Оn the implementation of the Project in terms of organizing and conducting training seminars to increase the capacity of local media and press services of local executive bodies in covering the gender-related Sustainable Development Goals (SDGs)

КРАТКИЙ ОТЧЕТ

о реализацииПроекта в части организации и проведения семинаров-тренингов по повышению потенциала местных СМИ и пресс-служб местных исполнительных органов в освещении гендерно-связанных Целей устойчивого развития (ЦУР)

 

 

Структура «ООН-женщины» в Казахстане в партнерстве с кафедрой ЮНЕСКО по журналистике и коммуникации факультета журналистики КазНУ им. аль-Фараби реализовала в сентябре-октябре 2019 года Проект, включающий проведениесеминаров-тренингов по повышению потенциала местных СМИ и пресс-служб местных исполнительных органов в освещении гендерно-связанных Целей устойчивого развития (ЦУР) «Медиа и Цели устойчивого развития» в регионах – для Уральской и Костанайской областей.

22 октября 2019 года семинар-тренинг прошел в городе Уральск на базе медиахолдинга «Жайық Пресс». В его работе приняли участие Программный специалист представительства «ООН-женщины» в Казахстане Г. Смаилова, гендиректор медиахолдига «Жайық Пресс» Р. Сабитов,руководитель проекта, зав. кафедрой ЮНЕСКОпо журналистике и коммуникацииКазНУ им. аль-Фараби Н. Шынгысова. Они обратили внимание на перспективы использования знаний, умений и навыков в сфере гендера для формирования Повестки устойчивого развития средствами информации и коммуникации, пресс-службами, НПО.

В семинаре-тренинге участвовали 17 человек: главные редакторы, журналисты газет, радиостанций, телеканалов Уральской области, блогеры, представители неправительственных организаций –редакций газет «Серпін», «Орда жұлдызы», «Екпін», «Жайық таңы»,«Шұғыла», «Ауыл айнасы», «БөкейжаршысыБукеевские вести», «Ауыл тынысы», «Торғай жаршысы - Торгайский вестник», «Теректі жаңалығы – Теректинская новь», «Орал өңірі», «Приуралье», представительства РТРК «Казахстан», областного радио, пресс-службы городского акимата, ОО «Арба».

29 октября 2019 года семинар-тренинг прошел в городе Костанай на базе Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова. В мероприятии приняли участие проректор по науке и интернационализации КГУ им. А. Байтурсынова А. Бекмагамбетов, руководитель проекта зав. кафедрой ЮНЕСКОпо журналистике и коммуникацииН. Шынгысова.

В семинаре-тренинге участвовали 17 человек: главные редакторы, журналисты газет, радиостанций, телеканалов Костанайской области, блогеры, представители неправительственных организаций – ОО Ассоциации деловыхженщинКостанайскойобласти, преподаватели, редакции газет «Науырзым тынысы», «Сарыкөл», «Rydnyimedia», «Қарасу өңірі», «Нұрлы жол», «Әулиекөл», «Біздің Торғай».

Тренеры семинара – преподавателикафедры ЮНЕСКОпо журналистике и коммуникации КазНУ им. аль-Фараби – Е. Дудинова, А. Рожков, Е. Вескина осветили следующие вопросы и направления:

- гендерно-связанные цели, задачи и индикаторы ЦУР, в частности, значение контента ЦУР в сфере гендера в Повестке дня по Устойчивому развитию до 2030 года, формыи принципы задач, индикаторовгендерно-связанных Целей устойчивого развития в Казахстане,подходы в освещении гендерно-связанных Целей устойчивого развития, гендерного баланса и справедливости, работа Правительства по реализации гендерно-связанных Целей устойчивого развития;

- история и структура гендерного регулирования в Казахстане, в частности, национализация и локализация гендерно-связанных Целей устойчивого развития,история и структура гендерного регулирования в Казахстане, гендерные стереотипы и предубеждения в контенте медиа;

- региональные СМИ и проблемы гендерного равенства: отражение, представительство, возможности, в частности, гендерная тематика отечественных и зарубежных СМИ, типичные черты и роли женских и мужских персонажей в региональных коммуникациях, зарубежный опыт и практика;

- саморегуляция и гендерные паритеты в коммуникационной сфере, в частности, профессиональная этика как форма самоконтроля: гендерный аспект,нравственные ценности практической журналистики Казахстана,локализация гендерно-связанных Целей устойчивого развития на местном уровне, проблемы гендерного равенства в регионах;

- гендерное равенство в медийном пространстве, в частности, повышение конкурентоспособности человеческого капитала через эффективные подходы в гендерной тематике,гендер как фактор медийной корректности,взаимодействие государственных, общественных и медиа структур в продвижении гендерно-связанных Целей устойчивого развития.

На основе материалов и публикаций ООН, структуры «ООН-женщины», ЮНЕСКО, тренеры разъяснили историю появления ЦУР, показали разницу между полом и гендером, продемонстрировали традиционные и новые инструменты для освещения данной темы в медиа, объяснили методики гендерно-взвешенного формирования информационных поводов при подготовке пресс-релизов и других информационных материалов, сравнили отдельные цели и продемонстрироваливажность их постоянного рассмотрения.

Например, при изучении 4 цели «Обеспечение качественного образования», было отмечено, что в Казахстане грамотность составляет 99,9 процентов и страна занимает 15-е место в мире среди 155 государств по данным 2019 года. При этом в вузах существует более высокая лояльность к студентам-парнями более жесткие требования к студентам-девушкам. Не снята острота обучения в школах девочек, носящих хиджабы. При распределении после окончания вуза действуют гендерные стереотипы и на работу, в первую очередь, принимают выпускников-мужчин. В ходе тренинга журналистам было предложено создать модели освещения данных и подобных им проблем. Журналисты, с учетом специфики печатных СМИ, предложили направить лейтмотив таких публикаций на преобразование сознания и поведения человека, чтобы уберечь его от негативных последствий собственной деятельности, приведя примеры из собственной практики. В ходе дискуссии также тренеры активно акцентировали внимание участников на необходимость конгломерации цели 5 «Гендерное равенство» с остальными, учета специфики восприятия слова в эфире и в интернете.

Для закрепления содержания ЦУР, локализации их в Казахстане, осознания гендерных индикаторов, ослабления действия стереотипов на самих журналистов, был проведен интерактивный тест «Kahоotit», победители которого получили подарки от структуры «ООН-женщины» в Казахстане и КазНУ им. аль-Фараби.

В ходе командной работы над преодолением стереотипизации мужчины и женщины в медиа, журналисты представили образы, которые конструируют общественное мнение и поддерживают СМИ, объяснив, какие качества, действительно транспарентны в условиях Казахстана, а какие воспринимаются обществом настороженно.

При работе над кейсом по идентификации по ключевым фразам на русском и казахском языках гендерного подхода представители редакций жарко спорили, аргументировали и отстаивали собственную точку зрения. В итоге участники получили методики верификации данных подходов.

В ходе дискуссии в Уральской области при построении ассоциативных моделей выяснилось, что в области, особенно в сельской местности,наблюдается регулярность публикаций о женщинах. Безусловно, это является положительным фактором.Однако тренеры обратили внимание участников на то, что важен также контент данных публикаций. То, какие образы женщин транслируют СМИ. Участники признали, что женщины редко выступают экспертами. Чаще транслируются их традиционные роли – домохозяйки, жены.

В ходе дискуссии в Костанае журналисты также рассказали, что гендерная грамотность необходима работникам СМИ. Соблюдение гендерного баланса является порой труднодостижимой целью.

Темы презентаций, интерактива, игр и воркшопов базировались на материалах «ООН-женщины», хотя порой и выходили за рамки, затрагивая более глобальные проблемы общества и мироустройства.

В ходе семинара для повышения интереса участников тренеры представили материал в виде презентаций, видеофильмов, фрагментовтелепрограмм, скриншотов статей, сообщений, диаграмм.

Все участники семинара-тренинга получили укомплектованные папки с материалами структуры «ООН-женщины», ЮНЕСКО, КазНУ им. аль-Фараби, пресс-релизы, ссылки на важнейшие электронные ресурсы по гендерно-связанным Целям устойчивого развития для дальнейшей работы.

При подведении итогов с участниками семинара было проведено сопоставление их ожиданий и результатов. Несмотря на то, что более половины участников во входном анкетировании указали, что имеют представления о ЦУР, гендерно-взвешенном подходе, новым для них стала уверенность в поддержке гражданских инициатив, ориентации на идеалы, представленные в ЦУР ООН. Также важным является то, что как считают участники, данную проблему нужно поднимать регулярно путем таких же мероприятий, чтобы она не теряла актуальности на фоне других.

Всем участникам были вручены сертификаты, подтверждающие прохождения семинара-тренинга «Медиа и Цели устойчивого развития», самым активным – сувениры от «ООН-женщины» и КазНУ имени аль-Фараби.

По результатам итогового анкетирования участники семинара-тренинга положительно оценили уровень организации и проведения семинара, сделали самооценку собственных возможностей в данной проблематике, опубликовали посты в соцсетях и готовят материалы для СМИ.