Музей аль-Фараби

Музей аль-Фараби

Музей аль-Фараби – посвящен культурному наследию Мыслителя, чьё имя достойно носит университет с 1991 года. Музей распахнул свои двери 13 апреля 2013 года в новом зданий библиотеки аль-Фараби. Его диорамный комплекс и витрины отражают тематические разделы: «Древний Отырар – сокровищница памяти. Юные годы аль-Фараби», «По Великому Шелковому Пути. Годы постижения мудрости, познания мира. Обучение в странах Ближнего Востока», «Аль-Фараби. Диалог Востока и Запада», «Труды аль-Фараби – золотое наследие человечества. Аль-Фараби и Мыслители тюркского мира», «Великие тюрки в мировой цивилизации», «Духовное наследие аль-Фараби и современный Казахстан».

Экспозиция музея представлена уникальными материалами и копиями подлинных экспонатов музеев и библиотек мира. С организаций нового музея на базе университета бессмертное наследие аль-Фараби стало доступным широкой аудитории студенческой молодежи.

Древний Отрар – сокровищница памяти. Юные годы аль-Фараби

Диарама и витрины раздела «Древний Отрар – сокровищница памяти. Юные годы аль-Фараби» ярко и красочно передают неповторимую атмосферу средневекового Отырара – шумного многоликого тюркского города, находящегося на пересечении караванных путей. Здесь происходит смешение различных культур и религий, пестрота и суета восточного базара сменяются тишиной и сосредоточенностью знаменитой отырарской библиотеки и мусульманских медресе, где талантливая молодежь приобщается к наукам и духовному знанию под руководством мудрых учителей-наставников.

В юношеские годы аль-Фараби, до отъезда в арабские страны, имел возможность ознакомиться с сокровищницей мировой литературы в библиотеке Отырар. Тюркские одежды, характерные строения тех далеких лет, предметы утвари и средневекового быта, аскетичность убранства и богатство книжного собрания библиотеки, многие другие детали образно передают дыхание времени и дух эпохи.

По Великому Шелковому Пути. Годы постижении мудрости, познания мира. Обучения в Ближнем Востоке 

Раздел «По Великому Шелковому Пути» ярко и убедительно рассказывает об одном из наиболее значительных достижений в истории мировой цивилизации, соединившем на века «звеньями живой цепи» культуру Запада и Востока. Наиболее протяженный участок Шелкового Пути проходил через территорию Центральной Азии, в том числе и Казахстан. На пути караванов по всему Шелковому пути стали возникать и расцветать богатые города, такие как Отырар или Туркестан, торгово-ремесленные поселения, караван-сараи Перед нами предстают знаковые сооружения тех городов Великого Шелкового Пути, где побывал аль-Фараби. Караваны, груженные шелком из Китая, пряностями и самоцветами из Индии, серебряными изделиями из Ирана, византийскими полотнами, керамикой и многими другими товарами шли по пустыням и безбрежным степям, одолевали перевалы и переправлялись через реки.

По преданию, путешествующий с караванами аль-Фараби щедро утолял жажду собственного знания, постигал тайны бытия, изучал жизнь и обычаи народов мира. Абу Насыр стремился к получению знания из первых рук, он не переставал учиться и не стыдился находиться в рядах учеников будучи уже зрелым человеком, основательно обучался арабскому языку и логике. В витринах – карта следования аль-Фараби по Великому Шелковому пути, сведения об обучении его в Хорасане у Йуханны ибн Хайлана, в Багдаде у Мухаммада ибн Джаллада и Абу Бишра Матты ибн Йупуса, страницы жизни в Алеппо и Дамаске (Сирия), Каире (Египет), книги современных ученых о ступенях познания аль-Фараби, фотографии культурных памятников и т.д.

Аль-Фараби. Диалог Востока и Запада

Диарама и витрины «Аль-Фараби. Диалог Востока и Запада» образно повествует о главенствующей роли Мыслителя в единении восточной и западной философии. Аль-Фараби изучал наследие Платона, Аристотеля, которых считал своим учителями, развивал античную философию, создал новые научные теории и философские доктрины. Должное внимание в экспозиции этого раздела занимают материалы о древнегреческих философах, особенно Аристотеле, научные воззрения, метафизика и логика которых, оказали огромное влияние на формирование философии аль-Фараби.

Труды аль-Фараби оказали влияние на Ибн-Сину (Авиценну), ибн Баджа, Ибн Туфайла, Ибн Рушда, ставших его последователями, и других философов Востока. Аль-Фараби, по словам Ибн Халликана, мог сказать «если бы я жил во времена Аристотеля, я был бы лучшим среди его учеников», Париж,1842-43.

Важным проявлением, длившимся веками, диалога Востока и Запада в области культуры была эпоха Возрождения (Ренессанс). В этот период Европа   вновь обрела «сокровища» классической древнегреческой философии в значительной мере благодаря аль-Фараби. Античная философия была переосмыслена, систематизирована и обогащена учеными мусульманского мира, такими как Аль-Фараби, Авиценна, Ибн Рушд и другими, использована в последующие века европейскими учеными – Р.Бэконом, Д.Скотом, Спинозой и другими. Кроме того, благодаря трудам и переводам аль-Фараби европейская культура узнала творения восточных мудрецов.

Тема диалога актуальна   в наши дни. Она содержит в себе презумпцию толерантности и развивается в евразийском контексте, диалоге религий и цивилизаций. Диалоговая стратегия представляется выходом из экономического, политического и культурного кризиса, поскольку партнерство цивилизаций как одна из современных реалий ведет к солидарности и взаимопониманию в мире.

Труды аль-Фараби – золотое наследие человечества. Аль-Фараби и Мыслители тюркского мира

Следующий раздел «Труды аль-Фараби – золотое наследие человечества. Аль-Фараби и Мыслители тюркского мира» посвящен бесценным творениям аль-Фараби в различных областях естественных и гуманитарных наук. Ученый-философ-энциклопедист, он владел 70 языками, был автором первых нот и создал самый значительный труд по теории музыки. Широкая образованность и ученость снискали ему славу «Второго Учителя». Круг его интересов весьма широк : философия и логика, политика и этика, музыка и астрономия. Потомкам он дарит свое уникальное наследие – более 160 книг, трактатов, обогащая всемирное знание гением просвещения. Только в тече­ние XII в. дважды была переведена на латынь его «Классификация наук». Начиная с XII и вплоть до XVII в. на латынь неоднократно переводились труды «Альфарабиуса» — «О смысле разума», «Источники вопросов», ком­ментарии к «Физике» и «Поэтике» Аристотеля, «О путях к счастью», трак­таты трак­таты по логике и ряд других. Некоторые трактаты аль-Фараби дошли до нас только в латинских переводах, рукописей их арабского текста не сохрани­лось.

В витринах представлены «Великая книга музыки», наиболее известный труд Мыслителя «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», » на арабском и казахском языках, его научные трактаты, книги ученых разных стран мира по изучению наследия аль-Фараби.

Ценность данного раздела экспозиции приумножается материалами о наших Великих предках - выдающихся Мыслителях тюрского мира, таких как Тоны Кок, Билге каган, Коркыт, Жусип Баласагун, Мухамед Хайдар Дулати, Махмут Кашгари, Ахмет Яссауи, Асан Кайгы и другие. Показать богатство культурного наследия тюркоязычных народов Центральной Азии, свет просветительской мысли, которых озарил жизнь Великой степи и дал благодатную почву для развития современного Казахстана - составляет основную идею композиции этого раздела.

Духовное наследие аль-Фараби и современный Казахстан

Диарама и витрины следующего раздела подчинены единому замыслу «Духовное наследие аль-Фараби и современный Казахстан». Этот раздел является логическим завершением экспозиции и включает обширный документальный материал о социально-культурной модернизации современного Казахстана, развитии духовной и научно- образовательной сферы, обеспечении сохранности и эффективного использования культурного наследия страны в процессе реализации замечательной инициативы Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева - Государственной программы ««Мәдени мұра». Здесь будут представлены материалы по современному состоянию фарабиеведения в Казахстане, результаты научные исследований по влиянию идей аль-Фараби на развитие культуры казахского народа, воспитание духовных традиций у подрастающего поколения.

«Мировоззрение мыслителя глазами современной молодежи», « ХХI век - потомки великого предка» и многие другие темы рефератов и научных работ студентов, представленные в витринах раздела, свидетельствуют преемственности поколений, интересу молодежи к наследию аль-Фараби и других великих предков казахского народа. В витринах - исследования ученых факультета философии и политологии, научного центра им. аль-Фараби, известных историков, востоковедов, молодых ученых, Ph.D.- докторантов, магистрантов нашего университета; материалы конференций, посвященных творчеству философа; новые книги по фарабиеведению и переводы его трудов, опубликованные по Государственной программе «Мәдени мұра» и т.д.