История школы

 

 

 

 

Профильной школе Казахского национального университета имени аль-Фараби уже более десяти лет, и на протяжении всей своей истории, она не только развивалась в рамках традиций университета, но и создавала свои, идя в ногу со временем к намеченной цели достойно справляясь со своими задачами.

 

 

 

 

 

Профильная школа открылась в 2011 году, как структурное подразделение факультета довузовского образования «Бейіндік мектеп» для учащихся 10 и 11 классов, решением ученого совета Казахского национального университета имени аль-Фараби от 27 июня (протокол №7) и приказом ректора № 236 от 11 июля, в свете новых задач развития казахстанского образования, ориентированной на создание конкурентоспособного образования.

 

 

21 октября 2011 года Казахский Национальный Университет имени аль-Фараби получил Государственную лицензию на образовательную деятельность основного среднего и общего среднего образования, выданную Управлением экономики и бюджетного планирования г. Алматы за №0163130, серия АА-5.

 

Целью создания профильной школы было определение стратегических приоритетов в развитии образования для формирования национальной модели многоуровневого непрерывного образования, интегрированной в мировое образовательное пространство.

 

Основные задачи профильного обучения:

- создание целостной системы кластера непрерывного образования (школа-колледж-университет), инновационной модели общего среднего образования, отвечающая современным требованиям реформы казахстанского образования;

- обновление содержания учебного, учебно-методического обеспечения, дифференциация содержания обучения с включением вузовских компонентов и учебных программ НИШ;

- апробация инновационных разработок университета в области методики и методологии обучения на уровнях общего среднего образования.

 

Миссия школы заключается в подготовке выпускников, будущих представителей интеллектуальной нации, представители которой обладают не только конкурентоспособными знаниями, креативным мышлением, но и высокими гражданскими и нравственными принципами, чувством патриотизма и социальной ответственности, личностей с активной общественной позицией, способных к познанию, исследованию и творчеству, обладающих высокой культурой и духовностью.

 

Особенность профильной школы КазНУ им. аль-Фараби заключается в реализации программы профильного обучения, нацеленной на интеграцию государственного общеобязательного стандарта образования (ГОСО) общего среднего образования с ГОСО высшего образования (бакалавриат), на подготовку выпускников к осознанному выбору профессии, создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации обучающихся, на интеллектуальное развитие, формирование навыков самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности.

Так, в профильной школе КазНУ имени аль-Фараби открыты классы с химико-биологическим, общественно-гуманитарным и физико-математическим профилями обучения.

 

 

 

В классах с химико-биологическим профилем обучения, реализация образовательной программы общего образования обеспечивает дополнительную (углубленную) подготовку по профильным предметам – химия и биология.

 

 

 

Для классов общественно-гуманитарного профиля предметами повышенного уровня обучения являются – литература,

языковые предметы,

история Казахстана и Всемирная история.

 

 

 

В классах математического профиля углубленно изучаются – математика, физика и информатика.

 

 

 

 

 

 

Обучение по каждому профильному направлению обеспечивается высококвалифицированными педагогическими кадрами, необходимыми методическими и материальными условиями в соответствии с социальным запросом.

В целях повышения эффективности учебно-методической и научно-исследовательской работы Школы, организация и обеспечение учебного процесса в ней осуществляется совместно с факультетами и научными центрами КазНУ им. аль-Фараби. В рамках образовательного партнерства организуются лекции и семинары, круглые столы среди преподавателей, стажировки учащихся и учителей, выездные школы-семинары на базе факультетов и кафедр университета.

 

Первым директором профильной школы была назначена Алпысбаева Дария Есболовна – выпускница факультета механики и прикладной математики Казахского государственного университета им. С.М. Кирова, начавшая свою трудовую деятельность в КазНУ с 1988 года.

На этом посту Алпыспаева Д.Е. проработала до 2018 года.

 

 

За период с 2011 года по 2018 год профильная школа достигла определенных успехов в организации профильного обучения, основные результаты которого заключаются в обеспечении высокого качества обученности.

Участие 70% школьников в районных, городских и республиканских олимпиадах и научных проектах, 10% участников завоевали призовые места и получили сертификаты в районных и городских олимпиадах и международных научных конкурсах.

 

 

 

Составленные учебные планы с учетом оптимизации образовательных программ профильного обучения по общественно-гуманитарному и естественно-математическому направлениям показали качественный рост развития творческих и научных способностей учащихся 10-11-х классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи развития Профильной школы требуют от учителя выработки у себя новой позиции педагога-профессионала.  При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его ценностей, его убеждения и установки.

Для этого в школе были созданы оптимальные условия для научно-исследовательской деятельности учителей. Профильная школа перешла с традиционной модели образования на модель образовательного учреждения нового типа.

Педагогический коллектив школы пошел по пути сочетания уровневой и профильной дифференциации в учебно-воспитательной системе, которая предполагает изучение естественно-научных и экономико-математических и гуманитарных циклов предметов в соответствии со способностями и выбором учащихся.

 

 

Так же организована работа школьных психологов, способствующая оптимизации контактов среди учителей, а также учителей с учащимися и их родителями. В профильной школе проводятся тренинги межличностного общения в коллективах классов, которые способствуют становлению более гуманных форм общения. В школе организована служба доверия для снижения уровня личностной тревожности подростков, оказание им психотерапевтической помощи.

 

В школе создана и функционирует орган ученического самоуправления – Школьный Совет во главе с Президентом школы и кабинетом Министров, что способствует становлению норм демократической культуры, развитию гражданских и патриотических чувств учащихся, инициативы в коллективе школы, а также реализации прав автономии в решении спорных вопросов в классах.

 

 

 

 

 

Каждый год в школе проходят выборы президента Школьного Совета, в котором участвуют лучшие, достойные этого звания ученики. Выборы – это одна из форм коллективной деятельности, при которой каждому участнику приходится принимать самостоятельное решение и отдавать предпочтение тому или иному кандидату. Ученики со всей ответственностью относятся к этому мероприятию, ведь они выбирают Президента, который будет стоять на страже их интересов.

 

 

 

 

Создана родительская общественная организация «Родительский Совет», который координирует действия учителей и родителей для решения приоритетных задач учебно-воспитательного процесса.

 

 

 

 

 

 

25 мая 2013 года состоялся последний звонок и первый выпуск учащихся 11 классов Профильной школы. С напутственными словами: «Позади у тебя - школа! Впереди - целая жизнь! В добрый путь, выпускник!» выступили директор школы, гости, а также родители. Первый выпуск 11 классов состоял из 22 учеников.

Все выпускники Школы, успешно сдавшие ЕНТ, поступили в КазНУ им. аль-Фараби и в другие национальные, государственные и частные вузы страны[МГ1] .

 

 

 

 

 

 

С 2018 года на должность директора школы была назначена Кульжанова Ботагоз Ниязовна – специалист с большим опытом в сфере образования и управления. Человек, который внес большой вклад в развитие и процветание школы.

 

 

 

 

Впервые решением педагогического совета с 1 сентября 2018 года ввели 8 и 9 классы с русским и казахским языками обучения. Эти классы стали предпрофильными классами, с более углубленным изучением учебных предметов по естественным и гуманитарным циклам.  

 

В 2017-2018 учебном году в школьную программу был включен предмет шахматы. Феномен шахмат заключается в активном стимулировании нестандартного мышления. Поэтому перед уроками шахмат стояла большая задача по развитию памяти, логики, умения анализировать происходящее. Навыки, приобретенные на уроках по шахматам, помогут учащимся в научно-исследовательской работе.

 

Первым учителем шахмат был Искаков Бахтияр Абуталлипович. В апреле 2018 года совместно с республиканской ассоциацией шахматистов были проведены первые городские соревнования по шахматам среди учащихся школ на приз Директора школы.

Учащиеся нашей школы показали отличные результаты в игре по шахматам. В команде из 15 учеников призерами и победителями стали 7 человек. Эти соревнования стали традиционными.

 

В 2018-2019 учебном году было принято решение о разделения уроков физкультуры и хореографии. Классы разделили на группы мальчиков и девочек, мальчики занимались традиционными уроками физкультуры, а девочки хореографией.

 

Так же, в этом учебном году с целью поднятия патриотического духа, развития эмоциональной культуры, чувст, нравственности и формирования интеллекта среди учащихся, в Профильной школе был введен урок домбры.

 

 

 

На сегодняшний день в нашей школе есть свой оркестр домбристов, который участвует на всех знаковых мероприятиях университета.

 

 

 

 

В январе 2019 года профильная школа впервые выступила в роли организатора научно-практической конференции среди учащихся школ «Юный аль-Фараби» в республиканском масштабе.

Были приглашены участники со всех регионов страны. Приняли участие более 300 учащихся из 8 городов Казахстана: Уральска, Тараза, Караганды, Павлодара, Шымкента, Атырау, Талдыкоргана, Кустаная.

Организация и проведение мероприятия была высоко оценена гостями-участниками, руководителями групп и университета.

В планах школы есть цель расширения масштабов участия в научно-практической конференции, перейти на международный уровень с привлечением учащихся стран СНГ и дальнего зарубежья. Планируется издание школьного творческого журнала для учеников и учителей школ Республики.

 

 

Кроме того, учащиеся нашей школы принимают участие в ежегодной Международной конференции молодых ученых и студентов «Фараби әлемі», а так же в международном конкурсе научных проектов имени У. Джолдасбекова.

 

 

 

 

 

В апреле 2019 года команда профильной школы КазНу имени аль Фараби приняла участие и стала победителем военизированной игры «Сарбаз», ежегодно организуемой.

 

 

 

 

 

С 1 сентября 2022 года директором профильной школы назначена доктор PhD педагогики и психологии Есенова Камшат Аугажиевна.

Есенова К.А. – педагог с большим опытом работы, все 23 года трудового стажа посвятила работе и научной деятельности в КазНУ имени аль-Фараби.

Пользуется заслуженным авторитетом и уважением среди коллег и руководства КазНУ имени аль-Фараби. Автор множества научных публикаций по педагогике и психологии школьного образования и управления.

 

За время существования, учащиеся Профильной школы КазНУ имени аль-Фараби показывали высокие результаты в учебе и научной деятельности, становясь призерами на конкурсах и олимпиадах разных уровней. Коллектив учителей и руководство школы в полном объеме создают условия для достижения этих уровней.

Дальнейшее развитие Профильной школы КазНУ им. аль-Фараби соответствует целям опережающего развития и связано с перспективой социально-экономического развития Республики Казахстан.