Интервью с профессором факультета Философии и политологии Пузиковым Михайлом

15.02.2015

Көрулер: 5170

Ученый: Готовность работать в интересах Родины - залог успеха в мировой конкурентной среде

АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Формирование патриотизма как обязательной ценности для каждого гражданина является одной из самых актуальных проблем в духовной жизни любого общества. Такое мнение выразил Михаил Пузиков - академик, доктор исторических наук, профессор КазНУ им. Аль-Фараби, сообщает «Казахстанская правда».

«Когда речь идет о ее защите, каждый в первую очередь думает о родном шаныраке, об отце с матерью, братьях и сестрах, детях и внуках. И с праведными помыслами идет защищать Отечество. Поэтому надо знать свою историю», - отметил Глава государства в интервью агентству «Хабар» у подножия горы Улытау.

Правильные духовно-нравственные ориентиры крайне важны именно для студенческой молодежи как особенно чувствительной к социальной несправедливости. Таким образом, взаимосвязь патриотического воспитания и образовательной сферы очевидна.

В течение последних двадцати лет на территории стран бывшего СССР, в том числе и в Казахстане, быстрыми темпами шел процесс капитализации общества. Сознание большинства населения не готово было воспринимать рыночные отношения как новый образ жизни. Наблюдавшаяся социальная ностальгия и потеря духовных ценностей, особенно среди пожилых людей, привели к тому, что понятие Родины было либо деформировано, либо утеряло свою нравственную составляющую. Свое влияние на патриотическое воспитание оказывает быстрое вовлечение общества в процесс глобализации.

Конечно, он объективен, но только глобализацию надо принимать с учетом интересов всех сторон, всех стран и народов. Кроме того, к сожалению, в последние годы патриотическое воспитание в ряде стран под гнетом решения экономических проблем отошло на второй план, а ведь патриотизм имеет мощный созидательный потенциал.

Президент Казахстана в Послании народу в 2014 году еще раз большое внимание уделил патриотической составляющей в системе воспитательных функций социальных институтов, говорил о новом казахстанском патриотизме. Подлинный патриотизм как качество личности закладывается в детстве. Слушая колыбельные песни, наблюдая за жизнью родителей, ребенок, естественно, привязывается к ним, как бы фотографируя их образы и стараясь быть таковым и в школьные, и в студенческие, и в зрелые годы. Через семью и образование, когда родители и преподаватели своим трудом и поведением олицетворяют пример служения стране, происходит формирование такого понятия, как «патриотизм» у детей и подростков. Чувство любви к своему дому, к своей Земле, благодарности за заботу и труд - это традиционные составляющие патриотизма, которые сейчас порой нивелируются ростом индивидуализма в молодежной среде и нуждаются в целенаправленном культивировании со стороны всех социальных институтов.

Мне не забыть испытаний в годы Великой Отечественной войны, когда десятилетним школьником в родном селе Куломзино Северного Казахстана сел за штурвал комбайна в качестве помощника. До сих пор помню, какое счастье и гордость испытывал от того, что мог своим посильным трудом вносить вклад в победу над фашизмом, по вине которого гибли люди, а наша семья голодала. Тогда я видел, как сельская молодежь рвалась на фронт, приписывая себе годы, чтобы принять личное участие в разгроме захватчиков. А ведь было известно, что из призванных на фронт живыми возвращались единицы. Вдалеке от дома меня никогда не покидало чувство ответственности перед страной. Вспоминаются до сих пор назидания командира: «Давай, сынок, стреляй метко. Подумай при этом о Родине, верь в себя, верь в нее. Вера в ее мощь - гарантия успеха».

Я считаю, что скоординированная работа отечественных и зарубежных авторитетных историков и политиков - важный и обязательный элемент системы патриотического воспитания современного поколения, далеко не всегда имеющего возможность получить фундаментальное образование, которое не позволяет манипулировать сознанием молодого человека.

В конце 60-х годов я занимался историей становления и развития металлургии в Казахстане. Особенно волновал вопрос, как за такое короткое время была построена Казахстанская магнитка. В Темиртауском горкоме партии мне организовали встречу с молодым металлургом и общественным активистом. Помню, с каким азартом, огоньком в глазах и гордостью за свой коллектив он рассказывал, как горняки добиваются выдающихся показателей. По памяти приводил многочисленные примеры, цифры и факты. Я тогда подумал: «Побольше бы таких людей рождалось на нашей земле. Это будущее нашей страны». Пожав руку, молодой человек улыбнулся и сказал: «Меня зовут Нурсултан». Не трудно понять, что история - пророк не только прошлого, настоящего, но и будущего. И сегодня Нурсултан Абишевич Назарбаев доказывает своим трудом, почему он является Лидером нации, патриотом страны.

Происходящие в мире события должны побудить лучше изучать историю своего народа, больше узнавать о людях, которые посвятили свою жизнь бескорыстному служению Отечеству. Положительных примеров эффективного патриотического воспитания молодежи через работу учреждений образования немало. Сошлюсь на КазНУ им. Аль-Фараби, где проработал более сорока лет. 80-летняя история университета неразрывно связана с важными вехами становления казахстанской государственности. Во время Великой Отечественной войны вузу пришлось перейти на сокращенные программы, готовить прежде всего специалистов для фронта - медицинских сестер, врачей, радистов-операторов, рентгенологов, переводчиков и т.д. Многие из ушедших на фронт преподавателей и студентов не вернулись с полей сражений. За мужество и отвагу воспитанники и сотрудники университета не раз награждались орденами и медалями, а выпускник вуза Александр Попов удостоен звания Героя Советского Союза.

В военные годы в КазНУ были передислоцированы лучшие научно-исследовательские кадры и лаборатории братских республик - России, Украины, Белоруссии. Во второй половине ХХ века университет решал новые задачи, связанные с созданием современной и хорошо оснащенной учебно-методической, научно-исследовательской и социальной инфраструктуры, с укреплением международных связей.

История КазНУ им. Аль-Фараби отражена в нашем великолепном музее. С большим интересом рассматривают в нем посетители портреты и личные вещи героев минувшей войны, защитников Брестской крепости Г. Ж. Жуматова и В. И. Фурсова. Убежден, что бережное отношение к истории, в том числе и недавней, играет незаменимую роль в патриотическом воспитании молодежи.

Другим эффективным направлением патриотического воспитания студентов КазНУ стали занятия, куда приглашают героев страны, наших выдающихся современников. Такие встречи не может заменить даже документального кино. Так, на одной из них участник защиты Брестской крепости профессор В. И. Фурсов рассказывал: «То, что случилось со мной, могло произойти с каждым на фронте. Помню страшный взрыв снаряда, потерял сознание, очнулся - холодный немецкий сапог на моей голове. Видимо, фашист хотел меня пристрелить (так поступали они со всеми ранеными), но пожалел патрон и не выстрелил, ушел. Я случайно выжил тогда. Потом меня, истекающего кровью и без ноги, спасли наши семнадцатилетние девушки-санитарки...» Эти рассказы ветеранов войны надолго остаются в памяти студентов.

Сегодня крайне важно не допускать снижения уровня гуманитарного образования, обеспечивающего и патриотическое воспитание молодежи. Следует избирательно, с учетом государственных интересов, сложившейся культуры и традиций народов использовать опыт как зарубежных, так и отечественных педагогов. Важно сам процесс внедрения инновационных методик осуществлять на основе оправдавших себя педагогических экспериментов, чтобы выпускать не только конкурентоспособных специалистов, но и, одновременно, патриотов, людей, знающих свою историю и культуру.

Очевидно, что принципиальной является подготовка всего коллектива университета как педагогов, так и обучающихся, к восприятию инновационных подходов в решении текущих задач, не отменяющих чувство уважения к своей истории, преданности гуманистическим идеалам, культуре своего многонационального народа, ответственности за будущее страны.

Именно сейчас, в условиях усиливающейся конкурентной борьбы в мировом сообществе человеческий фактор, готовность людей работать в интересах Родины определяют успешность подобного соперничества, а также сохранение мира и стабильности. Чтобы быть патриотами, приносить пользу своей стране, мы должны знать и изучать свою богатую историю, сохранять ее для потомков.