Объявления

Уважаемые студенты и магистранты!

Центр «Русский язык и культура» приглашает вас принять участие в межфакультетском конкурсе.

Конкурс будет состоять из двух частей:

1) Конкурс чтецов;

2) Лучшее эссе: «Я русский бы выучил…».

Победители конкурса будут награждены призами и дипломами.

Всех желающих принять участие в конкурсе просим сдать свои эссе в центр или же отправить по адресу mmanshuk@mail.ru до 24 октября.

По всем вопросам просим обращаться в оргкомитет.

Оргкомитет: Центр «Русский язык и культура», факультет филологии и мировых языков, 305 б; 317.

Контактные данные: 377 33 39 (вн. 13 29); 8707 108 68 87.

Уважаемые преподаватели, магистранты и студенты Казахского Национального Университета имени аль-Фараби!

  Мы рады сообщить Вам, что при содействии центра «Русский язык и культура» в КазНУ имени аль-Фараби пройдет II международная учебно-методическая конференция «Актуальные вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: теория и практика». Участники конференции могут представить свои работы в трёх секциях: «Методика преподавания иностранных языков в средней и высшей школе», «Проблемы преподавания филологических дисциплин в высшей школе», а также «Актуальные проблемы межкультурной коммуникации и переводоведения». Организационным комитетом предусмотрено провидение мастер-классов немецкого, французского и английского языков.

Дата провидения: 29 января 2016 года

Время провидения: 900 - 1730

Наши двери открыты всем желающим! Приходите и получите бесценный опыт!


Уважаемые преподаватели, магистранты и студенты Казахского Национального Университета имени аль-Фараби!

КазНУ им. аль-Фараби в рамках работы центра «Русский язык и культура» проводит открытый семинар на тему: «Добро в произведениях Л.Н. Толстого». В роли лектора выступит известный профессор, доктор филологических наук ИбраеваЖанарКулматовна. Окунитесь в захватывающий мир литературы, разбирая произведения одного из наиболее широко известных писателей и мыслителей, ещё при жизни признанного главой русской литературы! 

Дата провидения: 25.11.15 

Место провидения: КазНУ им. аль-Фараби, факультет филологии и мировых языковНаши двери открыты для Вас! Ждем всех желающих!

 

Уважаемые преподаватели, магистранты и студенты Казахского Национального Университета имени аль-Фараби!

Центр «Русский язык и культура» при КазНУ им. аль-Фараби вновь спешит открыть для Вас свои двери! Мы приглашаем Вас принять участие в открытой лекции на тему: «Русский язык и языковые контакты в Казахстане». В роли лектора выступит  казахстанский филолог, Президент Казахстанской ассоциации преподавателей русского языка и литературы, вице-президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы – Сулейменова Элеонора Дюсеновна. Не упустите свой шанс получить бесценный опыт и глубокие знания!

Дата провидения: 02.12.15 
Место провидения: КазНУ им. аль-Фараби, факультет филологии и мировых языковПриглашаются все желающие!

Уважаемые преподаватели, магистранты и студенты Казахского Национального Университета имени аль-Фараби!

Мы рады сообщить, что центр «Русский язык и культура» вновь откроет для Вас свои двери! Приглашаем Вас принять участие в I Студенческой олимпиаде по русскому языку, которая пройдет в городе Алматы. На олимпиаду съедутся лучшие студенты со всего Казахстана. Каждый участник сможет блеснуть своими знаниями в общем языкознании, социолингвистике, тюркологии, а также продемонстрировать знание русского, казахского и английского языков. Олимпиада состоится 1 апреля 2016 года в КазНУ им. Аль-Фараби.

Наши двери открыты всем и каждому! Приходите за бесценным опытом и положительными впечатлениями!


Уважаемые преподаватели, магистранты, а также студенты КазНУ имени аль-Фараби!

     Мы рады сообщить Вам, что 29 апреля при содействии центра «Русский язык и культура» на факультете филологии и мировых языков состоится Международная научно-теоретическая конференция «Язык как мягкая сила», посвященная 25-летию независимости Республики Казахстан. Это мероприятие, ежегодно проводимое кафедрой общего языкознания и европейских языков КазНУ имени аль-Фараби в рамках традиционной конференции «Ахановские чтения», в этом году пройдет в 19 раз. Конференция соберет под одной крышей самых опытных языковедов Казахстана и России.

    Приходите за обменом ценными знаниями и блестящими идеями! Получите бесценный опыт и море положительных эмоций! Вас ждут интересные доклады и поучительные лекции от мастеров своего дела! 

Дата провидения: 29.04.2016

Место провидения: КазНУ, факультет филологии и мировых языков, 312 аудитория

 

 

Казахский национальный университет имени Аль-фараби

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ И МИРОВЫХ ЯЗЫКОВ

КАФЕДРА ОБЩЕГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ И ЕВРОПЕЙСКИХ ЯЗЫКОВ

ЦЕНТР РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

КЛУБ «МОЛОДОЙ ЛИНГВИСТ» 

IV РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА

                             «ЛУЧШИЙ ЛИНГВИСТ – 2017»

 

                             ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

 14 апреля 2017 года  кафедра общего языкознания и европейских языков, клуб «Жас лингвист» совместно с Центром русского языка и литературы Казахского национального университета имени аль-Фараби проводит  VШ Республиканскую интеллектуальную олимпиаду «Лучший лингвист-2017».

Олимпиада проводится с целью выявления и развития у студентов творческих способностей и интереса к научно-исследовательской  деятельности, пропаганды знания русского языка, содействия профессиональной ориентации будущих специалистов.

Принять участие в олимпиаде могут студенты 1 и 2-х курсов казахских отделений, для которых русский язык является неродным. Олимпиада проводится в 2 этапа:

  • ·    
  • ·     ІІ этап. 14 апреля 2017 года – проведение VШ Республиканской интеллектуальной олимпиады «Лучший лингвист-2017»  в КазНУ (Условия Олимпиады в ПРИЛОЖЕНИИ 2).

Заявление об участии в олимпиаде «Лучший лингвист-2017» см. В ПРИЛОЖЕНИИ 1. Заявления принимаются до 1 марта по электронному адресу uzdik_lingvist@mail.ru.

 

Организаторы:

Кафедра общего языкознания и европейских языков

Центр русского языка и литературы факультета филологии и мировых языков

Клуб «Молодой лингвист»

КазНУ им.  аль-Фараби

Алматы, Казакстан
Тел: 8 (727) 377-33-39 (13-29)

Ибраева Жанар Кулматовна: 8 701 727 58 16

Мамбетова Маншук Кудайбергеновна: 8 707 108 68 87

E-mail: uzdik_lingvist@mail.ru 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

 КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АЛЬ-ФАРАБИ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ И МИРОВЫХ ЯЗЫКОВ

 

КАФЕДРА ОБЩЕГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ И ЕВРОПЕЙСКИХ ЯЗЫКОВ

ЦЕНТР РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

КЛУБ «МОЛОДОЙ ЛИНГВИСТ»

 

VШ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА

«ЛУЧШИЙ ЛИНГВИСТ – 2017»

АНКЕТА УЧАСТНИКА


 

Наименование университета

Фамилия, имя участника (полностью)

 

Телефоны, адреса эл. почты

1.

 

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Организаторы:

Кафедра общего языкознания и европейских языков

Центр русского языка и литературы факультета филологии и мировых языков

Клуб «Молодой лингвист»

КазНУ им.  аль-Фараби

Алматы, Казакстан
Тел: 8 (727) 377-33-39 (13-29)

Ибраева Жанар Кулматовна: 8 701 727 58 16

Мамбетова Маншук Кудайбергеновна: 8 707 108 68 87

E-mail: uzdik_lingvist@mail.ru 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

 КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АЛЬ-ФАРАБИ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ И МИРОВЫХ ЯЗЫКОВ

 

КАФЕДРА ОБЩЕГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ И ЕВРОПЕЙСКИХ ЯЗЫКОВ

ЦЕНТР РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

КЛУБ «МОЛОДОЙ ЛИНГВИСТ»

 

VIII РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА

«ЛУЧШИЙ ЛИНГВИСТ – 2017»

2 тур олимпиды:

І тур. Мини-эссе на определенную тему.

ІІ тур: «Темы, темы, темы» (творческий конкурс).  

ІІІ тур: Викторина.

ІV тур: «Полиглот» (коммуникативная ситуация).

Условия олимпиады:

 

  • ·         В 1 туре участникам предлагается на выбор одна тема, на которую необходимо подготовить и написать мини-эссе (150 слов) на русском языке в течение 30 минут.
  • ·         Во 2 туре каждому участнику предоставляется возможность описать изображение (картинку) на русском языке. Время выполнения задания – 10 минут. Творчество и креатив приветствуются.
  • ·         3 тур «Викторина». Участники отвечают на вопросы лингвистических дисциплин и на вопросы общепознавательного характера.
  • ·         4 тур «Полиглот». Участники демонстрируют владение языками. По итогам всех туров конкурса на основании подсчета голосов независимого жюри  конкурса, участник, набравший наибольшее количество баллов, становится победителем олимпиады «Лучший лингвист – 2017».

 

Место проведения: КазНУ имени аль-Фараби, факультет филологии и мировых языков

14 апреля 2017 г.

9.30 – регистрация участников;

10.00-12.00– Проведение олимпиады;

12.30– Награждение победителей.

 

Организаторы:

Кафедра общего языкознания и европейских языков

Центр русского языка и литературы факультета филологии и мировых языков

Клуб «Молодой лингвист»

КазНУ им.  аль-Фараби

Алматы, Казакстан
Тел: 8 (727) 377-33-39 (13-29)

Ибраева Жанар Кулматовна: 8 701 727 58 16

Мамбетова Маншук Кудайбергеновна: 8 707 108 68 87

E-mail: uzdik_lingvist@mail.ru 

 

Уважаемые преподаватели, докторанты и магистранты!!!

   С 26 июня по 01 июля 2017 г. проводится Международная летняя лингвистическая школа «Русский язык и культура: традиции, новации и перспективы» на базе КазНУ им. аль-Фараби и Центра «Русский язык и культура» (грант Фонда «Русский мир», Москва, Россия).

   Занятия проводят лекторы московских университетов. По окончании летней школы будут выданы сертификаты с логотипом фонда «Русский мир».

  Проект "Международная летняя лингвистическая школа «Русский язык и культура: традиции, новации и перспективы» выполняется на базе и кафедры общего языкознания и европейских языков и Центра «Русский язык и культура» при Казахском национальном университете имени аль-Фараби (г. Алматы, Республика Казахстан).

  Цель проекта: 

1) всемерное содействие практической реализации Соглашения о сотрудничестве, заключенного между Фондом «Русский мир» и Казахским национальным университетом им. аль-Фараби;

2) популяризации русского языка и культуры на современном этапе;

3) проведение серии лекций и мастер-классов по актуальным вопросам преподавания и изучения русского языка и культуры.

   В рамках проекта будут обсуждены вопросы, которые представляют статус и развитие русского языка в современном мире, а также методики преподавания русского языка как родного и иностранного. Намечены тематические лекции и мастер-классы, на которых предполагается обсуждение о роли русского языка как языка с высоким коммуникативным статусом в эпоху глобализации и интеграции с учетом новых технологий («сокращение языка», язык и социальный престиж, интенсификация языковых контактов, язык и миграция, смешение языков, «народная» рефлексия о языке и «народные» меры по защите языков, глобальное и локальное в развитии языков). Мастер-классы будут посвящены принципам моделирования и описания человека удивляющегося на материале русского языка, т.е. человека, который, оказавшись в другой лингвокультуре, вынужден / пытается переключиться с одного культурного кода на другой. Описание «человека удивляющегося» осуществляется на основе: а) материалов, полученных при помощи метода кросс-культурного анкетирования; б) кросс-культурного анализа дневника самонаблюдения. Лекции будут посвящены теоретическим основам и принципам построения планируемого к созданию тематического классификатора, который получил название «Русская лингвокультура в сравнении с другими лингвокультурами».

Результаты освоения знаний в рамках летней школы будут оценены в виде сертификатов Фонда "Русский мир". 

Участниками летней школы являются преподаватели вузов, учителя школ, студенты, магистранты, докторанты, учащиеся.

Время проведения: с 9.00 до 16.00.

Место проведения: Казахский национальный университет им. аль-Фараби

Факультет филологии и мировых языков

Центр «Русский язык и культура» (ауд. 305 б) и ауд. 312.

С уважением, оргкомитет


25 августа 2017 проводится Мастер-класс для учителей русского языка и литературы школ г. Алматы на тему: «Новые подходы в обучении русскому языку» на базе КазНУ имени аль-Фараби и Центра «Русский язык и культура».

Занятия проводят лекторы КазНУ им. аль-Фараби.

В рамках мастер-класса будут обсуждены вопросы по методике преподавания русского языка и литературы в школе и вузах, а также методике преподавания русского языка как иностранного.

 

Место проведения: Казахский национальный университет им. аль-Фараби.

Факультет филологии и мировых языков

Центр «Русский язык и культура» (ауд. 305 б) и ауд. 304 А.

Время проведения: с 9.00 до 16.00.

 

Организаторы:

Кафедра общего языкознания и европейских языков

Центр русского языка и литературы факультета филологии и мировых языков

КазНУ им.  аль-Фараби

Алматы, Казакстан 
Тел: +7 (727) 377-33-39 (13-29)

E-mail: zh.umatova@mail.ru

 

Уважаемые преподаватели, магистранты, студенты!

 В рамках реализации проекта «Айналаңды нұрландыр» и ко Дню языков народа Казахстана преподаватель кафедры общего языкознания и европейских языков факультета филологии и мировых языков совместно со студентами 1 курса специальности «Иностранный язык: два иностранных языка» приглашают всех желающих посетить мероприятие на тему «Величайшее богатство народа - его язык» М.А. Шолохов.

Место проведения: факультет филологии и мировых языков, ауд. 305 Б.

Время: 22.09.2017 г. 13.00-13.50.

Организаторы: Центр русского языка и культуры (доцент Уматова Ж.М.)

+7 (727) 377 33 39 (внутр. 13-29)

zh.umatova@mail.ru


Уважаемые преподаватели, магистранты, студенты!

Центр русского языка и культуры факультета филологии и мировых языков при КазНУ им. аль-Фараби приглашает вас на познавательные занятия по русскому языку для различных уровней, а также увлекательные путешествия в мир русской истории и культуры.

Место проведения: факультет филологии и мировых языков, ауд. 305 Б., Центр русского языка и культуры

Время: Понедельник, Среда, Пятница 17.00-19.00

Организаторы: доцент Уматова Жанна Максутовна

+7 (727) 377 33 39 (внутр. 13-29), zh.umatova@mail.ru

 

Уважаемые преподаватели школ и вузов!

5-6 октября 2017 г. в городе Алматы в Казахстанский филиал МГУ им. М.В. Ломоносова и Российский центр науки и культуры в Астане проводят Курсы повышения квалификации преподавателей и учителей русского языка и литературы.

В рамках курсов будут проведены:

методические семинары «Норма и ее изменения»; «Интерактивные принципы и приемы преподавания фольклора в вузе и школе»; «Спорные вопросы преподавания морфемики и словообразования в вузе и школе»;

мастер-классы «Культурно-исторический анализ текста»; «лингвокультурологический анализ текста»; «Научные проекты по фольклору и мифопоэтике для школьников»;

панельная дискуссия «О специфике филологического образования в вузе и школе».

 

Уважаемые преподаватели, магистранты, студенты!

10 ноября 2017 года в 17.00 в актовом зале ГУК-4 Центр русского языка и культуры и преподаватели  факультета довузовского образования совместно с представителями Генерального консульства КНР в Алматы проведут общегородскую встречу китайских студентов.

На мероприятии планируется присутствие Первого проректора КазНУ им. аль-Фараби Буркитбаева М.М.

Приглашаем всех желающих.

Ответственные за проведение мероприятия:

Факультет довузовского образования  Ж.Е. Жаппасов, зав.кафедрой, Г.К.Ихсангалиева, Центр русского языка и культуры – Ж.М.Уматова

 

Уважаемые преподаватели, магистранты, студенты!

6-8 декабря 2017 г. в КазНУ им. аль-Фараби на базе "Центра русского языка и культуры пройдут курсы повышения квалификации «Методика обучения русскому языку как неродному и как иностранному в условиях поликультурного образования» для преподавателей РКИ и учителей школ г. Алматы.

Место проведения: Библиотека "аль-Фараби", аудитории 304, 305.

Время: 14.00-18.00.

Организаторы: Автономная некоммерческая организациия поддержки гуманитарных программ «Русская Гуманитарная Миссия», МГУ им. М.В. Ломоносова, филологический факультет. Центр русского языка и культуры.

 

Автономная некоммерческая организация поддержки гуманитарных программ «Русская Гуманитарная Миссия»

 МГУ имени М.В. Ломоносова, филологический факультет

 

ПРОГРАММА повышения квалификации

Методика обучения русскому языку как неродному и как иностранному в условиях поликультурного образования

 

 Москва – 2017


1. Цель реализации программы

  • ·        совершенствование теоретической и практической методической подготовки в области преподавания русского языка как неродного и как иностранного с учетом условий поликультурного образования страны/региона;
  • ·        знакомство с современными концепциями, методами, средствами и технологиями обучения русскому языку как неродному и как иностранному в школе и вузе, а также с основными источниками информации в этой области: монографиями, учебниками, учебными пособиями и интернет-ресурсами, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями;
  • ·        знакомство с моделями организации процесса преподавания русского языка как неродного и как иностранного на разных этапах и уровнях владения русским языком с использованием современных информационных технологий;
  • ·        приобретение компетенций в области создания средств обучения русскому языку как неродному и как иностранному.

 2. Формализованные результаты обучения

В результате прохождения учебной программы слушатели должны приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

  • ·   знания о предмете и объектах теории и методики преподавания русского языка как неродного и как иностранного в современной поликультурной среде, о современных методических концепциях (С-ОНК-5);
  • ·   способность использовать полученные методические знания в контексте своей профессиональной деятельности преподавателя русского языка как неродного и как иностранного в общеобразовательной и высшей школе с учетом региональных особенностей (С-ИК-1);
  • ·   способность к профессиональному творчеству и порождению инновационных идей (С-СК-1);
  • ·   способность к разработке новых методов преподавания с учетом особенностей языковой ситуации в стране/регионе, к инновационной научно-образовательной деятельности (С-СК-3);
  • ·   представление о структуре и перспективах развития теории и методики преподавания русского языка как неродного и как иностранного в поликультурной школе, знание основных понятий и терминов лингводидактики (С-ОПК-1);
  • ·   готовность использовать в преподавательской практике основные источники профессионально значимой информации: монографии, учебники, учебные пособия и интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии, каталоги, словари;
  • ·   знание современных методик и владение навыками преподавания русского языка как неродного и как иностранного различным категориям учащихся; умение разрабатывать учебные материалы для проведения соответствующих занятий.

 

 3. Содержание программы

Учебный план

программы повышения квалификации

«Методика обучения русскому языку как неродному и как иностранному в условиях поликультурного образования»

Категория слушателей (требования к слушателям) – лица, имеющие высшее филологическое/педагогическое образование, сфера профессиональной деятельности – педагогическая работа в общеобразовательной и высшей школе.

Срок обучения – 18 часов. (2 модуля по 9 часов каждый)

Форма обучения – без отрыва от работы.

Модуль 1. Проблемы современной методики обучения русскому языку как неродному и как иностранному в условиях поликультурного образования.

12 часов

 п/п

Наименование

разделов

Всего,

час.

В том числе

лекции

практич.

и лаборат.

занятия

1.1.

Предмет и задачи современной методики преподавания русского языка как неродного и как иностранного в условиях поликультурного образования.

2

2

 

1.2.

Психологические основы овладения иноязычной речевой деятельностью.

2

2

 

1.3.

Система обучения русскому языку как неродному и как иностранному. Содержание обучения и его основные компоненты. Структура урока.

2

1

1

1.4.

Современные методы и технологии обучения русскому языку как неродному и как иностранному.

3

2

1

1.5.

Современные средства обучения русскому языку как неродному и как иностранному.

3

1

2

 

Итого

12

8

4

Итоговая аттестация

зачет


Модуль 2. Обучение иноязычной речевой деятельности с использованием современных педагогических средств и инструментов.

12часов

2.1.

Система обучения аспектам языка и видам речевой деятельности.

2

2

 

2.2.

Текст как средство и цель обучения.

2

2

 

2.3.

Методы и средства обучения иноязычному аудированию.

2

1

1

2.4.

Методы и средства обучения иноязычному чтению.

2

1

1

2.5.

Методы и средства обучения иноязычному говорению.

2

1

1

2.6.

Методы и средства обучения письму и письменной речи.

2

1

1

 

Итого

12

8

4

Итоговая аттестация

зачет


Учебно-тематический план программы повышения квалификации

«Методика обучения русскому языку как неродному в национальной и полиэтнической школе»

Модуль 1. Проблемы современной методики обучения русскому языку как неродному и как иностранному в условиях поликультурного образования.

12 часов

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего,

час.

В том числе

лекции

практич.

и лаборат. занятия

1

2

3

4

5

1.1.

Предмет и задачи современной методики преподавания русского языка как неродного и как иностранного в условиях поликультурного образования.

2

2

 

1.1.1.

Социолингвистическая, психологическая, лингвистическая характеристика билингвизма. Билингвизм и бикультурализм. Специфика обучения русскому языку как неродному и как иностранному в поликультурной образовательной среде. Проблемы учебного двуязычия.

1

1

 

1.1.2

Профессиограмма современного преподавателя русского языка как неродного и как иностранного. Понятие о методике как педагогической науке. Связь методики с другими науками (лингвистикой, лингво­культурологией, когнитивной лингвистикой, психологией, психолингвистикой, этнопсихо­лингвистикой педагогикой, дидактикой, социологией, социолингвистикой).

1

1

 

1.2.

Психологические основы овладения иноязычной речевой деятельностью.

2

2

 

1.2.1

Теория речевой деятельности и ее использование в методике преподавания русского языка как неродного и как иностранного. Мотивационная основа овладения иноязычной речевой деятельностью. Понятия «деятельность», «действие», «операция».

1

1

 

1.2.2

Процесс усвоения знаний, формирования речевых навыков и развития речевых умений в системе обучения русскому языку как неродному и как иностранному. Механизмы речевой деятельности. Взаимосвязь видов речевой деятельности в процессе обучения.

1

1

 

1.3.

Система обучения русскому языку как неродному и как иностранному. Содержание обучения и его основные компоненты. Структура урока.

2

1

1

1.3.1

Система обучения русскому языку как неродному: общая характеристика. Основные компоненты системы обучения. Цели и задачи обучения (понятие о компетентностном подходе). Этапы обучения (начальный, средний, продвинутый, завершающий) и уровни владения русским языком (А1-С2). Компонентная структура коммуникативной компетенции.

1

1

 

1.3.2

Учебный процесс и методы педагогического проектирования. Урок как единица учебного процесса. Планирование учебного процесса. Традиционные и инновационные технологии построения урока.

1

 

1

1.4.

Современные методы и технологии обучения русскому языку как неродному и как иностранному.

3

2

1

1.4.1

Методы и технологии обучения русскому языку как неродному с точки зрения современных образовательных подходов. Преимущества, недостатки, перспективы развития.

1

1

 

1.4.2

Особенности использования различных методов обучения в практике преподавания русского языка как неродного в зависимости от целей обучения и контингента учащихся.

1

1

1

1.5.

Современные средства обучения русскому языку как неродному и как иностранному.

3

1

2

1.5.1

Классификация средств обучения русскому языку как неродному и как иностранному. Особенности применения средств обучения в зависимости от этапа обучения и уровня владения русским языком.

1

1

 

1.5.2

Основные требования к коммуникативному учебнику. Учебные комплексы (печатные и электронные) по русскому языку для инофонов, принципы их построения и практика использования. Разработка учебных материалов на принципах интеграции педагогических и информационных технологий.

1

 

2

 

Итого

12

8

4

 

Итоговая аттестация

зачет

Модуль 2. Обучение иноязычной речевой деятельности с использованием современных педагогических средств и инструментов.

12 часов

2.1.

Система обучения аспектам языка и видам речевой деятельности.

2

2

 

2.1.1

Специфика работы по обучению фонетике, ритмике и интонации на разных этапах обучения.

1

1

 

2.1.2

Принципы отбора и презентации лексического и грамматического материала на разных этапах обучения. Грамматика активная и рецептивная. Лексический минимум; продуктивный (активный), рецептивный (пассивный) и потенциальный словари учащихся

1

1

 

2.2.

Текст как средство и цель обучения. 

2

2

 

2.2.1

Текст как высшая единица речи, форма предъявления учебного материала и средство для формирования навыков и развития умений. Понятие текстотеки в теории и практике преподавания русского языка как неродного и как иностранного.

1

1

 

2.2.2

Классификация текстов в целях преподавания (жанры, функционально-смысловые типы, формы и виды текстов). Способы и приемы работы с текстом на разных этапах обучения.

1

1

 

2.3.

Методы и средства обучения иноязычному аудированию.

4

1

3

2.3.1

Аудирование как вид речевой деятельности, как цель и средство обучения. Связь аудирования с другими видами речевой деятельности. Роль и место аудирования на разных этапах и при разных целях обучения.

1

1

 

2.3.2

Средства обучения аудированию. Требования, предъявляемые к организации и презентации аудиотекста. Принципы построения системы упражнений при обучении аудированию.

 

 

1

2.4.

Методы и средства обучения иноязычному чтению.

2

1

3

2.4.1

Чтение как вид речевой деятельности, как цель и средство обучения. Связь чтения с другими видами речевой деятельности. Типология видов чтения; роль и место чтения при разных целях и на разных этапах обучения. Обучение гибкому чтению.

1

1

 

2.4.2

Средства обучения чтению. Принципы отбора и адаптации текстов при обучении чтению; требования к текстам, предназначенным для обучения различным видам чтения. Принципы построения системы упражнений при обучении различным видам чтения. Система работы над текстами разных функционально-стилевых подсистем.

 

 

1

2.5.

Методы и средства обучения иноязычному говорению.

2

1

1

2.5.1

Говорение как вид речевой деятельности; роль и место говорения при разных целях и на разных этапах обучения. Связь говорения с другими видами речевой деятельности. Лингвистические, психологические и экстралингвистические трудности говорения.

1

1

 

2.5.2

Монолог, диалог, полилог как формы устной речи. Принципы отбора языкового материала при обучении говорению. Обучение воспроизведению речи (репродукция). Обучение подготовленной / неподготовленной самостоятельной речи (продуцирование). Понятие речевой ситуации; принципы построения системы упражнений по обучению различным формам устрой речи.

 

 

1

2.6.

Методы и средства обучения письму и письменной речи.

2

1

1

2.6.1

Письмо как вид речевой деятельности, как цель и средство обучения; лингвистические и экстралингвистические трудности письма. Связь письма с другими видами речевой деятельности. Методика обучения технике письма и письменной речи на разных этапах и при разных целях обучения.

1

1

 

2.6.2

Формы и жанры письменной речи. Обучение конспектированию, реферированию, анноти­рованию, тезированию и самостоятельным (творческим) видам письменных работ. Принципы отбора текстов и требования к текстам, предназначенным для обучения письму. Системы упражнений и заданий при формировании навыков и развитии умений письма.

 

 

1

 

Итого:

12

8

4

Итоговая аттестация

зачет

4. Учебно-методическое обеспечение программы

Самостоятельная работа слушателей обеспечена предлагаемым списком основной и дополнительной литературы, включающей теоретические работы по различным аспектам теории и методики преподавания русского языка как неродного и как иностранного, учебные пособия для учащихся и преподавателей, образовательные стандарты по русскому языку как иностранному и др.