Общие сведения

Научно-исследовательская деятельность кафедры тюркологии и индологии факультета востоковедения в 2010 г. регламентировалась в соответствии с ГОСОРК 5.03.011-2006 Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Система образования Республики Казахстан. Научно-исследовательская работа в высших учебных заведениях

Ученый совет факультета обсуждал и утверждал решения по вопросам НИР (научная политика, приоритетные научные направления, ежегодные планы НИР, перспективные планы по научным исследованиям, отчеты по НИР) и др.

Итогом работы Ученого совета вуза явились выписки из протоколов заседаний Ученого совета по вопросам НИР кафедры.

Основные направления научной деятельности

Кафедра разрабатывает научные исследования по вопросам языка, истории и культуры и этнографии тюркского этноса в Казахстане, а также тюркского народа в мире. Тематический план по НИР за отчетный год затрагивает вопросы развития исследований в рамках изучения тюркологических проблем как казахстанской, так и тюркского мира в зарубежом. Весь профессорско-преподавательский состав включен в число исполнителей НИР по смежным темам.

Основные научные результаты

1. Наиболее значимыми результатами явились научные проекты по государственным закупкам способом открытого конкурса фундаментальных научных исследований на 2009-2011 годы Заказчик: Комитет науки Министерства образования и науки Республики Казахстан. По кафедре тюркологии выполняется ІІІ проекта:

  • Проф. Р.А. Авакова «Қазақ әдеби тілі және ұлттық менталитет: мәдени концептер» (руководитель);
  • Проф. Р.А. Авакова «Қазақ тілі әлемдік мәдени кеңістікте: атаулардың тарихи даму парадигмасы» (исполнитель);
  • Доцент Г.А. Бегимова «Жүсіп Баласағұнның «Құтты Білік» дастанын зерттеудің ғылыми- методологиялық негіздері» (исполнитель).

2. Проф. Р.А. Авакова. В рамках Иновационной образовательной программы Московского государственного лингвистического университета «Система формирования языковой компетентность – важный фактор иновационного развития России (Лингвопарк)».

І. Проф. Р.А. Авакова по читаемому курсу «Лингвокультурология» (специальность: инфил.: турецкий язык; 4 курс) разработала новую форму практического занятия, используя обьект фундаментального исследования по теме: «Қазақ әдеби тілі және ұлттық менталитет: мәдени концептер». Предмет «Лингвокультурология» и данный научный проект являются логический связанныеми научными напрвлениями в лингвистике. В практических занятиях, а также в СРСП студенты разработали и презентовали научный проект: «Лингвокультуремы казахского и турецкого языков» (презентации научных проектов на практическом занятии по предмету «Лингвокультурология» прилагаются). Результаты практических занятии можно использовать при составления культурологического словаря казахского языка, который будет издаватся по плану издательство КазНУ им. аль-Фараби. (Алматы, 2011 г. 3 квартал).

Объектом студенческого проекта является значимые коды – культуремы, которые часто встречаются в казахском литературном языке (в устной литературе, художественных произведениях, фольклоре, языковых средствах: лексических, фразеологических, пословицах и поговорках, загадках и т.п.) и хранятся в национальном менталитете.

Цель студенческого научного проекта в рамках НИР «Қазақ әдеби тілі және ұлттық менталитет: мәдени концептер». – выявить в соответствии с новыми мировыми лингвистическими направлениями и теориями определения, такие как: систематизация и всестороннее исследование различных по стилистически жанровой характеристике, общих для всех носителей языка, устойчивых, обработанных и систематизированных в письменной традиции и письменной литературе культурных концептов. Данные концепты отражают оценочные, культурно-познавательные особенности, культурно значимые ценности и познавательные процессы в современном общенародном языке.

ІІ. В рамках Иновационной образовательной программы Московского государственного лингвистического университета «Система формирования языковой компетентность – важный фактор иновационного развития России (Лингвопарк)». По Казахстану на этом проекте участвовала проф. Р.А. Авакова. И результатом этого исследования является издание учебного пособия, серия: Страна изучаемого языка Республика Казахстан. «Язык. Этнос. Культура». Москва: Тезаурус, 2010. – 12,5 п.л. (соавтор проф. Н.Ж. Шаймерденова). Работа представляет собой первый опыт учебно-методического комплекса, в котором проблемы языка рассматриваются в тесном взаимодействии с жизнью и культурой казахского народа. Книга позволит молодым специалистам усвоить основные термины и понятия научной дисциплины, а также самостоятельно изучить вопросы, представленные в виде таблиц, рисунков. Учебно-методический комплекс состоит из двух частей, включающих общие вопросы теории и этноязыковой практикум, рекомендуется магистрантам, докторантам и преподавателям, углубленно изучающим проблемы взаимоотношения языка и этноса, с привлечением социолингвистических данных языка, и общества языка сознания и самосознания, а также для тех, кто изучает казахский язык и казахскую культуру.Учебное пособие включает теоретические и практические проблемы когнитивной лингвистики, этнолингвистики; также лингвокультурологии, социолингвистики. Данные предметы читается, как отдельные предметы по элективным курсам студентом, обучающихся по специальностиям «Иностранная филология», «Переводческое дело», «Тюркология».

ІІІ. Шадкам Зубайда защетила кандидатскую диссертацию по теме: «Лингвокультурологичесие особенности этикета казахского и турецкого языков". Алматы, 2006. По теме своей диссертации разработала учебное пособие: «Межкультурная коммуникация (разговорный этикет)». (Алматы, 2010). Данное учебное пособие успешно исползуется на читаемых курсах: «Мәдениаралық қарым-қатынас практикумы», «Мәдениаралық қарым-қатынас практикумы және теориясы», «Сөйлеу этикеті (элективный предмет).

ІV. Бегимова Гульжанат Абдрахмановна защетила кандидатскую «Значение дипломатических терминов казахского и турецкого языков и их использование». По теме своей диссертаци разработала новый спецкурс для магистрантов: «Дипломатические термины казахского и русского языков», «Язык дипломатии и этикет».

Сфера научных интересов старших преподавателей З.Е.Искаковой., С.Н. Досовой., Д.Таубалдиевой., Д.М. Кокеевой., докторант К.Габдуллин: тюркско-индийские языковые связи, методика преподавания языка хинди, индийская литература, а также гендерные проблемы в Индии. Опубликованы учебные пособия: «Древнеиндийская мифология и истоки индийских религий», «Введение в индийскую филологию», «Методика преподавания языка хинди», «Индийская литература: древность и современность», а также более 40 научных и научно-популярных статей.