ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КАЗНУ ИМ. АЛЬ-ФАРАБИ
УТВЕРЖДАЮ
Проректор КазНУ им.аль-Фараби _______________Ш.Е. Джаманбалаева «______»______________ 2011 г.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КАЗНУ ИМ. АЛЬ-ФАРАБИ
- Паспорт Программы
Наименование Программы |
Программа развития социального партнерства в сфере молодежной политики КазНУ им. аль-Фараби на 2011-2020 годы |
Основание для разработки
|
Постановление ректората КазНУ им. аль-Фараби от __ 2011 г. |
Разработчики Программы
|
Проректор по языкам и воспитательной работе Департамент по воспитательной работе и развитию языков |
Цель |
Создание жизнеспособной развивающейся системы сотрудничества органов студенческого самоуправления с администрацией университета, представителями государственного, общественного и коммерческого секторов для эффективного решения проблем, связанных с защитой и представлением интересов студентов КазНУ им. аль-Фараби
|
Задачи |
- предоставление студентам возможности активно участвовать в управлении вузом; - создание действенных механизмов взаимодействия между студентами университета и администрацией университета, профессорско-преподавательским составом; - усиление поддержки и стимулирование студенческой инициативы; - повышение престижа и авторитета органов студенческого самоуправления; - совершенствование менеджмента студенческих организаций; - проведение мониторинга развития студенческого самоуправления; - реализация комплекса мер по патриотическому воспитанию и формированию гражданской активности, социальной ответственности и механизма раскрытия потенциала молодежи |
2. Введение
Одна из важнейших задач, стоящих в настоящий момент перед высшими учебными заведениями - создание наиболее благоприятных условий для реализации интеллектуального и нравственного потенциала человека. Внедрение в систему управления университетом особого механизма, предусматривающего широкие права для студенческих коллективов в управлении вузом в сочетании с высокой ответственностью за результаты работы, позволит решить эту задачу наиболее эффективно.
Роль такого механизма может сыграть реализация принципа социального партнерства в сфере молодежной политики КазНУ. Социальное партнерство – это детально проработанная и гибкая форма сотрудничества, построенная на четком распределении ролей, ответственности и долей участия.
Цель социального партнерства – развитие социального потенциала студенческой молодежи как будущей профессиональной и интеллектуальной элиты казахстанского общества.
Система социального партнерства позволяет:
- делегировать студентам ответственность за решение ряда вопросов студенческой жизни;
- вовлечь студентов как социальных партнеров в управление, контроль и оценку деятельности университета;
- усилить роль студенческих организаций в процессе формирования профессиональных и личностных компетенций будущих специалистов, отвечающих современным требованиям общества.
Предоставление студентам возможности активно участвовать в управлении университетом является мощным мотивационным фактором, придает деятельности студенческой организации инновационный характер, создает возможность конструктивного использования социального потенциала молодого человека. С другой стороны, создание рационального механизма выявления и раскрытия творческой инициативы, трансформации ее в эффективное организационное решение позволит создать стабильную систему организации студенческой жизни и управления вузом.
3. Анализ ситуации
В Казахском национальном университете им. аль-Фараби сложилась развитая система студенческого самоуправления (ССУ) со своими особенностями, задачами и традициями.
Ключевые субъекты студенческого самоуправления КазНУ:
- · Комитет молодежных организаций
- · Сенат студентов (включающий в себя общеуниверситетский студенческий мажилис и студенческие маслихаты на факультетах),
- · Студенческая профсоюзная организация «Сункар»,
- · Высший университетский студенческий совет общежитий,
- · Отряд правопорядка (ОПП),
- · Студенческое Бюро по Болонскому процессу,
- · Студенческая юридическая клиника,
- · Штаб строительных студенческих отрядов (ССО),
- · Дебатное движение трех лиг (казахская, русская, англиская лига)
- · Студенческие объединения и клубы на факультетах
Сегодня эти органы студенческого самоуправления являются неотъемлемой частью вузовской системы управления и реализуют важнейшие функции организации студенческой жизни, работают в тесном взаимодействии друг с другом. Их деятельность на общеуниверситетском уровне координируется комитетом молодежных организаций.
В 2010 году впервые в истории университета разработана и принята Концепция молодежной политики КазНУ им. аль-Фараби. В ее основу положены новые принципы и подходы, а именно:
ü принцип приоритетности участия студентов в разработке и реализации проектов,
ü принцип инновационного формата работы с молодежью,
ü принцип вариативности, учитывающий все многообразие интересов и возможностей студентов,
ü принцип информационной открытости.
Значительно расширил свою деятельность Комитет молодежных организаций КазНУ, ставший реальной силой в воплощении студенческих замыслов. Растет ежегодно число студентов, участвующих в работе органов студенческого самоуправления (см. рис. 1).
Рис. 1 Число студентов, задействованных в работе органов
студенческого самоуправления
Коренное реформирование системы студенческого самоуправления существенно активизировало деятельность более 180 студенческих объединений, кружков и клубов. Начали свою деятельность новые студенческие движения и клубы:
- возрождено общество «Семи муз»;
- создана и активно работает «Школа студенческого лидерства».;
- сформировано интеллектуальное движение студентов «SIFE» КазНУ («Студенты в свободном предпринимательстве»);
- впервые в Казахстане студентами университета создано Студенческое бюро по Болонскому процессу;
- развернута работа университетского студенческого Пресс-центра;
- действует студенческая волонтерская служба «Комек»
- впервые создано студенческое экологическое движение «КазНУ – Гринкампус» и мн. другие.
Можно выделить ряд характерных тенденций в развитии органов студенческого самоуправления университета:
- органы студенческого самоуправления всё более активно стремятся взаимодействовать с органами управления университета на основе принципов социального партнёрства;
- они становятся носителем активного начала, характеризующегося инициативой, деятельным участием в жизни университета и городского сообщества;
- студенты, входящие в состав органов самоуправления, стремятся обладать определёнными умениями и навыками общественной деятельности, достичь определённого уровня управленческой культуры, а также обеспечивают преемственность традиций;
- для студенчества, в лице органов их самоуправления, создаются условия свободы выбора, заключающиеся в возможности и способности самостоятельно определять направления практического использования своего потенциала;
- студенческая среда всё активнее обеспечивает поддержку инициатив, выдвигаемых органами студенческого самоуправления.
Анализ процессов развития студенческого самоуправления позволил также выделить ряд условий и факторов, оказывающих как позитивное, так и негативное влияние на его деятельность (см. табл. 1):
Таблица 1. Условия и факторы, влияющие на деятельность студенческого самоуправления
Условия и факторы, влияющие на деятельность самоуправления положительно |
Факторы, оказывающие отрицательное влияние на развитие студенческого самоуправления |
- целенаправленность и целесообразность; - конкретность полномочий и сферы деятельности; -правомочность деятельности органов самоуправления; - сотрудничество с другими студенческими организациями; - благоприятный психологический климат в коллективе; - самостоятельность в деятельности; - сотрудничество всех видов самоуправления, педагогического и студенческого коллективов. - четкое определение перспектив развития; - педагогическое обеспечение деятельности самоуправления; - знание причин, тормозящих развитие коллектива; - высокий творческий потенциал коллектива; - ответственная зависимость в процессе сотрудничества. |
- излишняя опека; - недоверие и неверие в силы и возможности самоуправления со стороны педагогов и администрации; - позиция пассивных, а порой и сопротивляющихся исполнителей; - давление командных функций; - «валовой подход» к деятельности самоуправления; - подмена деятельности самоуправления действиями педагогов и администрации; - отсутствие условий для самостоятельных суждений и действий; - непроработанность единых требований методической работы. - бессистемность в работе, самотек. |
Особая роль на пути демократизации образовательного пространства и развития студенческого самоуправления принадлежит социальному партнерству – активной социальной практике взаимодействия между студентов с администрацией и профессорско-преподавательским составом университета. При этом студенческий актив рассматривается руководством университета в качестве партнера, действующего в целях наиболее четкой организации учебно-воспитательного процесса, активизации студенческой жизни, осуществления связи администрации со студентами. Именно в системе активного партнерского участия студентов в процессе оптимизации условий обучения, занятий НИР, защиты социальных прав студентов и организации внеучебной деятельности складываются наиболее благоприятные условия для реализации экономической, инновационной, творческой активности молодого поколения.
4. Уровни, принципы и структура социального партнерства
Систему социального партнерства в сфере молодежной политики можно представить в виде трехуровневой структуры
Уровни социального партнерства:
ü Уровень университета - администрация; совет кураторов - эдвайзеров; профессорско-преподавательский состав, студенческое самоуправление; студенты
ü Региональный - администрации районов и города Алматы; городские общественные организации
ü Республиканский - Министерство образования и науки РК; республиканские общественные организации и социальные службы
Отношения социального партнерства на уровне учебного заведения предполагают:
1) Осознание всеми участниками образовательного процесса (руководства университета, ППС и студентов) общей и взаимной ответственности за качество подготовки современных конкурентоспособных специалистов
2) Увеличение доли координационных принципов управления в сферах стратегического и тактического планирования
3) Реализацию программ и проектов, участие в распределении результатов совместной деятельности
Рис. 2 Возможности социального партнерства:
Основные принципы партнерского взаимодействия органов студенческого самоуправления с администрациями университета и другими социальными субъектами:
- · принцип возрастания субъектности молодежи в процессах управления партнерской деятельностью;
- · принцип соотнесенности масштаба и сложности задач социального управления со степенью управленческой компетентности студенческого актива;
- · принцип позитивной социальной направленности партнерской деятельности, выраженный в соблюдении баланса интересов личности, университета, общества, государства;
- · принцип обоснованного закрепления за студенческим самоуправлением некоторых функций, управленческих полномочий с исключением их дублирования административными структурами;
- · принцип информационной прозрачности деятельности партнеров;
- · принцип оптимизации контроля за осуществлением деятельности партнеров в ходе совместной деятельности;
- · принцип развивающей поддержки деятельности студенческого самоуправления со стороны администрации университета
- Структура социального партнерства
Функциональное включение студенческого самоуправления в процесс управления университетом осуществляется за счет активного взаимодействия с администрацией университета и факультета через своих представителей (Рис.2)
блца 2. Цели и пути развития социального партнерства
Цели |
Препятствия к достижению |
Практические дела |
Сформировать готовность студентов к выполнению функций самоуправления |
Недопонимание сущности студенческого самоуправления, незнание документов, регламентирующих его деятельность. Отсутствие управленческих знаний, умений и навыков. |
Вооружить студентов необходимыми знаниями, умениями и навыками. Выработать единые требования взаимодействия |
Нарушение основных методологических, организационных и методических принципов деятельности самоуправления, наличие авторитарности и подмены функций коллегиальных органов самоуправления |
Отказаться от опекунства и потребительского отношения к студенческому самоуправлению |
|
Сформировать общественное мнение о значимости и необходимости студенческого самоуправления |
Недооценка социальной значимости студенческого самоуправления в подготовке к общественному самоуправлению. Слабая информированность и результативность самоуправления. |
Конкретизировать содержание деятельности и функции всех органов самоуправления |
Выполнение заданий только по указке преподавателей и администрации, незнание выборными органами своих функций, прав и обязанностей |
На основе конкретных дел сплотить студентов, ППС и администрацию вуза в единый воспитательный коллектив |
|
Активизировать сотрудничество общественных организаций и студенческого самоуправления |
Параллелизм, смешение функций органов студенческого самоуправления |
Наладить четкое взаимодействие органов всех видов самоуправления
Конкретизировать систему общественных поручений
Наладить учебу всех видов актива
|
Эпизодичность, ситуативность в сотрудничестве коллективных, коллегиальных органов всех видов самоуправления |
||
Формализм в работе общественных организаций, системе общественных поручений |
||
Слабое сотрудничество между всеми органами самоуправления |
||
Совершенствовать отношения в системе «студенческое самоуправление – педагогический коллектив» |
Низкий уровень готовности ППС к работе со студенческим самоуправлением. Отсутствие конкретных сфер взаимодействия педагогов и студентов, несоответствие отношений между ними требованиям демократизации жизни университета |
Овладеть методикой сотрудничества, сплочения, вдохновления, поддержки, побуждения |
Таблица 3. Целевые индикаторы и показатели развития социального партнерства
|
Индикатор |
2011 |
2015 |
2020 |
1 |
Доля студентов, принимающих активное участие в реализации мероприятий в сфере молодежной политики и воспитания |
30% |
38% |
55% |
2 |
Доля студентов, участвующих в деятельности студенческих и молодежных организаций |
20% |
25% |
30% |
3 |
Доля студентов, участвующих в работе совещательных органов - ученые совет, ректорат - различные комиссии |
5-10 % 20 % |
10-13 % 25 % |
15-20 % 35 % |
4 |
Количество студенческих организаций, находящихся на самофинансировании |
2 % |
5 % |
10 % |
5 |
Доля студентов, участвующих в волонтерских движениях |
2 % |
5 % |
10 % |
6 |
Количество студентов, проходящих практику в подразделениях университета |
2 % |
10 % |
35 % |
7 |
Участие органов ССУ в вопросах заселения в общежития |
50 % |
75 % |
100 % |
Сочетание различных видов студенческого самоуправления на всех уровнях способствует поиску оптимальных механизмов и путей решения проблем студентов, позволяет развивать их инициативу не только в рамках образовательных учреждений, но и за их пределами, повышает роль и значимость консолидированного студенческого мнения, студенческих инициатив.