2.9. Ожидаемые результаты обучения

2.9.1. Основной целью освоения образовательной программы является формирование у обучающихся ожидаемых результатов обучения, а на их основе профессиональных компетенций – высокоспециализированных знаний и умений применять данные знания для решения соответствующих профессиональных задач.  
2.9.2. Уровень развития профессиональных компетенций определяет конкурентоспособность специалиста на рынке труда как профессионала, способного применить полученные знания в конкретной практической ситуации, чтобы получить требуемый результат с наименьшими затратами и в оптимальный срок.
2.9.3. Связь профессиональных компетенций с теми знаниями, умениями и навыками, которые формируются во время обучения, обеспечивается Европейской рамкой квалификаций для образования в течение жизни (EQF).
2.9.4. EQF – мета-система, цель которой обеспечить прозрачность, сравнимость, сопоставимость и признание квалификаций, дипломов и свидетельств об образовании. Европейская рамка квалификаций основана на обозначении результатов обучения на каждом уровне квалификации.
2.9.5. Знания, умения и компетенции, формирующиеся у обучающегося в ходе освоения образовательной  программы, являются системными, формирующимися не только в ходе обучения, но и во время профессиональной практики, выполнения исследовательских работ и т.д.
2.9.6. Ожидаемые результаты обучения описываются как на уровне образовательной программы в целом (в паспорте образовательной программы), так и на уровне каждой конкретной дисциплины (в силлабусе дисциплины) для того, чтобы:

  • дать представление обучающимся об образовательных целях программы (модуля, дисциплины), ориентированных на достижение конкретных результатов как доминанты обучения; конкретизировать информацию, на основе которой осуществляется выбор индивидуальной траектории обучения;
  • помочь преподавателю определить образовательные цели дисциплины с позиций ожиданий обучающихся и работодателей; определить роль дисциплины как компонента образовательной программы и направления её содержательного и технологического совершенствования;
  • обеспечить координаторов и разработчиков образовательных программ объективными критериями оценки содержания программы, её логичности и согласованности в рамках модулей и программы в целом.

2.9.7. Результаты обучения в КазНУ им. аль-Фараби описываются по уровням таксономии Б. Блума: понимание знаний, применение, анализ, синтез, оценка (когнитивная, функциональная и системная компетенции).
2.9.8. В качестве результатов обучения описываются также способности к межличностному и социальному взаимодействию в сфере учебного и профессионального общения (социальные компетенции), а также способности к анализу и оценке личных образовательных достижений при выработке программ дальнейшего личностного совершенствования (метакомпетенция).
2.9.9. Ожидаемые результаты обучения являются основным ориентиром как при проектировании образовательной программы, так и при подборе методов обучения и оценки.
2.9.10. Обучающиеся имеют право в любое время любым приемлемым способом вносить свои замечания и предложения по вопросам адекватности и соответствия заявленных ожидаемых результатов обучения содержанию изучаемых дисциплин, применяемых методов обучения и оценивания как непосредственно преподавателям дисциплин, так и заведующему выпускающей кафедрой, представителям Студенческого бюро по Болонскому процессу на факультете, в Комитет факультета по качеству образования или Службу методической работы университета.
2.9.11. Все ответственные лица обязаны обеспечивать постоянную обратную связь со стороны обучающихся в процессе формирования ожидаемых результатов обучения в целях максимально возможного удовлетворения образовательных потребностей обучающихся и постоянного усовершенствования и развития образовательных программ университета.