ, а также системы адресной поддержки талантливых магистрантов, докторантов, молодых ученых;
  • § содействие практическому внедрению научных разработок студентов и молодых ученых через создание, поддержку и координацию инновационных программ, проведение ярмарок интеллектуального творчества;
  • § обеспечение поддержки талантливой молодежи в республиканских и международных конкурсах творчества молодежи;
  • § разработка и создание информационной системы, способствующей развитию молодежной науки;
  • § постоянное совершенствование качества образовательных услуг;
  • § усиление языковой подготовки студентов;
  • § повышение социальной мобильности студентов и молодых ученых путем развития международных связей в сфере программ обучения, переподготовки и стажировки в образовательных учреждениях зарубежных стран;
  • § организация и проведение конкурсов, выставок, фестивалей, смотров, концертов, симпозиумов, чтений, конференций с целью выявления и распространения творческих достижений молодежи университета;
  • § повышение востребованности выпускников и удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг путем разработки и реализации программы и мероприятий по профессиональному самоопределению молодежи на рынке труда, развитию моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность;
  • § дальнейшее развитие и популяризация работы студенческих строительных отрядов и других форм трудовых отрядов;
  • § организация и проведение профессиональных семинаров-презентаций, стажировок, студенческих практик с целью трудоустройства и профессиональной адаптации молодых ученых и специалистов.
  • § формирование кадрового резерва из числа молодых специалистов, ученых, выпускников КазНУ.

Приоритет 2. Формирование в молодежной среде гражданственности, патриотизма, культуры здорового образа жизни и преемственности традиций:

Духовное и физическое здоровье молодежи - стратегический капитал страны и важный фактор ее современного развития. Приобщение молодежи к духовной культуре своего народа, изучение исторического прошлого нашей страны, укрепление атмосферы дружбы, мира и согласия в обществе должны сформировать у молодого поколения чувство гордости за нашу общую Родину - Республику Казахстан. Особая роль в деле духовного и патриотического воспитания молодежи уделяется изучению государственного языка.

Важным направлением в деле духовного, нравственного, патриотического воспитания молодежи должны стать ограждение ее от отрицательного влияния религиозного экстремизма, фанатизма; предотвращение распространения в молодежной среде асоциального поведения, профилактика правонарушений.

Данный приоритет предполагает следующие основные направления работы с молодежью:

  • § разработка и реализация с участием молодежи университетских программ патриотического воспитания;
  • § проведение мероприятий по воспитанию у студентов иммунитета к деструктивной религиозной идеологии, повышению общественно-политической грамотности, предотвращению распространения в молодежной среде идей экстремизма, социальной, национальной и религиозной нетерпимости;
  • § организация мероприятий по формированию гуманистических ценностей у студенческой молодежи, широкое использование идеологического потенциала государственных и национальных праздников;
  • § проведение мероприятий по формированию у молодежи негативного отношения к коррупции;
  • § формирование культуры служения обществу посредством развития волонтерского движения, участия в различных благотворительных проектах;
  • § повышение гражданской активности путем организации различных акций, развития дискуссионных площадок;
  • § обеспечение участия ветеранских организаций в патриотическом и гражданском воспитании молодежи.
  • § пропаганда в молодежной среде истории университета, преемственность поколений, выработка традиций, распространения информации о его выдающихся выпускниках;
  • § создание военно-спортивного клуба, расширение молодежных оздоровительных и спортивных кружков и секций;
  • § проведение мероприятий, способствующих формированию у молодежи потребности в занятиях физической культурой, спортом и туризмом, сохранению и укреплению здоровья, развитию студенческого спорта,
  • § информационная и агитационная работа по профилактике наркомании, алкоголизма, асоциальных явлений в молодежной среде.

Приоритет 3. Развитие студенческого самоуправления

Студенческое самоуправление – один из путей подготовки активных граждан к жизни в правовом и демократическом обществе, поэтому развитие студенческого самоуправления в вузе, помогающего становлению личности студента имеет огромное значение.

Поддержка и стимулирование позитивной общественной молодежной инициативы способствует повышению уровня демократической культуры, воспитанию чувства патриотизма, качеств лидера, положительно влияет на процесс социализации молодежи. Именно в системе общественных организаций складываются наиболее благоприятные условия для реализации экономической, инновационной, творческой активности молодого поколения.

Студенческий актив рассматривается руководством университета в качестве партнера, действующего в целях наиболее четкой организации учебно-воспитательного процесса, активизации студенческой жизни, осуществления связи администрации со студентами. Сегодня в КазНУ им. аль-Фараби актив Комитета по делам молодежных организаций является главным организатором и инициатором многочисленных общественно значимых мероприятий на факультетах и в общежитиях университета.

В целях дальнейшего усиления студенческого самоуправления необходимы:

  • § активизация участия студентов в управлении качеством образования и принятии решений, направленных на улучшение студенческой жизни;
  • § разработка системы мотивирования студентов университета для активной деятельности в системе студенческого самоуправления;
  • § разработка нормативно-правовых актов КазНУ, направленных на совершенствование взаимодействия органов студенческого самоуправления с административными органами университета,
  • § организация и проведение совместных заседаний, встреч руководства университета со студенческим активом;
  • § пропаганда лучших достижений студентов в студенческой среде, создание базы данных студенческого контингента по показателям активности, организация школы студенческого лидерства;
  • § участие студентов университета в республиканских и общегородских молодежных программах и проектах;
  • § совершенствование социальной работы со студентами, помощь студентам, попавшим в трудную ситуацию;
  • § дальнейшее развитие системы поощрения студентов за активную общественную деятельность.

Приоритет 4. Совершенствование условий обучения и проживания в общежитиях

Наряду с целью реализации одной из главных задач Университета принятой Стратегии - подготовки высококвалифицированных специалистов нового поколения – уделяется не меньшее внимание улучшению условий обучения, воспитания и проживания молодежи в общежитиях, их досугу и здоровью.

Большое значение уделяется техническому оснащению факультетов и научно-исследовательских лабораторий. В целях улучшения условий для физического воспитания и дальнейшего достижения высших результатов и развития спортивных мероприятий среди студентов уделяется большое внимание укреплению и материально-техническому снабжению спорткомплекса и кафедры физического воспитания.

Создан Молодежный интернет-центр на 300 мест, открыты компьютерные классы во всех общежитиях. Открыт студенческий кинотеатр.

В целях совершенствования условий обучения и проживания в общежитиях предполагается:

  • § проведение реконструкции и капитального ремонта общежитий и выделение дополнительных мест для проживания студентов;
  • § дальнейшее оснащение лабораторий и лекционных залов современным интерактивным оборудованием;
  • § создание молодежного центра здоровья;
  • § улучшение качества питания;
  • § развитие базы предоставления бытовых услуг;
  • § совершенствование условий для организации досуга и летнего отдыха.

3. Принципы и механизмы реализации концепции

Принципы молодежной политики КазНУ:

  • § принцип вариативности содержания - наличие разнообразных программ, учитывающих многообразие интересов, возможностей, профессиональной социализации молодых людей;
  • § принцип социальных инноваций - инновационный формат работы с молодежью, производство новых идей, технологий, формирование механизмов оценки качества и востребованности проектов;
  • § принцип приоритетности участия студентов в разработке и реализации проектов молодежной политики КазНУ; развития сотрудничества, социального партнерства и кооперации в молодежной среде;
  • § принцип информационной открытости - максимальное полное донесение информации, создание условий для получения обратной связи;

В качестве основных механизмов реализации, их содержания и критериев выделяются следующие:

Основные механизмы

Содержание

Критерии

Развитие нормативно-правовой базы молодежной политики

Приведение в соответствие имеющихся нормативно-правовых документов и разработка новых на основе гласности, коллегиального обсуждения, привлечение к подготовке документов представителей общественных объединений и органов студенческого самоуправления

- разработка необходимых планов мероприятий по реализации концепции молодежной политики

- разработка локальных актов, необходимых для регламентации конкретных аспектов реализации молодежной политики

- внесение необходимых изменений в должностные инструкции лиц, занимающихся молодежной политикой в университете

Развитие системы информационного обеспечения и научно-методического сопровождения

Обеспечение свободного доступа, своевременности и повышения качества информации о деятельности университета в области реализации молодежной политики на информационных стендах, в печатных изданиях, Интернет-сайте.

Введение элементов мониторинга, создание специальных информационных разделов для различных категорий студентов и сотрудников университета.

Создание базы данных информационной и методической литературы по проблемам воспитания и социализации, издание информационных и научно-методических материалов для студентов, молодых преподавателей, кураторов студенческих групп, заместителей деканов по воспитательной работе,

-разработка страницы на веб-сайте по молодежной политике, наглядность и т.д.

-уровень информированности об основных мероприятиях и молодежных программах всех участников образовательного процесса;

- наличие базы данных информационной и методической литературы по проблемам молодежной политики

- поведение семинаров, круглых столов, курсов по вопросам молодежной политики

-научно-методическое сопровождение реализации молодежной политики (буклеты, памятки и др.)

- создание системы консультативной поддержки молодых людей, предоставляющей сведения по актуальной для молодежи проблематике

Совершенствование системы управления

Повышение кадрового потенциала и содержательное наполнение деятельности департамента по воспитательной работе и развитию языков и его отделов.

Определение ответственности всех уровней управления за качество выполняемой работы, разработка системы рейтинга подразделений с учетом воспитательной составляющей, повышение качества обратной связи по результатам реализации основных направлений Концепции, своевременной корректировке планируемых изменений.

Активное привлечение к обсуждению перспективных планов всех заинтересованных лиц, членов общественных организаций, органов студенческого самоуправления

-Эффективность деятельности административной структуры, функционально ответственной за реализацию молодежной политики

- эффективность деятельности деканов и заместителей деканов по воспитательной работе, эдвайзеров

- наличие механизмов постоянной коммуникации с молодежными организациями

Повышение эффективности работы общественных организаций, объединений

Самоорганизация студенческой молодежи. Активизация деятельности органов студенческого самоуправления в университете и на всех факультетах, их влияние на организацию и качество целостного педагогического процесса в университете.

Развитие органов студенческого самоуправления в общежитиях университета и организация эффективного взаимодействия с ними. Включение студенчества в решение образовательных проблем.

Активизация деятельности Совета молодых ученых

-Уровень развития студенческого самоуправления

-Динамика проявления социальной активности и непосредственного участия ППС и студентов в мероприятиях

-Эффективность деятельности студенческих объединений

-Эффективность деятельности Совета молодых ученых

Расширение социальной инфраструктуры и развитие материально-технической базы внеучебной работы

Плановое проведение ремонтных работ на объектах социальной инфраструктуры университета и обеспечение их доступности для студентов и сотрудников, обеспечение всех студентов общежитием. Контороль за качеством питания. Создание условий для организации культурно-массовой работы, особенно для занятий в студенческих творческих объединениях.

-Эффективное использование материально-технической базы

- Деятельность по улучшению условий проживания в общежитиях

-Соответствие кружков и секций потребностям и интересам студентов

-Качественные обновление материально-технической базы внеучебной работы (актовые залы, клубы, репетиционные помещения и др.)

-Обеспечение повышения качества уровня, сервиса обслуживания и питания, в столовых и буфетах

Совершенствование механизма финансового обеспечения молодежной политики

Планирование финансирования воспитательной работы и мероприятий по реализации молодежной политики. Положительная динамика общих расходов университета на социальную и воспитательную деятельность. Создание Фонда социальной защиты обучающихся в КазНУ для организации материальной поддержки активных и одаренных студентов.

-Устойчивость и достаточность финансирования мероприятий

-Динамика финансирования

Развитие системы внутренней оценки качества воспитательной работы и мероприятий по реализации молодежной политики

Обобщение, анализ результатов воспитательной работы и выработка рекомендаций по ее совершенствованию.

Ежегодное проведение мониторинга удовлетворенности студентов и преподавателей различными направлениями деятельности университета и анализ полученных результатов. Введение критериев оценки отдельных мероприятий и акций внеучебной деятельности. Проведение совещаний, семинаров с целью анализа состояния воспитательной работы в университете

Разработка и реализация механизма обратной связи по выполнению замечаний и предложений, выявленных в ходе внутренней оценки.

- Отчеты, информационно-аналитические записки, рекомендации и предложения по воспитательной работе

- Результаты мониторинга деятельности подразделений университета по реализации молодежной политики

- Наличие критериев оценки отдельных мероприятий и акций внеучебной работы

- определение тенденций и описание молодежных процессов

4. Организация и контроль выполнения положений концепции

Организация и контроль выполнения положений Концепции молодежной политики КазНУ им. аль-Фараби возложены на проректора по языкам и воспитательной работе, департамент по воспитательной работе и развитию языков, Комитет молодежных организаций посредством:

- анализа хода выполнения плана мероприятий по реализации Концепции и внесения предложений по его коррекции;

- осуществления информационного и методического обеспечения реализации Концепции

- координации взаимодействия исполнителей Концепции и плана мероприятий;

- ежегодной аналитической информации о ходе реализации Концепции.

5. Ожидаемые результаты

  • § Системная, целенаправленная, целостная реализация Концепции молодежной политики в образовательной системе КазНУ;
  • § Позитивные тенденции в молодежной среде - повышение уровня образования, развитие чувства патриотизма, активное участие молодежи в научной, учебной и внеучебной деятельности;
  • § Формирование гражданско-правовой культуры студенческой молодежи;
  • § Развитие у молодежи духовно-нравственного, интеллектуального, культурно-эстетического потенциала;
  • § Повышение уровня содержания методов и технологий воспитательного процесса
  • § Создание и реализация системы подготовки специалистов, обеспечивающих инновационные методы пропаганды и воспитания молодежи;
  • § Адаптация молодежи к самостоятельной жизни, создание условий для решения их социальных, жилищно-бытовых условий, организация досуга и отдыха молодежи, формирование стремления к здоровому образа жизни
  • § Содействие трудоустройству выпускников университета;
  • § Обеспечение условий для реализации экономических и правовых интересов молодежи

Успешная реализация молодежной политики КазНУ - ключевое условие создания положительного имиджа КазНУ не только как классического университета, но и как важнейшего социально-культурного центра жизни молодежи, в котором формируются профессиональные и социальные навыки студентов.