Паспорт образовательной программы

 



1. Общая характеристика образовательной программы

Регистрационный номер

 

Код и классификация области образования

7M04 Бизнес, управление и право

 

Код и классификация направлений подготовки

7М042 Право

 

Наименование образовательной программ

7М04213 - Судебно-прокурорско-следственная деятельность

Наличие приложения к лицензии на направление подготовки кадров

АБ 0137355

1.1 Цель ОП

Подготовка квалифицированных специалистов в области судебной системы, органов прокуратуры и досудебного производства, востребованных на рынке, обладающих всесторонней правовой эрудицией, фундаментальной, теоретико-методологической базой, владеющих навыками научно-исследовательской деятельности.

Программа направлена на формирование профессиональной личности специалиста в области судебно-прокурорской-следственной деятельности способного:

- решать теоретические и научно-практические проблемы теории и практики применения гражданского и гражданско-процессуального, уголовного и уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие деятельность судов, органов прокуратуры, следствия и дознания;

- внедрять инновационные технологии, методы обучения, направленные на изучение судебной системы, прокурорской деятельности, досудебного производства (следствия и дознания);

- самостоятельно осуществлять научные исследования и внедрять их в практику за счет публикаций (статьи, тезисы) по теме исследования.

1.2 Основные показатели ОП

Тип ОП: магистратура

Сроки ОП: 2 года

Формы обучения: очная

Трудоемкость: академических кредитов 120

Присуждаемая степень: Магистр юридических наук

по образовательной программе

«7М04213-Судебно-прокурорско-следственная деятельность»          

Вид ОП:

Действующая ОП

1.3 Описание преимуществ и отличительные особенности ОП с точки зрения позиционирования на рынке образовательных услуг

Образовательная программа направлена на подготовку юристов специалистов в сфере отправления правосудия, осуществления прокурорского надзора, досудебного производства. При изучении данной ОП и с учетом сложившейся научной школы КазНУ им. аль-Фараби у магистранта развиваются способности добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать этику юриста. ОП направлена на выработку понимания роли и значения национального законодательства при осуществлении практической деятельности, умения использования теоретические знания по при осуществлении практической деятельности юриста, усвоение задач, поставленных перед юристами при применении законодательства, обеспечение соблюдения юристом этических норм и правил, вытекающих из кодекса профессиональной этики юриста, закрепление способности правильно определять соотношение практических действий по применению, принятия решений и совершение юридических действий в точном соответствии с правом. Результатом освоения программы станет готовность выпускника правильно применять нормы права, уметь правильно квалифицировать уголовные и административные нарушения и принимать меры по их предупреждению и пресечению.

Для реализации настоящей миссии помимо освоения базовых профессиональных дисциплин необходимо обязательное изучение дисциплин по выбору уголовно-правового профиля.

Материально-техническая база ОП:

Для реализации образовательной программы на факультете имеются:

1 Научно-исследовательский Центр «Проблем противодействия преступности»

2 Центр медиации

3 Центр судебных экспертиз

4 Центр повышения и переподготовки юридических кадров

Учебные залы судебного заседания

Кадровый потенциал:

Профессорско-преподавательский состав в количестве 90 человек   сосредоточен на четырех кафедрах. В составе ППС известные ученые д.ю.н., профессора – 20 человек; к.ю.н., ассоциированные профессора – 48 человек; доктора PhD по специальности «Юриспруденция» - 15 человек.  

Процесс обучения осуществляется на трех языках, с применением новейших методик.

Активное участие в подготовке докторантов принимают представители работодателей: Парламент, Правительство, Генеральная прокуратура, Верховный Суд, МВД, органы юстиции, органы адвокатуры.

Базы практик:

- система центральных и местных органов исполнительной власти всех уровней,

- система центральных и местных органов законодательной власти всех уровней,

- центральные и местные судебные органы различной компетенции и юрисдикции,

- правоохранительные органы Республики Казахстан,

- центральные и местные органы прокуратуры,

- органы государственной и частной адвокатуры,

- органы нотариата;

- органы национальной безопасности,

- международные судебные органы и институты и правозащитные организации,

- комплекс негосударственных организаций и предприятий (фирм, компаний, банковских и прочих учреждений, осуществляющих коммерческую деятельность и некоммерческую деятельность).

Академическая мобильность

Ежегодно обучающиеся магистранты имеют возможность выезжать на научные стажировки в ведущие вузы мира в течение трех месяцев. Имеются договора о взаимном сотрудничестве по подготовке докторантов с университетами Российской Федерации, Китая, Южной Кореи, США, Франции, Германии, Великобритании, Польши.

Научные школы или научные направления кафедры,

Существуют научные школы по следующим направлениям: теоретико-правовая (профессор Ибраева А.С.); историко-правовая (профессор Усеинова К.Р.); уголовно-правовая (профессор Джансараева Р.Р.); уголовно- криминалистическая (профессор Тапалова Р.Б.); гражданско-правовая (профессор Тыныбеков С.Т.); интеллектуально-правовая (профессор Омарова А.Б.); конституционно-правовая (профессор Баймаханова Д.М.); школа государственного управления (профессор Кенжалиев З.Ж); социально-правовая (профессор Абайдельдинов Т.М.); эколого-правовая (профессор Байдельдинов Д.Л.); земельно-правовая (профессор Айгаринова Г.Т.)   финансово-правовая (профессор Жатканбаева А.Е.); таможенно-правовая (профессор С. Алибеков).   На юридическом факультете действует семь научных центров.

Сопоставление с аналогичными программами зарубежных вузов

Образовательная программа соответствует мировым стандартам, ориентирована на аналогичные программы зарубежных вузов Англии, США, Германии, Франции. ОП сопоставлена с ОП Санкт-Петербургского Государственного Университета (СПбГУ — единственный российский вуз в рейтинге Nature Index 2016 Rising Stars в номинации Top 100 institutions),

МГУ имени М.В.Ломоносова (QS World University Rankings «Рейтинг мировых университетов» 95-е место)

2. Квалификационные требования в формате результатов обучения

2.1  Ожидаемые результаты обучения ОП

 

Определить институты гражданского и уголовного права, гражданско-процессуального и уголовно-процессуального права; раскрыть сущность и задачи, принципы и структуру их развития, путем правового анализа в нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность органов прокуратуры, суда и следствия.

Определить актуальные проблемы гражданского судопроизводства, связанные с внесудебными процедурами решения споров и раскрыть основные формы уголовного права, путем проведения анализа рассмотрения уголовных дел.

Продемонстрировать роль доказывания в уголовном процессе, применив теоретические подходы к новациям в проведении негласных следственных действий в планировании следственных версий в следственных ситуациях.

Провести сравнительный анализ уголовных дел с участием присяжных заседателей РК с зарубежными государствами и выявить проблемы осуществления деятельности следственного судьи в досудебном производстве на международном опыте.

Анализировать проблемы уголовной ответственности за уголовные правонарушения, определив роль органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в аспекте возмещения вреда, причиненного незаконными действиями сотрудниками правоохранительных органов.

Интерпретировать меры процессуального принуждения, меры обеспечения безопасности лиц, участвующих в судопроизводстве, для рассмотрения дела в главном судебном разбирательстве в свете новшеств развития уголовного, уголовно-процессуального законодательства.

Провести сравнительный анализ и обосновать проведения следственных действий и негласных следственных действий на стадии досудебного производства и раскрыть содержание процессуальных гарантий в реализации прав участников судопроизводства.

Анализировать правовые, организационные и интеллектуально-моделирующие аспекты следственной деятельности, использовав методы, способы и рекомендации по раскрытию и расследованию уголовных правонарушений против правосудия.

Разрабатывать конкретные предложения и рекомендации по совершенствованию уголовного и уголовно-процессуального законодательства для решения актуальных проблем организации деятельности органов следствия и дознания, прокуратуры и суда.

Разрабатывать рекомендации, по совершенствованию гражданского и гражданско-процессуального законодательства и применять квалифицированные юридические заключения в решении по спорному научному вопросу и найти пути их разрешения в проблемных ситуациях.

Дать правовую оценку правовым актам деятельности суда, органов прокуратуры и следствия, использовав научное исследование с применением положений действующего законодательства, способным убеждать оппонентов и обоснованно аргументировать свои заключения по направлениям научной мысли в сфере уголовного и гражданского судопроизводства.

Презентовать информационные технологии, методы в гражданско-правовой и уголовно-правовой сферах, представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.

2.2 Ожидаемые результаты по каждому модулю ОП

(в соответствии с Руководством по описанию результатов обучения).

2.2 Название модуля

 

 

М-1 Модуль истории и философии науки

По успешному завершению данного модуля

должны быть способны:

  1. определить особенности науки как особого вида знания, деятельности и социального института;
  2. систематизировать основные проблемы и дискуссии о методах и стратегиях ведения научных исследований и закономерностях развития науки;
  3. выбирать наиболее релевантные изучаемому предмету методы и стратегии исследований и следовать им в профессиональной деятельности;
  4. критически оценивать современные научные достижения и ориентироваться в выборе наиболее эффективных стратегий междисциплинарного поиска;
  5. Участвовать в новых видах деятельности и интегрировать новую информацию в уже имеющуюся систему знаний;
  6. Понимать принципы организации и функционирования языков;
  7. Самостоятельно приобретать новые знания и умения и использовать их в Использовать иностранный язык в процессе приобретения профессинальных знаний;
  8. Уметь использовать устные и письменные высказывания для выполнения конкретных функций.

М-2 Психолого-педагогический модуль

По успешному завершению данного модуля

должны быть способны:

  1. охарактеризовать мировое образовательное пространство и Болонский процесс как современную стратегию развития образования;
  2. анализировать и оценивать учебно-воспитательные ситуации с позиции теории целостного педагогического процесса (комплексный, системный анализ ситуаций);
  3. проектировать целостный педагогический процесс в соответствии с законами, закономерностями и принципами образования;
  4. объяснять динамику развития процесса обучения через связи и зависимости его компонентов: с позиции системного подхода; критериального оценивания; достижимости результатов обучения;
  5. понимать современное состояние теории и практики психологии управления в объеме, оптимальном для использования в последующей профессиональной деятельности;
  6. анализировать методологические проблемы психологического анализа управленческих процессов и явлений;
  7. применять и описывать психологические методы изучения отдельных лиц и социальных групп (общностей) в целях повышения эффективности управления;
  8. объяснять основные психологические особенности деятельности отдельных людей и групп, являющихся объектами управления.

М-3 Актуальные проблемы гражданского права, гражданское судопроизводство и разрешение споров

По успешному завершению данного модуля

должны быть способны:

1.    понимать государственную политику в области регулирования гражданско-правовых отношений;

2.    демонстрировать навыки работы с гражданским законодательством РК;

3.    ориентироваться в гражданских правоотношениях;

4.    исследовать понятие гражданского процесса, объекты и субъекты гражданских процессуальных правоотношений;

5.    раскрывать содержание отдельных видов производств;

6.    понимать задачи и принципы гражданского процесса;

7.    правильно определять необходимый в конкретной спорной ситуации вид внесудебной процедуры разрешения спора;

8.    применять нормы о внесудебных процедурах разрешения споров.

М-3 Уголовное судопроизводство и международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства

По успешному завершению данного модуля

должны быть способны:

  1. Определить роль уголовного права, уголовного законодательства в предупреждении преступности;
  2. Выявлять недостатки в уголовно-правовом регулировании;
  3. Определить признаки преступных деяний в конкретных действиях определенных лиц;
  4. Объяснять содержание изменений в уголовно-процессуальном законодательстве, Верховного Суда РК по вопросам применения УПК РК;
  5. Находить нестандартные научные подходы и приемы при решении проблемных вопросов уголовного судопроизводства;
  6. Критически оценивать практику уголовного судопроизводства;
  7. Определить основные формы взаймодействия РК с другими государствами при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности;
  8. Находить нестандартные научные подходы и приемы при осуществлении выдачи лиц, при производстве процессуальных действий.

М-4 Организация научных исследований

По успешному завершению данного модуля

должны быть способны:

  1. Раскрыть основные этапы работы над научными изысканиями, освятить цель и содержание научной работы;
  2. Проанализировать основные этапы становления и развития правовой науки;
  3. Раскрыть сущность, цели и особенности научных изысканий в сфере правовых дисциплин, система накопленных знаний и опыта в деле организации и планирования научно-исследовательских работ в данной сфере;
  4. Выявить основные требования ко всем формам научной деятельности, в том числе и диссертационным исследованиям;
  5. Выявить проблемы организации и планирования научных исследования в области правоведения.
  6. Обсуждать государственную политику в области реформирования правоохранительной деятельности;
  7. Оценивать современное состояние и тенденций развития уголовного и уголовно-процессуального законодательства;
  8. Решать основные теоретические проблемы в области уголовного права и уголовного процесса.

М-5 Защита прав граждан в судопроизводстве

По успешному завершению данного модуля

должны быть способны:

  1. Определить концептуальные проблемы надлежащего обеспечения прав граждан в условиях уголовно-процессуальной деятельности;
  2. Анализировать гарантии соблюдения конституционных прав граждан, формирование и порядок их применения в судопроизводстве;
  3. Оценивать современное состояние обеспечения прав граждан при расследовании уголовных дел и отправлении правосудия с учетом проводимых реформ уголовно-процессуального кодекса РК;
  4. Оценивать состояние следственной и судебной практики по реализации процессуальных норм, регламентирующих механизм защиты прав граждан в судопроизводстве;
  5. Применять нормы процессуального законодательства, направленного на обеспечение безопасности граждан;
  6. Анализировать государственную политику в области защиты прав человека;
  7. Оперелить юрисдикцию конкретного нарушения права человека, органы, уполномоченные на защиту данного права;
  8. Анализировать роль правовые основы правозащитной проблематики в международных отношениях и мировой практики защиты прав человека.

М-6 Проблемы уголовной ответственности и совершенствование следственной деятельности

По успешному завершению данного модуля

должны быть способны:

  1. Определить место уголовных правонарушений, посягающих на интересы правосудия и порядок исполнения наказаний;
  2. Анализировать проблемы уголовной ответственности за уголовные правонарушения против правосудия и порядка исполнения наказаний;
  3. Оценивать современное состояние пенитенциарной преступности;
  4. Определить сущность и содержание следственной деятельности;
  5. Анализировать современное состояние правового регулирования следственной деятельности;
  6. Установить роль и значение следственной деятельности как объекта криминалистической тактики;
  7. Анализировать действующее законодательство с целью устанавления недостатков в определении оснований и условий гражданско-правовой ответственности государства;
  8. Анализировать обязательство, возникающее вследствие причинения вреда.

М-6 Производство следственных действий, прокурорский надзор и осуществление деятельности следственного судьи

По успешному завершению данного модуля

должны быть способны:

  1. Определить правовую регламентацию следственных действий, правовой статус субъектов производства следственных действий;
  2. Осуществлять процессуальную деятельность по производству следственных действий;
  3. Осуществлять необходимые меры по защите прав человека и гражданина в связи с производством следственных действий;
  4. Определить правовые основы деятельности прокуратуры РК;
  5. Анализировать нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов прокуратуры;
  6. Применять нормы законодательства о прокуратуре;
  7. Определить правовые основы деятельности деятельности следственного судьи;

Анализировать нормативные правовые акты, регулирующие деятельность суда.

M-7 НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

По успешному завершению данного модуля

должны быть способны:

  1. Осуществлять сбор, анализ и обобщение правовых источников и научного материала;
  2. Осуществлять правовой анализ по отдельным проблемам магистерской диссертации;
  3. Структурированно письменно изложить результаты научных исследований;
  4. Применять методологии научных исследований;
  5. Критически оценить актуальность проблем магистерского исследования.

М-8 Итоговая аттестация (ИА)

По успешному завершению данного модуля

должны быть способны:

  1. Применять методы логического анализа различного рода научных суждений;
  2. Изложить аргументированно факты, вести дискуссий и полемики;
  3. Применять научные теоретические знания в практической деятельности;
  4. Аргументированно отстаивать свою позицию;
  5. Осуществлять методы преподавания юридических дисциплин.

3. Сферы профессиональной деятельности выпускника

3.1 Планируемая область профессиональной деятельности выпускника

 

 

Подготовка кадров планируется в следующие области профессиональной деятельности:

Правотворческая;

Правоприменительная;

Экспертно-консультационная;

Научно-исследовательская;

Педагогическая.

3.2 Виды деятельности (профессий), к которым преимущественно готовится выпускник ОП

В зависимости от места работы и должности, выпускник может выполнять следующие функции: оказывать юридическую помощь (юрист, адвокат, юрисконсульт);

-      осуществлять прокурорский надзор (прокурор);

-      осуществлять правосудие, конституционный контроль (судья);

-      обеспечивать безопасность и охранять общественный порядок (полицейский, участковый инспектор);

-      расследовать правонарушения (следователь, дознаватель);

-      вести оперативно-розыскные работы (оперуполномоченный);

-      исполнять судебные решения (судебный пристав, судебный исполнитель);

-      в органах государственной службы (работа в министерствах, ведомствах, органах администрации и т.д.);


3.3 Анализ и потребности рынка труда в выпускниках данной ОП

Для будущего трудоустройства выпускников программы ключевыми работодателями являются:

– комитеты и комиссии Парламента РК;

– Аппарат Президента РК;

– Правительство РК;

– органы прокуратуры;

– органы национальной безопасности;

– судебные органы;

– органы внутренних дел;

– национальные и иностранные компании;

– вузы.

Образовательная программа является актуальной для конкретной сферы занятости******

 

4. Требования к абитуриенту

 

Прием в магистратуру осуществляется на конкурсной основе по итогам сдачи вступительных экзаменов в соответствии с «Типовыми правилами приема в вузы».

Условия конкурсного отбора соответствуют «Типовым правилам приема в магистратуру вузов РК».