Магистратура

Казахский национальный университет имени аль-Фараби

Факультет международных отношений

Кафедра международных отношений и мировой экономики

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета международных отношений

Айдарбаев С.Ж.

 

 

 

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

7М03112 – МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 

 МАГИСТРАТУРА

2019-2024

 

 

Тип ОП:магистратура

Сроки ОП: 2 года

Формы обучения: очная

Трудоемкость: 120 кредитов

Присуждаемая степень: Магистр социальных наук по образовательной программе

«7М03112– Международные отношения»

Вид ОП:действующая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы, 2019

 

Сведения об образовательной программе

 

Академическая степень:

Магистр    социальных    наук    по                  образовательной программе «7М03112– Международные отношения»

Языки обучения:

казахский, русский, английский

Кадровое обеспечение:

ППС – 51 человек, Доля преподавателей, имеющих ученую степень и звание составляет 78,9%. Доля штатных                            преподавателей              в                            вузе 74,5%.Эффективность преподавания высокая. Занятия проводятся высококвалифицированными преподавателями, которые используют различные инновационные методики преподавания. ППС ОП постоянно повышают уровень своей квалификации на курсах и школах разного формата, в т.ч. зарубежных. Преподаватели выпускающей кафедры являются авторами тысяч статей в отечественных и зарубежных изданиях, сотен монографий, учебников и учебных пособий. Лекции читаются приглашенными профессорами из вузов-

партнеровдальнего и ближнего зарубежья.

Материально- техническое обеспечение:

Материально-техническая база ОП:

Для реализации образовательной программы на факультете имеютсянаучные и ресурсные центры, в которых имеются базы данных зарубежных научных центров:

1) Ресурсный  центр американских демократических исследований

2) Европейский информационный центр

3) Ресурсный информационный центр о НАТО.

4) Научно-исследовательский и образовательный Центр Германских исследований.

5) Региональный центр ООН

6) Центр евразийских исследований при КазНУ им. аль-Фараби.

7) Центр романских исследований

8) Институт       проблем               безопасности и сотрудничества

9) Кабинет дипломатии и внешней политики

10) Французский центр

11) Центр испанского языка и культуры,

Компьютерные   классы  с персональными компьютерами Pentium IV (38), подключенные к системе      Интернет      и  Универ,мультимедийный кабинет;

 

 

Библиотека КазНУ имени аль-Фараби (17846,1 кв.м.). Количество компьютеров - 314 ед.; Количество читальных залов - 9; Количество книг - 2

172 261 ед.

Учебно- методическое обеспечение:

Образовательный процесс организован по кредитной технологии обучения. Учебно-методический комплекс специальности сформирован на 100 %.

Типовые учебные программы для дисциплин обязательного компонента имеются в наличии;

-          рабочие учебные планы, утвержденные УМС факультетом Дисциплины обязательного компонента по блокам БД и ПД в рабочих учебных планах соответствуют типовой учебной программе;

-          каталог элективных дисциплин, утвержденный УМС университета, к каталогам разработаны учебно- методические пособия;

-                        программы профессиональных практик организация и проведение практик соответствуют требованиям ГОСО ПП РК №1080 и типовым правилам деятельности организаций высшего и послевузовского образования;

-                       программы государственных экзаменов утверждены УС факультетом;

-                       методические указания по итоговой государственной аттестации утверждены КазНУ имени аль-Фараби;

-                   разработаны Модульные образовательные программы, Модульные учебные планы;

-           Разработана модель выпускника-магистра по социальным наукам.

Базы практики:

МИД РК. Представительство МИД в г. Алматы, представительства международных организаций в РК, дипломатические миссии зарубежных стран в РК, Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Республики (КИСИ), Институт мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде Первого Президента Республики Казахстан; Казахстанская национальная Федерация клубов ЮНЕСКО; научно-исследовательсте центры; неправительственные организации, в т.ч., иностранные, государственные региональные структуры,                             научно-аналитические                             центры. государственные       корпорации       и       частные

транснациональные компании (АО «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами

 

 

«Самрук» и т.д.); учреждения системы высшего,

послевузовского         образования         и                                    научно- исследовательского сектора.

Академическая мобильность 

Образовательная программа дает возможность сотрудничать с мировыми ВУЗами и научными центрами:

-   Пизанский университет (Università diPisa, Italy)

-   Университет Ка Фоскари (Г.Венеция, Италия)

-   Университет Скрэнтон (г.Пенсильвания, США);

-                            Европейская          Академия           Отценхаузена (г.Отценхаузен, Германия);

-     УниверситетСантьяго-де-Компостела (University of

Santiago de Compostela, Spain)

-         УниверситетСент-Томас    (St.   Thomas    University, Canada)

-   Университет Цукуба (Япония)

-   Университет Хокайдо (Япония)

-   Университет Марбурга ( Германия)

-   г.Сен-Дени, Университет,Франция;

-            Российский     университет     дружбы     народов          ( г.Москва, Россия).

Отличительные особенности ОП с точки            зрения позиционирования на                   рынке

образовательных услуг

Программа построена на бюджетной и платной основе, носит практико-ориентированный характер. Базы практик для ОП - МИД РК, представительства международных организаций в РК, дипломатические миссии зарубежных стран в РК и др.На постоянной основе проходят встречи обучающихся с представителями дипкорпуса, аккредитованными в РК. Практикуются "гостевые" лекции ведущих зарубежных специалистов. Наличие разнообразных студенческих научных кружков, дебатных клубов.

Выборность      образовательной                    траектории                         в контексте    компетентностной модели подготовки магистрантов.

Высокий научный потенциал; Высокий образовательный уровень; Участие магистрантов в научно-исследовательских проектах;

Тесное сотрудничество с международными партнерами для проведения практик, прохождения стажировок магистрантов; обучение по программам международного обмена. Это Университет Джона Хопкинса, университет Скрэнтон (США), Токийский,     университет     Цукуба     (Япония),

Университет Дж. Неру (Индия), МГИМО, Университет Гавра (Франция), Пизанский (Италия),

 

 

Университеты Кастилия Ла Манча, Барселона, Валенсия, Толедо (Испания), Марбургский, Фрайбургский, Свободный университет Берлина (ФРГ), Университеты Польши (Варшава, Познань, Лодзь) и др.

На выпускающей кафедре международных отношений и мировой экономики имеются сложившие научные школы в области современных международных отношений, различных аспектов внешней политики РК, вопросов региональной интеграции, проблем глобальной, региональной и национальной безопасности. В рамках научных направлений кафедры реализуются научные проекты, в том числе и совместные проекты с зарубежными университетами и международными организациями.

Сопоставление с аналогичными программами зарубежных вузов: при подготовке магистров в рамках данной программы учтены аналогичные курсы МГИМО, МГУ и РУДН (Россия), ряда университетов США, Франции, Испании и Италии.

Высокий спрос на кадры на международном уровне; Интерес со стороны работодателей, иностранных посольств и представительств.

 

 

Миссия стратегии: Совершенствование образовательной программы, направленное на формирование конкурентоспособных специалистов в Республике Казахстан, на основе интеграции образования, науки и производства, подготовка специалистов в области гуманитарных наук конкурентоспособных и востребованных в мировом научно-образовательном пространстве, основанная на нравственных, эстетических, профессиональных и научных ценностях.

 

Задачи развития ОП:

  1. Разработка и совершенствование образовательной программы по программе магистратуры c учетом предложений работодателей, стейкхолдеров, обучающихся и выпускников ОП;
  2. Усиление научно-исследовательского аспекта образовательного процесса специальности.

 

Цели ОП:Подготовка высококвалифицированных специалистов в области внешней политики и международных отношений, способных оценивать различные аспекты современной международной политики, взаимодействие государств, международных организаций и других акторов на

 

международной арене на самых разных уровнях анализа; обладающих исследовательскими навыками и способных выполнить самостоятельную исследовательскую работу; в совершенстве владеющих иностранным языком; формирование у магистрантов профессиональных компетенций в соответствии с требованиями отечественного и международного рынка труда и работодателей, стандартов по данному направлению подготовки магистров

 

Научные школы или научные направления кафедры, (научные проекты):

-   Актуальные вопросы современных международных отношений;

-             Современные интеграционные процессы: Теория и практика интеграционных процессов в ЕС,Новые тренды глобальной и региональной интеграции: интеграционная политика Казахстана как составная часть внешней политики государства, Вопросы евразийской интеграции, Проблема энергетической безопасности и формирование энергетической политики в ЕАЭС;

-         Проблемы глобальной и региональной безопасности: Роль Рк в укреплении режима нераспространения ядерного оружия. Участие Казахстана в региональных структурах безопасности, Современные геополитические реалии и их влияние на распространение идей религиозного радикализма среди молодежи ЦА: новые тренды и международная практика и др.

 

 

Задачи и мероприятия по улучшению ОП

Наименование задачи

Мероприятие

Сроки реализации

1

Разработка    и                       реализация совместных образовательных

программ и инновационных проектов по созданию организационно- педагогических                                  условий достижения

современного                                 качества образования

Создание перечня актуальных и практически значимых тем, с учетом предложений работодателей

Весь период обучения

2

Привлечение работодателей в процесс совершенствования                                     ОП, определения профессиональных компетенций выпускника, подготовка                                   учебно-

методического обеспечения

При                          обновлении содержания ОП включать дисциплины, рекомендованные работодателями

Весь период обучения

 

 

дисциплин,  предложенных

работодателями

 

 

3

Обновление ОП на основе междисциплинарного подхода и разработка новых ОП магистратуры в рамках поданному направлению

Разработка и внедрение в учебный      процесс  ОП «экономическая дипломатия»,  «Цифровая дипломатия»

 

2022-2023гг.

4

Активизация связей с зарубежными партнерами с целью                            реализации совместных                              научных исследований

и          издании            учебно- методической литературы

Реализация совместных научных исследований и издании                              учебно- методической литературы

Весь период обучения

5

Усиление профориентационной работы    для  привлечения контингента обучающихся, в.т.ч. из зарубежных стран

Работа в социальных сетях,                        привлечение выпускников                         для профориентационной работы

Весь период обучения

6

Привлечение в учебный процесс отечественных и зарубежных                         научно- педагогических кадров

Проведение занятий согласно учебному плану и внедрение форм факультативов и лидерских лекций

Весь период обучения

7

Проведение анкетирования среди обучающихся и выпускников для выявления слабых и сильных сторон ОП

Разработка перечня вопросов, способных выявить соответствующие сильные и слабые стороны ОП;

Привлечение ассоциации выпускников        для получения отзыва по ОП

В конце учебного года

8

Организация проведения исследований магистрантов в ведущих НИИ республики

Внедрение системы совместного руководства

Весь период

обучения

9

Создание предпосылок для самостоятельной исследовательской деятельности обучающегося в рамках проведения НИР на всех его этапах обучения

Разработка планов исследовательских работ для магистрантов научными консультантами

Весь период обучения

10

Включение проведения поисково-

Создание перечня актуальных и практически

Весь

период

 

исследовательской работы    в    изучение      ОП. Организация консультаций работодателей и ученых НИИ                     при выборе актуальных и практически      значимых тем диссертационных работ.

значимых тем, с учетом предложений работодателей

обучения

 

 

Меры по совершенствованию и улучшению ОП

 

- внедрение более эффективных форм профориентационной работы для увеличения контингента обучающихся;

- формирование положительного имиджа ОП (через выпуск высококвалифицированных специалистов, внедрение результатов НИР и пр.);

- повышение эффективности PR-служб (выступления в СМИ);

- реализация комплекса мер, направленного на сохранение контингента (психологическое сопровождение обучающихся в течение срока обучения, увеличение числа вузовских грантов, индивидуализация обучения, мотивация к продолжению обучения и др.);

- усиление прикладных тем в диссертационных работах магистрантов;

- увеличение двудипломного образования и совместных программ;

- привлечение магистрантов в научные и хозрасчетные проекты кафедры и университета.

 

 

 

Зав.кафедры

международных отношений

и мировой экономики                                         

Е.С. Чукубаев

 

Координатор Образовательной программы

7М03112 –Международные отношения

профессор кафедры

международных отношений

и мировой экономики                                         

 К.И. Байзакова