ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КАЗНУ ИМ. АЛЬ-ФАРАБИ

УТВЕРЖДАЮ

Проректор КазНУ им.аль-Фараби _______________Ш.Е. Джаманбалаева «______»______________ 2011 г.

 

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КАЗНУ ИМ. АЛЬ-ФАРАБИ 

 

  1.  Паспорт Программы

 

Наименование Программы

Программа развития социального партнерства в сфере молодежной политики КазНУ им. аль-Фараби на 2011-2020 годы

 

Основание для разработки

 

 

Постановление ректората КазНУ им. аль-Фараби от __ 2011 г.

Разработчики Программы

 

Проректор по языкам и воспитательной работе

Департамент по воспитательной работе и развитию языков

Цель

Создание жизнеспособной развивающейся системы сотрудничества органов студенческого самоуправления с администрацией университета, представителями государственного, общественного и коммерческого секторов для эффективного решения проблем, связанных с защитой и представлением интересов студентов КазНУ им. аль-Фараби

 

Задачи

- предоставление студентам возможности активно участвовать в управлении вузом;

- создание действенных механизмов взаимодействия между студентами университета и администрацией университета, профессорско-преподавательским составом;

- усиление поддержки и стимулирование студенческой инициативы;

- повышение престижа и авторитета органов студенческого самоуправления;

- совершенствование менеджмента студенческих организаций;

- проведение мониторинга развития студенческого самоуправления;

- реализация комплекса мер по патриотическому воспитанию и формированию гражданской активности, социальной ответственности и механизма раскрытия потенциала молодежи

 

2. Введение

Одна из важнейших задач, стоящих в настоящий момент перед высшими учебными заведениями - создание наиболее благоприятных условий для реализации интеллектуального и нравственного потенциала человека. Внедрение в систему управления университетом особого механизма, предусматривающего широкие права для студенческих коллективов в управлении вузом в сочетании с высокой ответственностью за результаты работы, позволит решить эту задачу наиболее эффективно.

Роль такого механизма может сыграть реализация принципа социального партнерства в сфере молодежной политики КазНУ. Социальное партнерство – это детально проработанная и гибкая форма сотрудничества, построенная на четком распределении ролей, ответственности и долей участия.

Цель социального партнерства – развитие социального потенциала студенческой молодежи как будущей профессиональной и интеллектуальной элиты казахстанского общества.

Система социального партнерства позволяет:

- делегировать студентам ответственность за решение ряда вопросов студенческой жизни;

- вовлечь студентов как социальных партнеров в управление, контроль и оценку деятельности университета;

- усилить роль студенческих организаций в процессе формирования профессиональных и личностных компетенций будущих специалистов, отвечающих современным требованиям общества.

Предоставление студентам возможности активно участвовать в управлении университетом является мощным мотивационным фактором, придает деятельности студенческой организации инновационный характер, создает возможность конструктивного использования социального потенциала молодого человека. С другой стороны, создание рационального механизма выявления и раскрытия творческой инициативы, трансформации ее в эффективное организационное решение позволит создать стабильную систему организации студенческой жизни и управления вузом.

3. Анализ ситуации

В Казахском национальном университете им. аль-Фараби сложилась развитая система студенческого самоуправления (ССУ) со своими особенностями, задачами и традициями.

Ключевые субъекты студенческого самоуправления КазНУ:

  • · Комитет молодежных организаций
  • · Сенат студентов (включающий в себя общеуниверситетский студенческий мажилис и студенческие маслихаты на факультетах),
  • · Студенческая профсоюзная организация «Сункар»,
  • · Высший университетский студенческий совет общежитий,
  • · Отряд правопорядка (ОПП),  
  • · Студенческое Бюро по Болонскому процессу,
  • · Студенческая юридическая клиника,  
  • · Штаб строительных студенческих отрядов (ССО), 
  • · Дебатное движение трех лиг (казахская, русская, англиская лига)
  • · Студенческие объединения и клубы на факультетах

Сегодня эти органы студенческого самоуправления являются неотъемлемой частью вузовской системы управления и реализуют важнейшие функции организации студенческой жизни, работают в тесном взаимодействии друг с другом. Их деятельность на общеуниверситетском уровне координируется комитетом молодежных организаций.

В 2010 году впервые в истории университета разработана и принята Концепция молодежной политики КазНУ им. аль-Фараби. В ее основу положены новые принципы и подходы, а именно:

ü принцип приоритетности участия студентов в разработке и реализации проектов,

ü принцип инновационного формата работы с молодежью,

ü принцип вариативности, учитывающий все многообразие интересов и возможностей студентов,

ü принцип информационной открытости.

Значительно расширил свою деятельность Комитет молодежных организаций КазНУ, ставший реальной силой в воплощении студенческих замыслов. Растет ежегодно число студентов, участвующих в работе органов студенческого самоуправления (см. рис. 1).




Рис. 1 Число студентов, задействованных в работе органов

студенческого самоуправления

Коренное реформирование системы студенческого самоуправления существенно активизировало деятельность более 180 студенческих объединений, кружков и клубов. Начали свою деятельность новые студенческие движения и клубы:

- возрождено общество «Семи муз»;

- создана и активно работает «Школа студенческого лидерства».;

- сформировано интеллектуальное движение студентов «SIFE» КазНУ («Студенты в свободном предпринимательстве»);

- впервые в Казахстане студентами университета создано Студенческое бюро по Болонскому процессу;

- развернута работа университетского студенческого Пресс-центра;

- действует студенческая волонтерская служба «Комек»

- впервые создано студенческое экологическое движение «КазНУ – Гринкампус» и мн. другие.

Можно выделить ряд характерных тенденций в развитии органов студенческого самоуправления университета:

- органы студенческого самоуправления всё более активно стремятся взаимодействовать с органами управления университета на основе принципов социального партнёрства;

- они становятся носителем активного начала, характеризующегося инициативой, деятельным участием в жизни университета и городского сообщества;

- студенты, входящие в состав органов самоуправления, стремятся обладать определёнными умениями и навыками общественной деятельности, достичь определённого уровня управленческой культуры, а также обеспечивают преемственность традиций;

- для студенчества, в лице органов их самоуправления, создаются условия свободы выбора, заключающиеся в возможности и способности самостоятельно определять направления практического использования своего потенциала;

- студенческая среда всё активнее обеспечивает поддержку инициатив, выдвигаемых органами студенческого самоуправления.

Анализ процессов развития студенческого самоуправления позволил также выделить ряд условий и факторов, оказывающих как позитивное, так и негативное влияние на его деятельность (см. табл. 1): 

 

Таблица 1. Условия и факторы, влияющие на деятельность студенческого самоуправления

 

Условия и факторы, влияющие 

на деятельность самоуправления 

положительно 

Факторы, оказывающие 

отрицательное влияние на развитие студенческого самоуправления 

- целенаправленность и целесообразность;

- конкретность полномочий и сферы деятельности;

-правомочность деятельности органов самоуправления;

- сотрудничество с другими студенческими организациями;

- благоприятный психологический климат в коллективе;

- самостоятельность в деятельности;

- сотрудничество всех видов самоуправления, педагогического и студенческого коллективов.

- четкое определение перспектив развития;

- педагогическое обеспечение деятельности самоуправления;

- знание причин, тормозящих развитие коллектива;

- высокий творческий потенциал коллектива;

- ответственная зависимость в процессе сотрудничества.

- излишняя опека;

- недоверие и неверие в силы и возможности самоуправления со стороны педагогов и администрации;

- позиция пассивных, а порой и сопротивляющихся исполнителей;

- давление командных функций;

- «валовой подход» к деятельности самоуправления;

- подмена деятельности самоуправления действиями педагогов и администрации;

- отсутствие условий для самостоятельных суждений и действий;

- непроработанность единых требований методической работы.

- бессистемность в работе, самотек.

 

 

Особая роль на пути демократизации образовательного пространства и развития студенческого самоуправления принадлежит социальному партнерству – активной социальной практике взаимодействия между студентов с администрацией и профессорско-преподавательским составом университета. При этом студенческий актив рассматривается руководством университета в качестве партнера, действующего в целях наиболее четкой организации учебно-воспитательного процесса, активизации студенческой жизни, осуществления связи администрации со студентами. Именно в системе активного партнерского участия студентов в процессе оптимизации условий обучения, занятий НИР, защиты социальных прав студентов и организации внеучебной деятельности складываются наиболее благоприятные условия для реализации экономической, инновационной, творческой активности молодого поколения.

4. Уровни, принципы и структура социального партнерства

Систему социального партнерства в сфере молодежной политики можно представить в виде трехуровневой структуры

Уровни социального партнерства:

ü Уровень университета - администрация; совет кураторов - эдвайзеров; профессорско-преподавательский состав, студенческое самоуправление; студенты

ü Региональный - администрации районов и города Алматы; городские общественные организации

ü Республиканский - Министерство образования и науки РК; республиканские общественные организации и социальные службы

Отношения социального партнерства на уровне учебного заведения предполагают:

1) Осознание всеми участниками образовательного процесса (руководства университета, ППС и студентов) общей и взаимной ответственности за качество подготовки современных конкурентоспособных специалистов

2) Увеличение доли координационных принципов управления в сферах стратегического и тактического планирования

3) Реализацию программ и проектов, участие в распределении результатов совместной деятельности

 

  

 Рис. 2 Возможности социального партнерства:

Основные принципы партнерского взаимодействия органов студенческого самоуправления с администрациями университета и другими социальными субъектами:

  • · принцип возрастания субъектности молодежи в процессах управления партнерской деятельностью;
  • · принцип соотнесенности масштаба и сложности задач социального управления со степенью управленческой компетентности студенческого актива;
  • · принцип позитивной социальной направленности партнерской деятельности, выраженный в соблюдении баланса интересов личности, университета, общества, государства;
  • · принцип обоснованного закрепления за студенческим самоуправлением некоторых функций, управленческих полномочий с исключением их дублирования административными структурами;
  • · принцип информационной прозрачности деятельности партнеров;
  • · принцип оптимизации контроля за осуществлением деятельности партнеров в ходе совместной деятельности;
  • · принцип развивающей поддержки деятельности студенческого самоуправления со стороны администрации университета

 

  1.  Структура социального партнерства

 Функциональное включение студенческого самоуправления в процесс управления университетом осуществляется за счет активного взаимодействия с администрацией университета и факультета через своих представителей (Рис.2)

 

блца 2. Цели и пути развития социального партнерства

Цели

Препятствия к достижению

Практические дела

Сформировать готовность студентов к выполнению функций самоуправления

Недопонимание сущности студенческого самоуправления, незнание документов, регламентирующих его деятельность. Отсутствие управленческих знаний, умений и навыков.

Вооружить студентов необходимыми знаниями, умениями и навыками.

Выработать единые требования взаимодействия

Нарушение основных методологических, организационных и методических принципов деятельности самоуправления, наличие авторитарности и подмены функций коллегиальных органов самоуправления

Отказаться от опекунства и потребительского отношения к студенческому самоуправлению

Сформировать общественное мнение о значимости и необходимости студенческого самоуправления

Недооценка социальной значимости студенческого самоуправления в подготовке к общественному самоуправлению.

Слабая информированность и результативность самоуправления.

Конкретизировать содержание деятельности и функции всех органов самоуправления

Выполнение заданий только по указке преподавателей и администрации, незнание выборными органами своих функций, прав и обязанностей

На основе конкретных дел сплотить студентов, ППС и администрацию вуза в единый воспитательный коллектив

Активизировать сотрудничество общественных организаций и студенческого самоуправления

Параллелизм, смешение функций органов студенческого самоуправления

Наладить четкое взаимодействие органов всех видов самоуправления

 

Конкретизировать систему общественных поручений

 

Наладить учебу всех видов актива

 

Эпизодичность, ситуативность в сотрудничестве коллективных, коллегиальных органов всех видов самоуправления

Формализм в работе общественных организаций, системе общественных поручений

Слабое сотрудничество между всеми органами самоуправления

Совершенствовать отношения в системе «студенческое самоуправление – педагогический коллектив»

Низкий уровень готовности ППС к работе со студенческим самоуправлением.

Отсутствие конкретных сфер взаимодействия педагогов и студентов, несоответствие отношений между ними требованиям демократизации жизни университета

Овладеть методикой сотрудничества, сплочения, вдохновления, поддержки, побуждения

 

Таблица 3. Целевые индикаторы и показатели развития социального партнерства

 

 

Индикатор

2011

2015

2020

1

Доля студентов, принимающих активное участие в реализации мероприятий в сфере молодежной политики и воспитания

30%

38%

55%

2

Доля студентов, участвующих в деятельности студенческих и молодежных организаций

20%

25%

30%

3

Доля студентов, участвующих в работе совещательных органов

- ученые совет, ректорат

- различные комиссии

 

 

5-10 %

20 %

 

 

10-13 %

25 %

 

 

15-20 %

35 %

4

Количество студенческих организаций, находящихся на самофинансировании

2 %

5 %

10 %

5

Доля студентов, участвующих в волонтерских движениях

2 %

5 %

10 %

6

Количество студентов, проходящих практику в подразделениях университета

2 %

10 %

35 %

7

Участие органов ССУ в вопросах заселения в общежития

50 %

75 %

100 %

 

Сочетание различных видов студенческого самоуправления на всех уровнях способствует поиску оптимальных механизмов и путей решения проблем студентов, позволяет развивать их инициативу не только в рамках образовательных учреждений, но и за их пределами, повышает роль и значимость консолидированного студенческого мнения, студенческих инициатив.